1. На четверть дискаунтеров больше
На фоне снижения доходов потребителей в России быстро растут сети, работающие в формате жестких дискаунтеров. За три года количество таких объектов увеличилось почти на четверть, сообщает «Коммерсантъ». Тенденция сохранится и будет усугубляться, полагают аналитики. Подтверждением этому может служить, в частности, выход в нишу продуктовых ретейлеров федерального уровня.
2ГИС оценил динамику открытия в России продуктовых магазинов, работающих в формате жестких дискаунтеров (цены в среднем на 15% ниже, чем в обычном дискаунтере, ограниченный ассортимент с выкладкой в транспортной упаковке). С сентября 2017 года по сентябрь 2020 года по всей стране их количество выросло 24,7%, до 139,6 тыс. объектов.
Большая часть из них — это магазины «у дома»: на их долю приходится около 64%. Еще 34% представляют собой супермаркеты, доля гипермаркетов на этом рынке — всего 2% (формат теряет позиции по всем сегментам продуктового ретейла).
Среди сетевых операторов жестких дискаунтеров всего один крупный игрок — «Светофор», у которого, по подсчетам 2ГИС, на сентябрь 2020 года было 712 магазинов (рост в полтора раза за два года). У «Доброцена» всего 45 магазинов, хотя к сентябрю 2018 года было 51. Самый крупный региональный игрок сибирская сеть «Хлеб Соль» в сентябре 2020 года насчитывала 140 магазинов, что почти вдвое больше, чем два года назад.
Между тем в сегмент жестких дискаунтеров уже планируют выходить и крупные ретейлеры. В X5 Retail Group сообщили, что намерены к концу года запустить пилотные магазины такого формата. «Магнит» уже открыл пять дискаунтеров «Моя цена» с ограниченным ассортиментом товаров (до 1,8 тыс.).

2. Оплату по биометрии запустят до конца года
Закон, расширяющий возможности применения биометрии, планируют принять до конца 2020 года, заявил «Известиям» глава комитета Госдумы по финрынку Анатолий Аксаков. Это позволит банкам вводить в промышленную эксплуатацию оплату по лицу в магазинах и кафе. Сейчас пилот с использованием единой биометрической системы (ЕБС) запустил ВТБ в гипермаркетах «Лента». В Ростелекоме, операторе ЕБС, сообщили о тестировании технологии с производителями вендинговых аппаратов. К пилотным проектам по биометрическому эквайрингу также готовятся в Coffee Bean и Х5 Retail Group. Хотя сервис повысит скорость обслуживания и удобство, риски мошенничеств и утечек данных пока отталкивают клиентов.
В первом чтении законопроект был одобрен еще в июле 2019 года, однако затем его рассмотрение приостановилось. На сегодняшний день изображения лица и записи голоса из государственной единой биометрической системы (ЕБС) можно применять только для удаленного открытия вкладов.

3. Модные дома не заплатили поставщикам более $16 млрд
Ведущие модные дома США и Европы не заплатили поставщикам $16,2 млрд за заказы, сделанные до пандемии COVID-19, сообщает «Коммерсантъ».
Эту сумму ведущие мировые бренды модной одежды не заплатили швейным предприятиям только за второй квартал года. Они либо отменяли полностью или частично ранее сделанные заказы на материалы и одежду, либо просили сделать скидку по уже заключенным контрактам, либо просто откладывали оплату на неопределенный срок. В итоге швейная индустрия не только столкнулась с падением спроса на ее продукцию в связи с пандемией, но и осталась без оплаты за уже выполненную работу. Это поставило на грань банкротства многих поставщиков в Камбодже, Мьянме и Бангладеш, а некоторые были вынуждены закрыться. В конечном итоге миллионы людей, занятых в отрасли, остались без работы.
«Во время кризиса COVID-19 эта искаженная платежная система позволила западным брендам укрепить свое финансовое положение, по существу ограбив своих поставщиков из развивающихся стран»,— прокомментировал итоги расследования директор WRC Скотт Нова.

