1. «ВкусВилл» шагнет в Европу
Российская торговая сеть «ВкусВилл» готовится к открытию магазинов в Европе. Как сообщили «Ведомости», 6 февраля сеть зарегистрировала в Нидерландах компанию Vkusvill Netherlands B.V. с основным видом деятельности «работа супермаркетов, продажа продуктов питания и сопутствующих товаров». Представитель «ВкусВилла» подтвердил, что компания готовится к открытию своих магазинов в Европе. Основатель компании Андрей Кривенко рассказал, что ретейлер рассматривал две страны для открытия представительства. А Нидерланды выбрали для регистрации, поскольку там удалось быстрее создать команду. В Амстердаме ретейлер работает с Aimforthemoon — студией стартапов, которая прорабатывает гипотезы, задачи и цели проекта. Впервые о планах выйти в Европу Андрей Кривенко сообщил в сентябре 2019 года. Но тогда сообщалось, что компания изучает возможность выйти на рынки Франции и Китая.

«ВкусВилл» на днях впервые раскрыл годовые финансовые результаты. Как сообщил «Ъ», в 2019 году выручка «ВкусВилла» выросла в 1,5 раза и достигла $1,28 млрд. За последние 4 года этот показатель увеличился в 4 раза. EBITDA по итогам года составляет около 7 млрд рублей против 2,8 млрд в 2018-м. Рентабельность по EBITDA достигает примерно 8% против 5,2% годом ранее. В 2019 году ретейлер выплатил дивиденды, но их размер в презентации не указан. Представитель компании подтвердил выплату дивидендов, но не стал отвечать на уточняющие вопросы. Количество магазинов «ВкусВилл» к концу 2019 года составило около 1200 против 712 в конце 2018 года.

Топ-5 проектов «ВкусВилл» можно посмотреть здесь.





2. Маски и дезинфекция для общепита
Управление Роспотребнадзора по Москве выпустило предписание по борьбе с возможным распространением коронавируса Covid-2019. Как сообщили «Ведомости», предписание завизировала главный санитарный врач по Москве Елена Андреева. Документ требует усилить дезинфицирующий режим в объектах столичного общепита. В частности, персонал, работающий с посетителями, должен носить одноразовые маски и менять их не реже, чем раз в 3 часа. Кроме того, сотрудники должны пользоваться кожными антисептиками. Также необходимо дезинфицировать обеденные залы (утром и вечером), дверные ручки, кассовые аппараты (каждый час) и посуду (в течение 90 минут при температуре не ниже 65 градусов). Кроме того, в помещениях массового скопления людей необходимо установить и использовать ультрафиолетовые бактерицидные облучатели закрытого типа (рециркуляторы). Еженедельно рестораторы будут обязаны предоставлять в Роспотребнадзор информацию о выполнении этих мероприятий.

Какими убытками грозит коронавирус российским моллам, читайте здесь.





3. АФК «Система» поборется за Real
Совет директоров АФК «Система» одобрил участие в покупке немецкой сети гипермаркетов Real. Как сообщил «Прайм», актив продает группа Metro AG. Напомним, что АФК «Система» владеет 49% люксембургской компании SCP Group, которая вместе с немецкой x+bricks покупает сеть Real. Еще 51% SCP Group принадлежит Феликсу Евтушенкову — сыну владельца АФК «Система» Владимира Евтушенкова. На прошлой неделе стороны подписали обязывающее соглашение о покупке. Сделку планируют закрыть в первой половине 2020 года. На ее финансирование 100%-ная «дочка» АФК «Система» — Sistema Finance S. A. — направит до 263 млн евро.

Топ-20 собственников торговой недвижимости России можно посмотреть здесь.





4. PepsiCo покупает китайского онлайн-ретейлера
Один из крупнейших в мире производителей безалкогольных напитков и снеков PepsiCo покупает китайского онлайн-ретейлера Haomusi Food Co. Ltd. (работает под брендом Be&Cheery) за $705 млн. Об этом агентству «Прайм» рассказали в PepsiCo. Но сделку должны одобрить акционеры и регуляторы. Haomusi Food Co. является одним из крупнейших в Китае онлайн-продавцов закусок. Ретейлер через свои онлайн-платформы торгует орехами, сухофруктами, мясными снеками и хлебобулочными изделиями.
Американская корпорация PepsiCo производит продукцию под брендами Pepsi, 7up, Mirinda, Tropicana, Lay’s, Cheetos, Doritos, а также владеет рядом других торговых марок.

Как и зачем создавались НR-бренды для PepsiCo и других крупных компаний, читайте здесь.





5. Коронавирус убивает люкс
Распространение коронавируса в Китае может повлечь за собой потери до $43 млрд в сегменте торговли товарами класса люкс. Об этом сообщает портал Business of Fashion. Эксперты отмечают, что за последние дни резко увеличилось число заболеваний за пределами Поднебесной, в том числе в Иране, Италии и Южной Корее. Это привело к массовому падению мировых фондовых индексов. В отчете компаний Altagamma, BCG и Bernstein отмечается, что снижение продаж в 2020-м коснется даже самых успешных люксовых брендов. А вся промышленность может потерять около 30-40 млрд евро. Китайский рынок традиционно остается основным для производителей и продавцов предметов роскоши. С 2017 года именно китайские потребители обеспечили 70% всех глобальных продаж в сегменте класса люкс. На сегодняшний день многие модные дома вынуждены держать свои магазины в Китае закрытыми на фоне падения покупательского трафика, а также откладывать на неопределенный срок открытие новых магазинов. На сегодняшний день, по официальной статистике, зараженными вирусом считаются более 75 тыс. человек. Многие страны временно закрывают границы или вводят карантин для путешествующих из Китая. Прогнозируется, что первый квартал 2020 года станет худшим за последние 10 лет по продажам люксовых товаров во всем мире.

