1.       Экс-директор «Перекрестка» возглавил «Ленту»

«Лента» объявила о назначении Владимира Сорокина на должность генерального директора компании. Он также сменит Германа Тингу в совете директоров компании. Герман Тинга продолжит работу с «Лентой» в качестве консультанта.

Владимир Сорокин с середины 1990-х годов занимал различные ведущие позиции как в российских, так и в международных компаниях розничной торговли и сектора FMCG. В 2013 году Владимир Сорокин пришел в Х5 Retail Group, через какое-то время возглавил ЗАО «ТД «Перекресток». В 2019-м присоединился к команде «Магнита» в должности заместителя генерального директора — коммерческого директора, члена правления компании.

Герман Тинга пришел в «Ленту» 7 лет назад. Он руководил коммерческим блоком компании до 2019 года. После ухода Яна Дюннинга в «Магнит» Тинга стал генеральным директором «Ленты».

«Лента» продемонстрировала отличные результаты в 2020 году. Я хотел бы поблагодарить команду и Германа за эту работу. В то же время мы видим быстрые изменения на рынке продуктового ретейла. Чтобы быть успешными не только сегодня, но и завтра, игрокам надо активно трансформироваться. Поэтому совет директоров принял решение усилить менеджмент «Ленты», — прокомментировал председатель совета директоров «Ленты» Алексей Мордашов.

На конец июня 2020 года «Лента» управляла 379 магазинами, включая 248 гипермаркетов и 131 супермаркет. Выручка сети за первое полугодие выросла на 8,9%, до 216,97 млрд рублей, чистая прибыль была 8,91 млрд рублей против убытка 4,82 млрд годом ранее.

 

2.       АФК «Система» и РКИФ продали акции «Детского мира»

Основные акционеры «Детского мира» — АФК «Система» Владимира Евтушенкова и Российско-китайский инвестиционный фонд (РКИФ) продали последние 25% акций компании. Инвесторам предложили по ускоренной процедуре 184 750 001 акцию компании, или 25% плюс одна акция, из них 20,38% принадлежали «Системе», 4,62% — РКИФ. Сделка по продаже акций должна завершиться в ближайшие дни, после чего ретейлер станет компанией, почти 100% акций которой находятся в свободном обращении, за исключением квазиказначейских бумаг и акций, принадлежащих менеджменту и директорам.

В ходе формирования книги заявок цена одной акции составила 112 рублей. На закрытии Московской биржи акции стоили 112,96 рубля, то есть пакет был продан с дисконтом менее 1%. Суммарно акционеры компании получат по итогам размещения 20,7 млрд рублей. Глобальными соорганизаторами и букраннерами размещения выступили Credit Suisse, Goldman Sachs, Сбербанк и ВТБ. Букраннером сделки был также Альфа-Банк. Большинство покупателей — международные инвестиционные фонды из Великобритании и США, пояснил РБК представитель «Системы».

Комментируя размещение бумаг ретейлера, президент АФК «Система» Владимир Чирахов сообщил, что холдинг успешно завершил инвестиционный цикл и трансформацию «Детского мира». Он отметил: «С нашей помощью компания, которая в начале 1990-х годов владела лишь двумя десятками магазинов, превратилась в ведущую федеральную сеть с 784 магазинами и быстрорастущими онлайн-продажами, с международным присутствием в Казахстане и Белоруссии». По его словам, ретейлер стал историей успеха для АФК «Система» и с момента первичного размещения в 2017 году принес более 60 млрд рублей в виде поступлений от размещения акций и дивидендов.


3.       В Петербурге с 12 сентября возобновляют работу фуд-корты и островки

Власти Петербурга приняли решение об отмене запрета на работу фуд-кортов и кинотеатров.

Губернатор Александр Беглов подписал постановление о внесении изменений в постановление правительства Петербурга №121 «О мерах по противодействию распространению в Санкт-Петербурге новой коронавирусной инфекции (COVID-19)», предусматривающее снятие многих запретов и ограничений с 12 сентября. С этой даты в городе возобновляется розничная торговля и оказание услуг в помещениях общего пользования торговых центров, также работа кинотеатров и театров при условии соблюдения требований и рекомендаций Роспотребнадзора, стандарта безопасной деятельности и соблюдения гражданами социальной дистанции.

Петербургский бизнес неоднократно писал письма в Роспотребнадзор и губернатору Петербурга с просьбой снять запрет и разрешить работу фуд-кортам, фуд-моллам, «островам», кинотеатрам, однако обращения оставались без ответа. Запрещая работу фуд-кортов в ТРК, Смольный дает преференции иным участникам рынка, говорил ранее управляющий партнер Fort Group Максим Левченко. В частности, фуд-корты и «острова» работают на рынках, предприятиях транспорта, гипермаркетах и универмагах. Fort Group уже подала к Смольному иск с требованием отмены постановления губернатора.

