1.X5 Retail Group увеличила прибыль за второй квартал

После трех кварталов падения подряд чистая прибыль X5 Retail Group («Пятерочка», «Перекресток», «Карусель») в апреле—июне этого года увеличилась на 20,5%, до 16,27 млрд рублей год к году. Это первый рост чистой прибыли X5 за этот период со второго квартала 2019 года, когда показатель увеличился на 55,5%, до 13,5 млрд рублей год к году. Так, в первом квартале 2020 года чистая прибыль компании снижалась на 12,1%, до 8,17 млрд рублей, кварталом ранее — на 86,1%, до 865 млн рублей, в третьем квартале 2019 года — на 72,3%, до 2,23 млрд рублей год к году. Валовая рентабельность выросла с 25% до 25,3%, EBITDA — на 14,4%, до 41,32 млрд рублей год к году. Рост валовой рентабельности связан с инициативами по снижению потерь и более низкой долей промо, сообщила X5. Общие расходы во втором квартале (без учета амортизации и обесценения) были 17,6% от выручки, против 17,4% годом ранее. А общая выручка X5 увеличилась на 12,9%, до 493,63 млрд руб. из-за роста сопоставимых (LfL) продаж на 4,3%, а также увеличения торговой площади на 10,7%, до 7,51 млн м2. На доходности могло положительно сказаться переключение потребителей на товары с более высокой рентабельностью и контроль над расходами в сочетании с высокими темпами роста выручки, пишет «Коммерсантъ».

 

2. Ян Дюннинг стал и.о. коммерческого директора «Магнита»

В торговой сети «Магнит» сообщили, что Владимир Сорокин, занимавший должность заместителя генерального директора - коммерческого директора, принял решение покинуть компанию 28 августа 2020 года. Владимир Сорокин пришел в компанию в январе 2019 года, он отвечал за развитие коммерческого направления, ассортиментную политику, категорийный менеджмент, ценообразование, взаимодействие с поставщиками и развитие собственной торговой марки.

До перехода в «Магнит» Владимир Сорокин в течение 4 лет возглавлял сеть «Перекресток» (входит в X5 Retail Group). В «Магнит» он пришел примерно через полгода после назначения гендиректором Ольги Наумовой, которая до конца апреля 2018 года была главой «Пятерочки» (также входит в X5). В июне прошлого года Ольга Наумова покинула «Магнит», а президент компании Ян Дюннинг взял на себя роль гендиректора.

С уходом Владимира Сорокина коммерческий департамент будет реструктурирован. В частности, внутри него будет создано отдельное подразделение по коммерческим закупкам. Реструктуризация блока нацелена на дальнейшее качественное развитие категорийного менеджмента, ценообразования, планирования промо и частных марок, чтобы обеспечить улучшение предложения для покупателя и рост маржинальности бизнеса. Президент и генеральный директор «Магнита» Ян Дюннинг временно возьмет на себя обязанности коммерческого директора. Ему непосредственно будут подчинены руководители основных блоков коммерческого департамента, передает агентство ПРАЙМ.

 

3. «Обувь России» проведет допэмиссию на 2,8 млрд рублей

Головная компания ГК «Обувь России» проведет дополнительную эмиссию акций в объеме 2,8 млрд рублей. Допэмиссия будет размещена по открытой подписке с реализацией преимущественного права приобретения акций акционерами компании. Количество и категория размещаемых акций — 28 264 000 обыкновенных акций, что составляет 25% от ранее размещенных обыкновенных акций. Номинальная стоимость одной акции — 100 рублей. Цена, сроки и другие параметры размещения будут определены позже советом директоров ПАО «ОР», передает ПРАЙМ. «Решение провести допэмиссию связано с изменением стратегии компании, основные элементы которой мы реализуем уже с конца 2019 года. В работе с поставщиками мы перешли на модель маркетплейса, переформатируем наши магазины в мини-универмаги. Приоритетное направление для нас на ближайшее будущее — интеграция в логистическую инфраструктуру российского рынка онлайн-торговли и развитие собственных онлайн-площадок. Кроме того, мы будем дальше реализовывать концепцию магазина как сервисной точки, развивать финансовые сервисы, в том числе и в онлайн-формате», — комментирует Антон Титов, директор ГК «Обувь России».

ПАО «ОР» вышло на IPO в 2017 году, разместив акции на Московской Бирже в объеме 5,9 млрд рублей. За почти три года изменилась структура акционеров компании: если в первичном размещении компании в основном участвовали европейские финансовые институты, то сейчас уже более 18% акционерного капитала приходится на индивидуальных инвесторов, количество которых превышает 14 тыс.

