1.       Девелоперы переносят ввод торговых центров

Девелоперы массово переносят открытия торговых центров: в этом году в России не будет введено 30-40% от общего объема заявленного предложения (около 2 млн м2). В Knight Frank отмечают, что пока эти объекты перенесены на будущий год, но есть вероятность дальнейшей корректировки, и ввод всех заявленных проектов может растянуться на 5 лет. В Cushman & Wakefield прогнозируют, что в России в этом году суммарно введут 400 тыс. из 1,3 млн м2 заявленных ТЦ. Этот прогноз был скорректирован на 30%: еще в начале года ожидалось появление 600 тыс. м2 новой торговой недвижимости. Аналитик департамента исследований Cushman & Wakefield Евгения Сафонова поясняет, что среди объектов, открытие которых было перенесено в течение третьего квартала, 70% приходится на сравнительно крупные ТЦ площадью от 40 тыс. м2. Это часто продиктовано проблемами с заполняемостью. Директор департамента торговой недвижимости Knight Frank Евгения Хакбердиева также связывает перенос сроков ввода с оптимизацией ретейлерами числа магазинов: сейчас сети с осторожностью подходят к открытию в новых локациях.

Президент Союза торговых центров Булат Шакиров говорит, что не менее 50% владельцев торговых центров перенесли запуск объектов с этого на будущий год. В некоторых регионах, например в Сургуте и Красноярске, ТЦ разрешили возобновить работу только несколько недель назад, во многих объектах до сих пор не работают фуд-корты и развлекательные зоны, указывает он. Как пишет «Коммерсантъ», в целом по стране посещаемость торговых центов восстановилась на 60-80% от прошлогоднего уровня, а обороты объектов упали на 50-60%. При этом многим арендаторам были предоставлены скидки и арендные каникулы.


2.       X5 запускает бесконтактные покупки

X5 Retail Group запустила систему бесконтактных покупок с помощью мобильных устройств. «Экспресс-скан» — собственная разработка Х5, созданная для повышения безопасности посетителей магазинов, удобных и быстрых покупок без очередей и касс, сообщили в компании. «Покупатель сможет просто зайти в магазин, выбрать понравившийся товар, нажать кнопку «оплатить» и выйти из магазина. Пилот нового сервиса «Экспресс-скан» мы запускаем сразу в двух торговых сетях, чтобы протестировать различные варианты использования и начать формирование новой модели покупок, наилучшим образом соответствующие интересам клиентов на едином рынке еды», — пояснил Игорь Шехтерман, главный исполнительный директор X5 Retail Group.

Начало и завершение процесса покупок происходит с помощью QR-кодов, размещенных во входной группе магазина. Чтобы собрать корзину, достаточно отсканировать штрихкод товара с помощью видеокамеры мобильного телефона и на выходе оплатить покупку в один клик либо в интерфейсе приложения, либо с помощью кассы самообслуживания. В «Экспресс-скане» не предусмотрена возможность покупки алкоголя и табачных изделий. К приложению уже подключены программы лояльности торговых сетей «Пятерочка» и «Перекресток». Пилот продлится до конца сентября, после сбора обратной связи от покупателей будет принято решение о доработках и масштабировании сервиса.


3.       Средний чек покупок на AliExpress в 2020 году вырос почти в 2 раза

«AliExpress Россия» и эквайринговый сервис «Тинькофф Оплата» провели исследование покупок россиян на платформе в 2019-2020 годах. По данным «Тинькофф Оплаты», средний чек при покупках на AliExpress в 2020 году вырос почти в 2 раза по сравнению с 2019 годом и составил 1,5 тыс. рублей. Аналитики AliExpress объясняют такое увеличение ростом интереса россиян к онлайн-шопингу во время самоизоляции весной 2020 года, когда люди начали больше покупать в онлайне. Также в этот период на AliEхpress на 40% увеличилось количество российских продавцов, которые предлагают покупателям товары повседневного спроса, бытовую технику, электронику, одежду и другие товары с быстрой доставкой.
Во время самоизоляции средний чек покупок на AliExpress и средненедельный оборот выросли на треть (+33%) по сравнению с периодом до пандемии (январь-март 2020 года). По данным аналитического проекта Tinkoff Corona Index, в период самоизоляции люди стали активнее платить онлайн: в 1,3 раза выросла доля всех онлайн-платежей по сравнению с показателями начала года.
Во время пандемии совокупно четверть всех транзакций происходила в интернете. По данным аналитиков «AliExpress Россия», россияне и после самоизоляции продолжили активно покупать онлайн: за год аудитория приложения AliExpress увеличилась на 17%. В августе 2020 года оборот AliExpress превысил показатели апреля 2020-го на 60%.