4. ИКЕА откроет много маленьких магазинов
Крупнейший в мире мебельный ретейлер ИКЕА планирует специализироваться на небольших магазинах разного формата в центре мегаполисов и будет наращивать их число, несмотря на коронавирус, пишет РБК.
ИКЕА планирует открыть более 50 магазинов в текущем финансовом году, что станет новым рекордом, сообщил Financial Times Джон Абрахамссон Ринг, новый глава компании Inter Ikea.
План реализуется несмотря на то, что выручка Inter Ikea в завершившемся в августе финансовом году снизилась из-за временного закрытия трех четвертей магазинов на пике пандемии коронавируса минувшей весной: за год ее продажи упали на 4%, до 39,6 млрд евро. Количество посетителей тоже снизилось: за 2020 года в IKEA было 706 млн посетителей по сравнению с 839 млн годом ранее. Однако онлайн-продажи выросли почти на 50%. У крупнейшего франчайзи IKEA — Ingka Group, который в том числе работает в России, — на реализацию через интернет сейчас приходится 18% от общего объема продаж против 11% в прошлом году. По словам президента Ingka Йеспера Бродина, увеличение продаж через интернет компенсировало примерно половину потери доходов от пандемии.
В тоже время в России продажи ИКЕА выросли на 3 процентных пункта. Интернет-магазин стал основным каналом продаж: за год было выполнено 2,3 млн онлайн-заказов и более 2 млн доставок, что на 64% больше, чем в 2019 году.

5. Основанный россиянами сервис доставки в Нью-Йорке привлёк $1,5 млн
Сервис доставки еды в Нью-Йорке FridgeNoMore от российских от сооснователя Coub и инвестора «Самоката» привлёк $1,5 млн от международной инвестиционной компании AltaIR Capital, сообщества AltaClub, фонда Bratte Евгения Невгеня и Сергея Гончара, а также Натальи Водяновой, Евгения Фуксмана и нескольких ангелов-инвесторов, пишет РБК.
Создателями проекта являются сооснователь Coub Антон Гладкобородов и инвестор «Самоката» и Elementaree Павел Данилов. Первые заказы стартап начал доставлять в Бруклине 1 октября.
FridgeNoMore доставляет продукты из собственных локальных магазинов за 15 минут на расстоянии в 1 милю. Доставка бесплатная, для этого не требуется минимального заказа.
Запущены и уже работают первые два магазина в Бруклине — Вильямсбурге и Парк Слоуп.
В течение года Fridge No More планирует запустить «десятки» новых магазинов в Нью-Йорке.
«Мгновенная доставка из магазина продуктов за углом лишает людей необходимости хранить большие запасы еды в холодильнике. Наш сервис формирует новый паттерн потребительского поведения: наш клиент перестает закупать продукты на всю неделю, а совершает покупки, нужные здесь и сейчас», - говорит Павел Данилов.

6. iHerb инвестирует $100 млн в улучшение сервиса в России
Американский онлайн-ретейлер натуральных товаров для здоровья iHerb выделит в течение двух лет $100 млн на улучшение обслуживания российских потребителей.
Средства в рамках запланированной суммы будут направлены в такие сферы, как поддержка и расширение экспорта продукции российских производителей, партнерство с российскими логистическими компаниями, расширение деятельности собственного центра технологических разработок, а также строительство роботизированных распределительных центров.
По словам генерального директора iHerb в России Ильи Микина, общий объем продаж iHerb в России растет, а клиенты проявляют лояльность к площадке несмотря на блокировку приложения. 28 апреля Роскомнадзор внес IP-адреса мобильного приложения iHerb в реестр информации, запрещенной к распространению на территории России.