 

4. Московские магазины и кафе оштрафовали на 450 млн рублей

Власти Москвы продолжают наказывать заведения общепита и магазины за несоблюдение «масочного режима». По данным столичного департамента торговли и услуг с 12 мая по 11 августа проведена проверка более 45 тыс. предприятий общественного питания, торговли и услуг. Было составлено более 8 тыс. административных материалов на сумму 450 млн рублей в отношении предприятий розничной торговли и общепита.
Как передает ТАСС, самыми частыми нарушениями стало то, что в заведениях не обеспечивали социальную дистанцию, у посетителей и сотрудников отсутствовали маски и перчатки, а также работа некоторых организаций вопреки ограничениям (большинство непродовольственных магазинов в столице были закрыты по 31 мая включительно, а рестораны и кафе заработали в полном объеме только 23 июня). С 12 мая посетители и сотрудники магазинов в Москве обязаны носить маски и перчатки. Штраф за их отсутствие составляет для физических лиц 4 тыс. рублей, для юридического лица, не обеспечившего соблюдение нормы на своем объекте, – от 100 тыс. до 300 тыс. рублей, для индивидуального предпринимателя – от 30 тыс. до 50 тыс. рублей.

 

5. Каждый пятый ресторан в стране закрылся после снятия режима самоизоляции

По оценке вице-президента Федерации рестораторов и отельеров России (ФРиО) Сергея Миронова, к концу лета и началу третьего этапа снятия всех ограничений порядка 20% заведений общепита по всей стране были вынуждены закрыться. «Рестораны, к сожалению, продолжают закрываться. Порядка 20% находится в режиме закрытия. Либо закрылись, либо пытаются закрыться, либо юрлицо еще существует, но сам ресторан не открыт», — цитирует ТАСС Сергея Миронова. Он отметил, что прогноз о падении ресторанного рынка до 50% к концу года по-прежнему актуален. Вице-президент ФРиО также сообщил, что к новому году рестораторы не исключают вторую волну заболеваемости COVID-19, а осенью новый отток компаний, которым предстоит выплатить отсрочки по аренде и налогам.

Похожие цифры демонстрирует опрос оргкомитета ресторанной премии Wheretoeat, согласно которому более 15% российских ресторанов не возобновили работу после режима самоизоляции. Индекс возобновления работы ресторанов России (ИВРР) к 3 августа составил 84,2% и за неделю вырос на 5,1%. Эксперты Wheretoeat связали это увеличение со снятием ограничений в Санкт-Петербурге: там открылось 86,4% заведений общепита (на прошлой неделе этот показатель был на уровне 62,9%). Наиболее сложная для ресторанного бизнеса ситуация складывается на Урале, где остаются закрытыми около трети заведений. В регионе в разных форматах открылось 70,5% ресторанов и кафе.

 

6. Оборот fashion-рынка России в 2020 году может упасть на 25%-40%

Продажи одежды и обуви в России из-за пандемии в 2020 году могут упасть от 25% до 40%. Более того, на докризисные показатели fashion-рынок выйдет не ранее весны 2021 года. «В 2019 году объем fashion-рынка составлял 2,29 трлн рублей. В результате пандемии диапазон падения рынка может составить от 25% до 40%. Во многом это будет зависеть от ситуации во втором полугодии, потому что для моды очень важны III и IV кварталы, когда идут основные продажи осеннего гардероба. У многих компаний 2/3 оборота приходится на сезон август-декабрь. В связи с российским климатом в этот период продается более теплая и более дорогая одежда. Соответственно результаты продаж будут в наибольшей степени зависеть от этого сезона, а также от наступления второй волны. Поэтому при пессимистическом прогнозе сокращение fashion-рынка может достигнуть 40% плюс, при оптимистическом – 20-25%», — заявила ТАСС генеральный директор Fashion Consulting Group Анна Лебсак-Клейманс. По итогам первого квартала компании оценивают свои потери в диапазоне от 20% до 40%. В Fashion Consulting Group объясняют это тем, что по люксовому сегменту сильно ударило отсутствие туристов, которые летом обеспечивали до 15% продаж. «Сегодня линия горизонта восстановления fashion-ретейла точно уходит за пределы 2020 года. При самом оптимистичном сценарии можно ожидать восстановление спроса к периоду продаж весна-лето 2021 года, но с учетом продолжения роста показателей распространения эпидемии и следующей за этим мировой рецессии, период нормализации глобальной экономики может затянуться», — прогнозирует Анна Лебсак-Клейманс.

 

7. «Эксмо-АСТ» судится с сетью «Республика»

Крупнейший в России издатель «Эксмо-АСТ» подал иск в Арбитражный суд Москвы к книжной сети «Республика» на сумму 122 млн рублей. Как пишет «Коммерсантъ», компании не смогли договориться о дисконтировании долга «Республики», которая отказалась платить. В числе исковых требований «Эксмо-АСТ» попросило арестовать средства на счетах книжной сети, однако суд посчитал эту меру необоснованной. «Мы готовы были рассмотреть реструктуризацию долга, но его дисконтирование на 70% — это абсолютно неприемлемый шаг, более того, подобной практики на рынке нет — со всеми остальными участниками удаётся найти компромиссные решения», — заявили в пресс-службе «Эксмо».