Какие потери понесет российский ретейл из-за коронавируса, читайте здесь.





6. Илья Кретов ответит за 200 стран
Глава российского eBay Илья Кретов стал гендиректором компании на развивающихся рынках. Как сообщил Forbes, под управление московского офиса перейдет регион HiPo (High Potential Emerging Markets, развивающиеся рынки с высоким потенциалом). В него входят 200 стран — Китай, Юго-Восточная Азия, Центральная и Латинская Америка. То есть Илья Кретов будет управлять командами, расположенными в Сан-Франциско, Шанхае, Сингапуре, Мехико и Тель-Авиве (до сих пор под его руководством работал бизнес компании в Скандинавии, Восточной и Южной Европе, СНГ и на Ближнем Востоке). В новой должности Илья Кретов будет заниматься развитием экспортных продаж локальных продавцов и системы прямых платежей, а также внедрением специальных инструментов для экспортеров, которые уже используются в России. Подчиняться топ-менеджер будет напрямую вице-президенту eBay Джону Лину.

Интервью Ильи Кретова читайте здесь.





7. Семейные ценности
Бизнесмен Александр Удодов — муж сестры премьер-министра России Михаила Мишустина, продал два люксовых торговых центра в Москве. Об этом говорится в его интервью газете «Известия». Речь идет о люксовых торговых центрах «Гименей» и «Якиманка, 26», расположенных на улице Большая Якиманка. Покупатель не назван. Александру Удодову принадлежит крупнейший в России производитель шампиньонов «Грибная радуга», торгово-развлекательные центры «У речного» на Речном вокзале и «Атлас» в Одинцовском районе, а также бальнеологический курорт «Термы» в Краснодарском крае. Консультант, работавший с «Гименеем» и «Якиманкой, 26», в разговоре с «Ведомостями» заявил, что оба торговых центра купили структуры Александра Карманова — партнера Александра Удодова. А сделку закрыли еще летом прошлого года.

Кто владеет торговлей в Москве, можно прочитать здесь.





8. «Магнит» протестирует «Честный знак»
Торговая сеть «Магнит» станет площадкой для тестирования маркировки «Честный знак». Об этом сообщили «Ведомостям» заместитель гендиректора Центра развития перспективных технологий (ЦРПТ) Реваз Юсупов и представитель «Магнита». По их словам, магазины ретейлера станут тестовой площадкой для отработки всех процессов маркировки — от выпуска товара с производства до его продажи в магазине. Реваз Юсупов пояснил, что в ассортимент «Магнита» входят все маркируемые изделия, кроме фотокамер и шуб. Кроме того, у «Магнита» есть оптовые подразделения и своя система электронного документооборота, на которой ЦРПТ будет проверять процессы маркировки. Партнерами ЦРПТ в рамках эксперимента станут и поставщики сети. Представитель «Магнита» назвал одного участника эксперимента — производителя молочной продукции «Вакинское агро». Договоренностей по участию других поставщиков в эксперименте с «Магнитом» пока нет.

Пять сценариев развития пикирующего «Магнита» читайте здесь.





9. Исход из «Яндекса»
Основатели сервисов, на основе которых созданы «Яндекс.Еда» и «Яндекс.Шеф», покинут компанию. По данным vc.ru, из «Яндекса» уйдут три топ-менеджера: Максим Фирсов, Сергей Полиссар и Михаил Перегудов. Фирсов занимал должность генерального директора «Яндекс.Еды», Полиссар — управляющего директора того же сервиса, а Перегудов был гендиректором «Яндекс.Шефа». Максим Фирсов и Сергей Полиссар в 2016 году основали сервис Foodfox, который в 2017 году купил «Яндекс». Компанию переименовали в «Яндекс.Еду», а Фирсов и Полиссар стали руководителями сервиса в составе «Яндекса». В свою очередь, Михаил Перегудов был основателем сервиса «Партия еды», который «Яндекс» купил осенью 2018 года и весной 2019 года переименовал в «Яндекс.Шеф». Новым главой «Яндекс.Еды» станет Дмитрий Масюк, который раньше руководил развитием сервиса для водителей в «Яндекс.Такси» и консультировал компании потребительского сектора в McKinsey. Фирсов и Полиссар продолжат консультировать команду фудтех-направления «Яндекса» в качестве советников гендиректора «Яндекс.Такси» Даниила Шулейко. Михаил Перегудов займется развитием собственных проектов.

Как устроена экономика сервисов доставки, читайте здесь.





10. Gap займется секонд-хэндом
Американский ретейлер Gap выходит на рынок подержанной одежды. Компания объявила о начале сотрудничества с платформой ThredUp, которая считается крупнейшей в мире в сфере перепродажи модной одежды. Покупатели магазинов Gap, Banana Republic, Athleta и Janie and Jack в США смогут приносить бывшую в употреблении одежду и оставлять ее в специальных контейнерах в обмен на скидочные карты, которые можно будет затем использовать в торговых точках, которыми владеет Gap.

Gap стал одним из последних крупнейших ретейлеров одежды, который займется секонд-хэндом. До этого подобные попытки предпринимались Nordstrom, Macy’s, J.C. Penney и другими компаниями, испытывающими отток покупателей из физических магазинов.

Как аренда вещей теснит торговлю, читайте здесь.