 

4.    Ideas4Retail начала развивать сеть Goood’s House

Управляющая сетью Hamleys Ideas4Retail Александра Мамута и партнеров начала развивать новую сеть магазинов товаров для дома Goood’s House. Под этой вывеской в Москве работает сеть магазинов товаров для дома. Ассортимент включает текстиль, предметы интерьера, мебель, посуду и так далее, следует из сайта Goood’s House. Сейчас сеть состоит из пяти торговых пространств в ТЦ Avenue Southwest, «Дирижабль» и РИО.

Ideas4Retail развивает в России магазины игрушек Hamleys и точки по продаже кухонных принадлежностей Cookhouse. На 90% Ideas4Retail принадлежит A&NN Investments Александра Мамута и Lynwood Group, оставшиеся 10% контролирует продавец детской одежды и обуви под брендами Armani, Kenzo, Moschino и др. ДТЦ «Винни» Артема Каграманова.

Представитель Ideas4Retail Елена Евтеева рассказала «Коммерсанту», что компания давно рассматривала разные варианты развития сети Cookhouse и одним из возможных было создание крупного формата с уклоном в товары для дома: «Бывшие владельцы Goood’s House предложили хорошую сделку, и мы согласились». Сообщается, что в этом году Ideas4Retail планирует привести к единому стилю магазины и выверить ассортимент, а в следующем начнет открывать новые точки в Москве, Подмосковье и Санкт-Петербурге.

5.       Inventive Retail Group выкупает магазины Nike у конкурента

Управляющая сетями re:Store, Lego, Street Beat и др. Inventive Retail Group (IRG) консолидирует под своим управлением магазины Nike в России. В группу войдет несколько точек бренда, включая флагманский объект на Кузнецком Мосту в Москве, IRG получит почти 50% магазинов Nike в стране. Как пишет «Коммерсантъ», сделка прошла как слияние дочерней структуры IRG ООО «Ап энд Ран» с управляющей A3 Retail Group ООО «АЗ Спорт». Основатель «АЗ Спорт» Арам Давтян получил миноритарную долю в «Ап энд Ран», ее размер и другие детали сделки не раскрываются. Гендиректор «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров оценивает стоимость сделки минимум в 350 млн рублей. Управляющий директор Peregrine Capital Дмитрий Габышев отмечает, что слияние могло быть и безденежной сделкой. Кроме того, по его словам, речь может идти и о постепенном расчете за переданные в IRG магазины.

IRG развивает магазины Nike, re:Store, Street Beat и Street Beat Kids и пр. Входит в ГК «Ланит», основным владельцем которой выступает президент Филипп Генс. На конец 2019 года IRG управляла 371 магазином, выручка по итогам прошлого года — 78 млрд рублей с учетом НДС. A3 Retail Group также развивает магазины под брендами Vans, Stride и др. Выручка «АЗ Спорт» в 2019 году — 1,91 млрд рублей, чистая прибыль — 45,7 млн рублей год к году, следует из «СПАРК-Интерфакса».

 

6.       Оборот Ozon вырос на 188%

Ozon объявил результаты операционной деятельности за II квартал и первое полугодие 2020 года. Оборот компании за II квартал 2020 года оказался выше годового оборота 2018 года. Оборот от продаж товаров и услуг Ozon (gross merchandise value, или GMV) за вычетом возвратов по итогам II квартала 2020 года вырос на 188% к аналогичному периоду прошлого года и составил 45,8 млрд рублей с НДС. Показатель GMV в первом полугодии составил 77,4 млрд рублей — на 152% больше, чем годом ранее. Во II квартале 2020 года доля GMV от продаж товаров селлеров впервые превысила 50% от общего оборота компании (июнь) — это говорит об успешной трансформации Ozon из классического интернет-магазина в маркетплейс. В апреле-мае число новых покупателей Ozon выросло на 84% к 2019 году, после открытия офлайн-точек каждый четвертый «весенний» новый клиент сделал повторный заказ, каждый седьмой — два заказа или более.
«Пандемия не просто привела в онлайн стихийных покупателей, она способствовала формированию привычки делать в этом канале постоянные покупки. Поведение наших клиентов во II квартале 2020 года доказывает, что отказываться от онлайн-шопинга люди не собираются, — говорит Даниил Федоров, CFO Ozon. — Мы верим, что будущее онлайн-ретейла за крупными мультикатегорийными игроками, которые объединяют на своих площадках абсолютно все виды товаров, в особенности за теми, кто предлагает дополнительные инструменты лояльности и получения выгоды».

 

7.    В Думу внесен законопроект об основах регулирования маркетплейсов

 Депутат Госдумы Федот Тумусов от партии «Справедливая Россия» внес на рассмотрение нижней палаты парламента законопроект, устанавливающий правовые основы регулирования маркетплейсов. Как передает ТАСС, законопроект ограничивает комиссию маркетплейсов — максимум 20% от цены продажи (без НДС) на соответствующей электронной площадке. При этом треть из этих 20% правообладатель или владелец маркетплейса каждый квартал должен перечислять в «специальный фонд подготовки кадров в сфере компьютерных технологий», предлагает автор законопроекта. Порядок создания и организации работы такого фонда устанавливается Минэкономразвития, говорится в тексте проекта закона.