7. В Петербурге перепишут закон «о наливайках»
Законодательное собрание Петербурга внесёт изменения в правила продажи алкогольной продукции в жилых домах.
Принятые летом 2020 года в Петербурге поправки запретили продажу алкоголя в общепите заведениям площадью менее 50 м2, если они расположены в жилых домах. Это приговорило к закрытию более сотни авторских баров. Законопроект вызвал бурный протест со стороны профессионального сообщества.
Как пояснил Денис Четырбок, по инициативе которого и был принят «закон о наливайках», до конца года парламент Петербурга намерен принять новую версию закона.
В соответствии с ней, минимальная площадь зала для обслуживания устанавливается на уровне 20 м2. То есть произойдет возврат к федеральной норме.
Площадь зала обслуживания на уровне 50 кв. м сохранится для предприятий в многоквартирных домах массовых серий («хрущевки», панельные дома, «корабли»).
Это самая проблемная зона, откуда поступало наибольшее количество обращений граждан, пояснил Вячеслав Макаров. При этом предприятиям общепита в новостройках депутаты обещали дать отсрочку на переезд или перепланировку — до 1 января 2022 года.

8. Поставщики Fashion House новую сеть
Поставщики закрывшейся во время пандемии сети Fashion House открыли сеть Fashouse. Тем самым они пытаются вернуть недополученные от ретейлера деньги
Магазины Fashouse открылись в Москве. «Мы, группа акционеров, которые одновременно являются поставщиками, возрождаем легендарную торговую сеть», – отмечается на сайте Fashouse. Сеть магазинов женской и мужской одежды Fashion House существовала с 2001 г. По данным на апрель 2020 г., у нее было 19 магазинов в Москве и области. Пик развития Fashion House пришелся на 2016 г. – компания управляла 29 магазинами общей площадью 10 000 м2 с выручкой 1,4 млрд руб. В конце апреля торговая сеть полностью остановила работу. «Мы вынуждены признать нашу компанию финансово несостоятельной и подать на банкротство», – было сказано в обращении.
Новую сеть с похожим названием Fashouse создало около 10 бывших поставщиков Fashion House и производителей одежды, бренды которых продавались в магазинах сети, рассказал «Ведомостям» ее представитель. Компания взяла на работу часть бывших сотрудников Fashion House. Магазины открыты в помещениях, где раньше работали Fashion House, с тем же товарным ассортиментом. Из-за закрытия Fashion House пострадали поставщики: товар из закрытых магазинов был вывезен в неизвестном направлении, говорит представитель Fashouse. Всего, по его словам, у ретейлера было более 200 партнеров. Удалось вернуть не более половины товара, утверждает он.

9. Дмитрий Костыгин получил заочный срок
Совладелец «Юлмарта» Дмитрий Костыгин заочно приговорен к 12 месяцам лишения свободы на Британских Виргинских Островах. Его признали виновным в неуважении к суду, а также в нарушении судебного постановления, по которому он должен был раскрыть активы по всему миру одному из своих кредиторов — банку ВТБ, пишет New Retail
Дмитрий Костыгин в результате финансового краха принадлежащей ему группы компаний «Юлмарт» должен ВТБ более 650 млн руб.
В 2019 году по заявлению ВТБ Высокий суд Британских Виргинских Островах вынес постановление, обязывающий господина Костыгина предоставить информацию об активах по всему миру стоимостью свыше $1 тыс. и заранее наложил на них обеспечительные меры.
Но в ходе дальнейшего разбирательства кредиторы доказали, что владелец «Юлмарта» уклонился от исполнения судебного решения и скрывает от них имущество, за счет которого могло бы произойти погашение долгов.
В результате Высокий суд островного государства посчитал эти обстоятельства достаточными для вынесения Костыгину приговора за неуважение к суду.

10. «ВкусВилл» тестирует беспилотный автомобиль
В одном из районов в Москве продукты из магазина «ВкусВилл» начал доставлять беспилотный автомобиль компании Moove!
На сайте торговой сети «ВкусВилл» отмечается, что, поскольку передвижения беспилотников без водителей запрещены, машину сопровождает бортинженер. В качестве базового автомобиля используется Kia Soul. На машину установлен специальный лидар и ПО собственной разработки компании Moove!, позволяющие перемещаться по городу как в режиме беспилотника, так и в обычном режиме, с водителем.
Александр Платонов, один из основателей компании Moove!, прокомментировал: «В ближайшие 5 лет на смену водителям придут беспилотные автомобили. Это обусловлено экономическими соображениями: хороший водитель — это дорого. Плюс беспилотник может работать в 3 раза больше, потому что ему не нужен отдых после каждых 8 часов».