 

4. Fashion-сети не смогли распродать летние коллекции

Вынужденный простой из-за ограничений в связи с пандемией COVID-19 привел к накоплению товарных остатков у российских fashion-сетей. Из весенне-летнего ассортимента непроданными остаются до 50% вещей, а с учетом прошлой теплой зимы остатки в магазинах достигают 30% против обычного уровня менее 10%, подсчитали в Fashion Consulting Group (FCG). Как объясняет источник «Коммерсанта», у некоторых продавцов не осталось свободных средств на новые коллекции, другие — отказались от части поставок, чтобы сначала распродать излишки.

Президент одежной сети Baon Илья Ярошенко подтверждает, что пандемия нарушила цепочки поставок. «Задержки поступлений новых осенне-зимних коллекций имеют место во многих сетях. Кроме того, сами объемы заказов были срезаны на 20-50%», — указывает он. В результате, по словам топ-менеджера, доля продаж новой коллекции у Baon находится на уровне 40-50%, тогда как в обычное время должна быть ближе к 70%. По словам гендиректора Boardriders Russia Кирилла Ясько, осенние и зимние коллекции всех брендов существенно задерживаются — от 4 до 8 недель. По прогнозам Infoline, в этом году продажи одежды, обуви и аксессуаров в России могут сократиться на 30%, до 1,75 трлн рублей год к году.

 

5.       Доля свободных помещений в street retail ставит рекорды

Рынок торговой недвижимости переживает последствия действовавших ограничений на работу. Закрытие части арендаторов и низкая динамика новых открытий могут привести к рекордной доле вакантных площадей на рынках стрит-ретейла Москвы и Санкт-Петербурга в ближайшее время. Руководитель отдела стрит-ретейла компании JLL Екатерина Подлесных прогнозирует, что вакантность на московских улицах увеличится до рекордных 14% в третьем-четвертом кварталах, в то время как по итогам июня значение составляло 11,5%. До этого исторический максимум равнялся 13% и был зафиксирован по итогам второго квартала 2016 года. В Санкт-Петербурге рост может оказаться еще более значительным: по оценкам JLL, вакантность на улицах города может увеличиться с 11,6 до 15%.

Высвобождение помещений стрит-ретейла эксперты называют естественным последствием действовавших ограничений: на фоне закрытия магазинов и заведений общепита число открытий снизилось в 2 раза относительно аналогичного периода прошлого года. Руководитель группы направления Street Retail компании «Магазин магазинов» Юлия Корчагина отмечает, что сейчас закрытия продолжаются. «Это связано, во-первых, с переходом ретейлеров на новые экономические модели с арендной платой в формате процентов от товарооборота, к чему владельцы помещений стрит-ретейла не готовы — они не спешат брать на себя риски, связанные с работой бизнеса арендатора, на которую они никак не могут повлиять»,— рассуждает она. При этом сохраняющуюся на рынке активность эксперт называет высокой, не прогнозируя катастрофической ситуации, пишет «Коммерсантъ».

 

6.       Убыток Inditex Group приближается к 200 млн евро

Чистый убыток испанской Inditex Group, одного из крупнейших в мире ретейлеров одежды и обуви, в первом полугодии 2020-2021 финансового года (1 февраля — 31 июля) составил 198 млн евро против прибыли 1,55 млрд евро годом ранее, передает агентство ПРАЙМ.

Выручка компании за отчетный период уменьшилась на 37% год к году, составив 8,033 млрд евро. В то же время выраженная в национальных валютах в регионах присутствия выручка уменьшилась на 11%. Показатель EBITDA по итогам этого полугодия достиг 1,48 млрд евро, что в 2 раза ниже показателя февраля-июля 2019-2020 финансового года. «На показатели Inditex в первом полугодии значительно повлиял COVID-19 и временное закрытие магазинов. Многие точки открылись к концу июля, однако ограничения все еще присутствуют. Онлайн-продажи сильно выросли (на 74%)», — уточнили в компании. Акции компании на бирже в Мадриде растут при этом в цене более чем на 5%. Корпорация Inditex была основана в 1985 году. В России представлены магазины Inditex Group под брендами Zara, Pull&Bear, Massimo Dutti, Bershka, Stradivarius, Oysho, Zara Home, Uterqüe.

 


7. Минфин отказался от легализации интернет-торговли алкоголем

Законопроект об интернет-торговле алкоголем в России пока не планируется выносить на рассмотрение в Госдуму, сообщил журналистам статс-секретарь — замминистра финансов России Алексей Сазанов. «Нет, он не будет внесен в Думу в ближайшее время. Вопрос на повестке не стоит. Сейчас он неактуален», — цитирует РИА Новости слова Алексея Сазанова.

