Топ-15 девелоперских компаний сегмента торговой недвижимости Москвы на данный момент владеют торговой недвижимостью, арендная площадь которой составляет 4,7 млн м2, сообщили эксперты Knight Frank.
Последние 5 лет тройка лидеров рейтинга не меняется. Ее представляют «Киевская площадь» (арендная площадь недвижимости — 1,03 млн м2), Crocus Group (608 тыс. м2) и Ingka Centres (бывшая «ИКЕА Мос» с результатом 546 тыс. м2).
Тем не менее за пятилетку в рейтинге появились четыре новых игрока, которые в совокупности на данный момент владеют торговой недвижимостью площадью около 730 тыс. м2. Во-первых, это ТВК «Авиапарк», который владеет открытым в 2014 году одноименным торговым центром (к слову, самым большим в Европе: его GBA — 390 тыс. м2, а GLA — 230 тыс. м2). Второй новичок — компания «ТПС Недвижимость», которая открыла оба своих объекта — ТРЦ «Океания» и ТРЦ «Хорошо» в 2016 году (GLA — 111 тыс. м2). Третий новичок — петербургская компания Fort Group, которая в конце 2017 года купила у австрийского холдинга Immofinanz пакет торговой недвижимости в столице арендной площадью 285 тыс. м2 и сразу заняла в топ-15 седьмую строчку.
Последний новичок вышел в Москву в конце 2018 года. Это киргизский венчурный фонд KLS Eurasia Venture Fund, который занял 15-ю позицию в рейтинге благодаря покупке ТРЦ «Ривьера» (GLA — 100 тыс. м2). О последнем игроке известно немного: он входит в группу KLS Securities, проводит прямые инвестиции в странах бывшего Советского Союза в сфере промышленности и горного дела, а также занимается развитием коммерческой недвижимости и инфраструктуры. Группа имеет подразделения в Гонконге, на Кипре и управляет частными инвестфондами на Каймановых островах. Бенефициаром KLS Securities является предприниматель Владимир Кирюша.
Рейтинг девелоперов торговой недвижимости, Московский регион, 2019
№ | Девелопер | Год запуска в Москве | GBA, кв.м. | GLA, кв.м. | Проекты, GBA кв.м. | Количество торговых центров в портфеле |
1 | Киевская площадь | 1994 | 1285000 | 1028000 | 100000 | 1 |
2 | Crocus Group | 2002 | 1 266 522 | 608222 | 9 | |
3 | Ingka Centres (бывш. Икеа Мос) | 2002 | 819000 | 546279 | 3 | |
4 | Ташир | 2005 | 1022000 | 477790 | 300000 | 13 |
5 | ТЭН | 2004 | 757075 | 338975 | 5 | |
6 | Enka | 1998 | 787876 | 310310 | 9 | |
7 | Fort Group | 2017 | 467826 | 285440 | 5 | |
8 | ТВК Авиапарк | 2014 | 390000 | 230000 | 1 | |
9 | Ceetrus (Immochan) | 2002 | 226509 | 177939 | 111168 | 7 |
10 | Morgan Stanley Real Estate Investing | 2013 | 205000 | 175000 | 1 | |
11 | Metro Group | 2000 | 190000 | 138700 | 19 | |
12 | ТПС Недвижимость | 2016 | 250600 | 111818 | 2 | |
13 | AFI Development | 2011 | 320000 | 107208 | 1 | |
14 | ГК Регионы | 2012 | 223000 | 102000 | 280000 | 2 |
15 | KLS Eurasia Venture Fund | 2016 | 290000 | 100000 | 1 | |
Источник: Данные Knight Frank Research |
В перспективе 2-3 лет в рейтинге застройщиков торговой недвижимости Москвы нас ждут интересные изменения. Ожидается развитие рынка за счет строительства торговых объектов в составе ТПУ различными девелоперами (ГК «Ташир» — в рамках ТПУ «Выхино» построит торговый центр с GLA 50 тыс. м2, ГК «Сафмар» возведет в составе ТПУ «Черкизовская» торговый центр с GLA 70 тыс. м2). Есть планы по расширению портфеля у «Киевской площади» — компания строит торговый центр «Щелковский» общей площадью 100 тыс. м2 с международным автовокзалом. А Ingka Centres озвучивала планы по приобретению земельных участков под строительство как отдельно стоящих магазинов ИКЕА, так и под строительство торговых центров под брендом «МЕГА». Также в рейтинге должен появиться новый сильный игрок — ADG Group. В 2019-2022 годах она планирует ввести в Москве 40 районных торговых центров общей арендной площадью 373 тыс. м2.
Мы на рынке Москвы уже полтора года. Купленные объекты мы сейчас приводим в порядок и активно сдаем. Впечатление о работе в столице хорошее. Здесь большая конкуренция, большие деньги и большой спрос — ничего для нас неожиданного. Видим большие перспективы. Из интересного вот что. На днях одна петербургская сеть кинотеатров вышла в Москву в одном из наших ТРК. Она начала показывать бесплатные отечественные фильмы в своих кинозалах, как этого требуют местные власти. И столкнулась с тем, что на первый такой сеанс пришли 800 человек (для сравнения, в Петербурге на такие бюджетные просмотры ходит 50-100 человек от силы). Причем, все пришедшие оказались сорванцами: когда бюджетный фильм закончился, они разошлись по другим кинозалам смотреть все, что там шло. На халяву. Хотя район, где работает кинотеатр - далеко не самый бедный в Москве, скорее, даже благополучный. Просто потребитель другой, чем в регионах.
Мы наблюдаем стабилизацию покупательского спроса, а также небольшой рост делового спроса в торговом и офисном сегментах. Это связано, в том числе, с низкой активностью девелоперов. Кроме того, рынок некоторых районов Москвы и Московской области по степени насыщенности торговыми площадями все еще достаточно заметно уступает среднеевропейскому. Так что, потенциал для развития новых проектов здесь, конечно, есть. И мы дальнейшее развитие планируем. Другое дело, что скрининг предложений по объектам недвижимости и выбор площадок для реализации новых проектов стал более скрупулёзным. Мы думаем о качестве вводимых объектов и об их финансовом потенциале. А о рейтингах, честно говоря, не думаем. Но будем рады, если наша работа со временем удостоится высокой оценки.
Сегодня в Москве есть несколько ключевых игроков, которые формируют и сам рынок торговой недвижимости, и его тренды. А есть все остальные, которые плывут по течению. В ближайшее время плывущих по течению будет меньше, а интересных, ярких проектов - больше. Рынок жесткий, поэтому слабые, неинтересные проекты без позиционирования, сильной арендной составляющей и без яркого маркетинга будут уходить на второй план. Чем сегодня ТЦ могут победить конкурентов? В первую очередь, трансформацией из торгового формата в торгово-развлекательный. Сегодня для успеха проекту необходимы не только качественные интересные арендаторы и транспортная доступность, но также развитие сферы услуг, интересные мероприятия и активности для детей. А ещё важно развивать эдьютеймент и создавать дополнительные ценности.