Кроме того, парламентарий выступает за установление административных штрафов в размере 10% от выручки на территории РФ за ограничение или запрет на установку стороннего маркетплейса или программного обеспечения, а также за нарушение сроков по перечислению средств в специальный фонд. За невыполнение обязанности по публикации отчета о продажах в России, полагает депутат, взыскания должны составлять 0,1% от мировой выручки маркетплейса, которая обнародуется в СМИ.

По словам автора инициативы, законопроект направлен на устранение перекоса, создавшегося из-за неуплаты налога на прибыль владельцами маркетплейсов по месту получения выручки. В своем telegram-канале Федот Тумусов объяснил, что идея законопроекта возникла после критики предпринимателя Павла Дурова в адрес компании Apple, которую тот заподозрил в «злоупотреблении своим положением» на рынке мобильных приложений.


8. Продукты из «Магнита» начнет доставлять Delivery Club

Delivery Club (входит в совместное предприятие Mail.ru Group и Сбербанка «О2О Холдинг) запустит экспресс-доставку продуктов из магазинов сети «Магнит». Сейчас в пилотном режиме курьеры Delivery Club доставляют заказы из десяти торговых точек Москвы. К концу года такая возможность появится во всех районах города, а также в Санкт-Петербурге и еще 15 крупнейших городах России. Ожидаемое время доставки — 30–45 минут. Стоимость доставки — 149 рублей, в дальнейшем сумма будет зависеть от объема заказа: чем больше, тем дешевле. Для заказа будет доступно 5 тыс. наименований, в том числе непродовольственные товары, за исключением алкоголя, табачных изделий и пиротехники. Это позволит расширить географию услуги фактически до всех городов, в которых работает собственная логистика Delivery Club (свыше 100 населенных пунктов без учета Московской и Ленинградской областей). Сегодня сервис уже доставляет продукты питания из сетей «Верный» и «Вкусвилл».

У «Магнита» до партнерства с Delivery Club не было опыта масштабной работы в регионах с сервисами экспресс-доставки, отмечает «Коммерсантъ». На 30 июня «Магнит» управлял 20,8 тыс. магазинов, включая 14,5 тыс. точек в формате «у дома».

 

9.       Книги жалоб в магазинах могут стать необязательными

Минпромторг предложил освободить магазины от обязательного требования иметь книги жалоб и предложений. Соответствующий проект изменений опубликован на портале нормативных правовых актов. «Предлагается исключить требования об обязательном наличии у продавца книги жалоб и предложений как устаревшего механизма», — говорится в пояснительной записке. Как сообщает РБК, авторы проекта также предложили запретить посетителям фотографировать книги и другие печатные издания в магазинах и лишить администрации регионов права устанавливать ограничения на оборот продуктов. Помимо этого, они считают, что нужно установить перечень невозвратных товаров в онлайн-магазинах.

Ранее сообщалось, что власти решили списать в архив приказ Министерства торговли СССР от 23 июля 1973 года «Об утверждении Инструкции о книге жалоб и предложений в предприятиях розничной торговли и общественного питания». В первом же пункте инструкции говорится, что все предприятия розничной торговли и общественного питания ведут книгу отзывов и предложений установленной формы, в которую покупатели (посетители) записывают жалобы, предложения и замечания. Магазины и рестораны должны были ориентироваться на нормы приказа 1973 года, однако эксперты считают их либо избыточными, либо устаревшими.

10.   В ЕАЭС могут ввести обезличенные табачные пачки

Подкомиссия по техническому регулированию комиссии правительства РФ по экономическому развитию и интеграции поддержала инициативу Минздрава по введению обезличенной табачной упаковки на территории ЕАЭС. Изменения планируется внести в технический регламент ЕАЭС «О безопасности табачной продукции», пишет «Коммерсантъ». Минздрав предлагал ввести обезличенные пачки сигарет в рамках разработки антитабачной концепции еще в 2016 году. Но против меры выступали табачники, отмечавшие, что это приведет к росту нелегального рынка. Их мнение не изменилось. По словам руководителя «БАТ Россия» (бренды Dunhill, Kent, Pall Mall) по связям с госорганами Олега Барвина, на нелегальные сигареты в России уже приходится 15,6% рынка, а простота изготовления обезличенных пачек и отсутствие возможности защиты товарных знаков вызовут резкий рост числа подделок. В России и так уже запрещена открытая выкладка сигарет в магазинах: покупатель не видит пачку, пока продавец не достанет ее из закрытого стеллажа, напоминает директор по работе с органами государственной власти «JTI Россия» (марки Winston, Camel и др.) Василий Груздев. По экспертным оценкам, введение обезличенной упаковки потребует от компаний около 1,5 млрд рублей на изменение пачек. Всего на российском рынке доступно около 600 наименований сигарет, а затраты на изменение одной ассортиментной единицы могут достигать 2,5 млн рублей.