Вопрос легализации розничной интернет-торговли алкоголем в России обсуждался в течение нескольких лет. В 2018 году Минфин уже пытался снять ограничения, законопроект, разрешающий онлайн-торговлю пивом, российским вином и шампанским производителями и оптовиками, был внесен в правительство. Предполагалось, что он вступит в силу уже с 2019 года. Но закон не был принят.

Минпромторг активно выступал за отмену ограничений. «Мы действительно отстали от развитых стран в этом вопросе. Цифровая торговля более прослеживаемая и прозрачная с точки зрения фискальных органов. Есть механизмы соблюдения ограничений по реализации, которыми пользуются в иностранных государствах», — говорил в интервью «Российской газете» статс-секретарь — заместитель министра промышленности и торговли Виктор Евтухов в начале июня этого года. Ведомство рассчитывало, что онлайн-торговля алкоголем будет разрешена уже до конца 2020 года. Однако против такого решения выступали Минздрав, Роспотребнадзор и МВД.

 

8.       Киносеть «КАРО» и ADG Group объявили о масштабном сотрудничестве

Сеть кинотеатров «КАРО» в партнерстве с ADG Group откроет сеть мультиплексов нового поколения на базе реконструируемых исторических зданий советских кинотеатров в спальных районах Москвы. В конце 2020 года и начале 2021 года в рамках сотрудничества откроется шесть площадок, они будут работать на территории районных центров «Рассвет», «Нева», «Марс», «Высота», «Эльбрус» и «Будапешт». К середине 2021 года ожидается открытие еще четырех площадок «КАРО» в центрах «Киргизия», «София, «Экран» и «Байконур». Всего к концу 2022 года в рамках партнерства откроется в общей сложности более 140 кинозалов на территории районных центров.

Пол Хет, глава совета директоров «КАРО», отметил, что цель партнерства — расширение предложения в сфере кино для московских зрителей. Пришло время переформатировать кинотеатры в спальных районах и привести к современным стандартам. Мы нацелены на развитие и расширение сети, подчеркивает он. Управляющий партнер ADG Group Григорий Печерский назвал возрождение зданий исторических кинотеатров в современной концепции районных центров серьезной и важной задачей. Реализацию проекта одобрило правительство Москвы.


9.       СК завершил расследование в отношении владельца ТЦ «Зимняя вишня»

Следственный комитет завершил расследование в отношении генерального директора ОАО «Кемеровский кондитерский комбинат» Вячеслава Вишневского, владевшего сгоревшим торговым центром «Зимняя вишня» в Кемерово. Как сообщает РБК, СК считает, что Вишневский дал взятку в особо крупном размере организованной преступной группе, которую возглавляла начальник инспекции Госстройнадзора Кемеровской области Танзиля Комкова.
По материалам следствия, в 2013-2014 годах Вишневский передал им в качестве взятки 7 млн рублей «за незаконные действия и бездействие» при осуществлении функций государственного строительного и пожарного надзора во время реконструкции здания «Зимней вишни».
Это позволило Вишневскому провести реконструкцию торгового центра без разрешения на строительство, в нарушение утвержденного проекта, согласно которому предусматривалась установка автоматических систем пожаротушения на всех этажах здания, указывает СК. Глава кемеровского Госстройнадзора проигнорировала грубейшие нарушения противопожарной безопасности. Следственный комитет утверждает, что в результате этого в торговом центре 25 марта 2018 года случился пожар. Тогда погибли 60 человек, в том числе 37 детей. Уголовные дела были возбуждены по статьям о причинении смерти по неосторожности и нарушении требований пожарной безопасности. После пожара Вишневский скрылся от следствия и был объявлен в международный розыск. В марте 2019 года его задержали в Польше, а через год экстрадировали в Россию. Собственник «Зимней вишни» не признал вину.

 

10.   Минфин предложил поднять акцизы на табак на 20%

Министерство финансов подготовило законопроект, предполагающий увеличение в 2021 году ставки акциза на сигареты, табачную продукцию и электронные сигареты на 20% по сравнению с нынешними показателями. Как пишет РБК, нынешняя версия Налогового кодекса предусматривает увеличение ставки акцизов на сигареты на 4% в следующем году. В Минфине пояснили, что внеплановый рост акцизов позволит обеспечить выполнение социальных обязательств со стороны государства в условиях роста бюджетных расходов из-за сложившейся экономической ситуации на фоне пандемии коронавируса.

«Увеличение ставок акциза на 20% в 2021 году повлечет за собой рост розничных цен в среднем не меньше 20 рублей за пачку», — заявили в «БАТ Россия» (российская структура British American Tobacco). В другой крупной табачной компании — Japan Tobacco International — подтвердили, что повышение в 2021 году ставок акцизов на 20% приведет к значительному увеличению средневзвешенной цены пачки сигарет для потребителей — до 140 рублей.