В свою очередь представители «Республики» отметили, что издатель отказался вести переговоры и отказался от всех предложенных вариантов урегулирования конфликта. Так, сеть предлагала вернуть поставки, чтобы уменьшить общую сумму долга. «К сожалению, группа «Эксмо» принципиально отказалась забирать товар, прислав нам письменный отказ по формальным признакам», — рассказали в компании. Суд Москвы рассмотрит это дело 12 октября. Весной этого года «Республика» закрыла большую часть магазинов, а остальные переделала в формат концепт-сторов с кофейнями. К началу июля были открыты 9 из 39 магазинов сети.


8. Посещаемость кинотеатров упала на 90%.

Посещаемость кинотеатров после открытия оказалась на 90% ниже по сравнению с прошлогодними показателями. Об этом сообщает ТАСС со ссылкой на заявление уполномоченного по защите прав предпринимателей в Москве Татьяны Минеевой.
В Москве кинотеатры официально возобновили работу с 1 августа после более чем четыремесячного перерыва. Приблизительно половина регионов уже сняли ограничения на работу кинозалов, но зрители не спешат возвращаться. Одной из основных причин для падения популярности кинотеатров является слабый репертуар. Большинство кинопремьер были перенесены на четвертый квартал, ряд киносетей выпустил в прокат старые ленты, уже демонстрировавшиеся на больших экранах в начале года. По словам Минеевой, в результате кризиса на российском рынке, вызванного закрытием в конце марта, около ста кинотеатров могут больше не открыться для зрителей.

На сегодняшний день в России открылись лишь четверть кинотеатров, причем большая часть из них приходится на московский регион. В ряде городов, включая Санкт-Петербург, по-прежнему действуют ограничения на работу кинозалов. В Москве средний чек в кинотеатрах, согласно данным «Платформы ОФД», составил 506 рублей, снизившись в годовом сравнении на 8%. При этом объем продаж билетов оказался на 78% ниже прошлогоднего. 

 

9. Количество пользователей приложения «Честный знак» превысило 1 млн

Россияне проявляют большой интерес к приложению «Честный знак», с помощью которого можно проверить подлинность товаров. Это приложение за июль скачали больше 225 тысяч человек. В итоге общее число пользователей превысило 1 мплн, сообщает пресс-служба «Центра развития перспективных технологий». За месяц пользователи просканировали 3 млн кодов, из которых более 1,8 млн – обуви. По данным компании, к концу июля общее число сканирований превысило 10,6 млн. В конце июля приложение «Честный знак» появилось на платформе VK Mini Apps в социальной сети «ВКонтакте». Это еще больше расширило аудиторию приложения: за неделю его установили 21,5 тыс. пользователей. В тройке городов-лидеров по установкам — Москва, Санкт-Петербург и Екатеринбург. Напомним, что 1 июля 2020 года маркировка стала обязательна для табака, обуви и лекарств. Требования распространяются на производителей, импортеров, дистрибьюторов, оптовую и розничную торговлю, а также аптеки и медицинские организации.


10. Вирус перевел люкс в секонд-хенд

Boston Consulting Group представила очередной доклад о состоянии мирового рынка люксовых товаров и предметов роскоши. Эксперты отмечают, что пандемия коронавируса COVID-19 привела к настоящему кризису на рынке, который прежде подпитывался развитием глобальной экономики и высоким спросом со стороны китайских потребителей. В новых условиях специалисты ждут большего значения онлайн-каналов продаж, а также фиксируют растущий тренд на покупку подержанных товаров класса люкс либо аренду таких товаров. Речь идет о росте популярности покупок бывших в употреблении товаров, а также об использовании таких товаров посредством их аренды, а не покупки. В исследовании отмечается, что еще до пандемии COVID-19 две трети респондентов были готовы покупать больше секонд-хенд-товаров класса люкс, чем ранее. Отмечается, что в последние 12 месяцев 25% опрошенных потребителей уже покупали люксовые товары, бывшие в употреблении; 33% опрошенных продавали такие товары; а арендой люксовых товаров пользовались 16% опрошенных потребителей.

Сравнивая тренды секонд-хенда и аренды, BCG отмечает, что первый вариант потребления является более предпочтительным среди опрошенных. Покупка секонд-хенда интересна 62% опрошенных, а аренда — 45%. Среди причин такого варианта потребления 44% называют желание владеть люксовым товаром, а не брать его в аренду, 12% опасаются повредить взятый в аренду товар и понести штрафные санкции, пишет «Коммерсантъ».