1. В «Ашане» массовые увольнения из-за коррупции
В российском подразделении «Ашана» после выявления коррупционных случаев с начала 2020 года были уволены десятки человек, об этом в интервью «РБК» рассказал глава подразделения Йоханнес Толай.
По его словам, эти люди потеряли доверие, они не соблюдали должностные инструкции и были близки к коррупционным схемам. Торговая сеть теряла до 3% оборота или €80-100 млн в год из-за коррупционных схем.
Напомним, что в начале 2020 года в российском подразделении «Ашана» был создан комитет по compliance support — внутреннему контролю за соответствием деятельности компании и ее сотрудников законодательству. Основная задача комитета — противодействие коррупционным схемам в компании.

2. X5 Retail Group на 20% сократит экспансию
X5 Retail Group рассматривает сокращение программы развития сети в 2020 году на 15-20% по сравнению с изначальным планом, об этом рассказал гендиректор группы Игорь Шехтерман, сообщает «Интерфакс».
«Мы планировали открыть около 2000 магазинов, но из-за коронавируса отложили некоторые открытия. Сейчас мы считаем, что может открыть на 15-20% меньше, чем запланированные 2000, но мы будем следить за ситуацией на рынке, за поведением конкурентов и можем ускорить экспансию в конце года», — заявил Шехтерман.

3. Первый халяльный ТЦ России откроют в Казани
Марат Кабаев, отец олимпийской чемпионки по художественной гимнастики Алины Кабаевой, построит в Казани многофункциональный халяльный центр HalalGuideMall, продвигающий мусульманские ценности, пишет Regnum. Марат Кабаев, возглавляющий международную ассоциацию исламского бизнеса, сообщил на своей странице в Facebook, что идея проекта уже одобрена президентом Татарстана Рустамом Миннихановым, объем инвестиций в проект составит около 270 млн рублей. Начало строительства запланировано на 2020 год. Он также отметил, что в торговом центре будут представлены такие направления, как халяльная еда, халяль-шопинг, халяль-фитнес и др. Там же будет находиться коворкинг и площадка для проведения форумов и мероприятий по исламской и халяль тематике. Для этого центр оснастят современными мультимедийными системами. В проекте будут молельные комнаты с возможностью совершения омовения, а также система звукового оповещения для призыва на молитву. Еще одной особенностью будут раздельные спортивные залы для мужчин и женщин с душевыми кабинами и раздевалками.

4. Бизнес ждет вторую волну в сентябре
Ко второй волне коронавируса с возможными ограничениями готовятся 78% малого и среднего бизнеса в России. Об этом говорится в исследовании компании IFORS. Около 83% респондентов ждут вторую волну уже в сентябре-октябре 2020 года. По мнению 42% бизнесменов, ее последствия окажутся еще более разрушительными для бизнеса. Треть опрошенных считает, что ее влияние на бизнес будет сопоставимым с первой волной.
Тем временем, российские власти прорабатывают вариант, при котором торговые центры продолжат функционировать во время второй волны коронавируса и карантинных ограничений. Об этом сообщили «Известия» со ссылкой на пресс-службы Минэкономразвития и Минпромторга.
Российский совет торговых центров (РСТЦ) написал коллективное письмо главе Минэка Максиму Решетникову с призывом пересмотреть санитарные нормы и позволить ТЦ работать во время карантина. По оценкам участников организации, каждый молл России во время карантина потерял 80-100 млн рублей, и в случае повторного закрытия, у ТЦ не останется средств для выживания.
«Мы предлагаем не привязывать работу торговых центров к количеству заболевших. ТЦ нужно закрывать только вместе с остановкой общественного транспорта или промышленных предприятий», — считает президент РСТЦ Дмитрий Москаленко.
В Минпромторге совместно с Роспотребнадзором готовы рассмотреть возможность сохранения работы всех продовольственных и непродовольственных магазинов, в том числе в составе ТЦ, в случае ухудшения эпидемобстановки.

5. Wildberries возглавил топ-10 продавцов рунета
Российский Forbes составил рейтинг 10 главных продавцов рунета. В список вошли крупнейшие маркетплейсы, интернет-магазины по продаже потребительской электроники и лидирующие на рынке авиакомпании. Табель о рангах возглавляет онлайн-гипермаркет Wildberries, продажи которого в 2019 году достигли 223,5 млрд рублей, увеличившись в годовом сравнении на 88%.
Вторую строчку в рейтинге занял «Аэрофлот», продавший в онлайне билеты на общую сумму 221 млрд рублей. Пассажиропоток крупнейшего российского перевозчика увеличился за год на 9%, до 60,7 млн человек.
Тройку лидеров по версии Forbes замыкает AliExpress: онлайн-продажи площадки превысили 200 млрд рублей. На четвертом месте в рейтинге оказалась РЖД, работающая над цифровой трансформацией с разработкой сразу восьми платформ.
Пятую строчку рейтинга заняла группа «М.Видео-Эльдорадо», крупнейший продавец электроники в России. S7 Airlines расположился на 6 строчке рейтинга с ростом пассажиропотока на 12,4%, до 18 млн человек. Онлайн-продажи компании за год достигли 95 млрд рублей.
«Ситилинк» и DNS - заняли, соответственно, восьмую и девятую ступени рейтинга. Маркетплейс Ozon с выручкой 80,5 млрд рублей расположился на седьмой строчке. Замыкает десятку российский DIY-ретейлер «Петрович», онлайн-оборот которого достиг 60 млрд рублей.

6. Российские лекарства в приоритете
Аптечные сети будут предлагать покупателям более дешевые российские аналоги лекарственных препаратов вместо зарубежных. Соответствующую инициативу продвигает партия «Единая Россия». Как сообщает malls.ru,
сегодня фармацевты часто оказываются заинтересованными в продаже зарубежных лекарственных препаратов, поскольку получают бонусы от производителей. Размер бонусов обычно варьируется в пределах от 10 до 30%. Инициатива власти должна оказать положительный эффект на конкуренцию в сфере продаж лекарств, а также способствовать импортозамещению. Кроме того, потребители получат возможность более рационального выбора при покупке товаров в аптеках.
Инициативу уже поддержали Минздрав, Минпромторг, Федеральная антимонопольная служба и Росздравнадзор, которые могут принять участие в доработках законопроекта. Ранее в Думе также рассматривали закон, который позволил бы правительству принимать участие в регулировании цен на лекарства в стране.
В «Единой России» также призвали ограничить развитие крупных аптечных сетей на законодательном уровне. Предполагается, что максимальная доля сетей в границах одного административно-территориального образования должна будет составлять 20%. Это позволит не допустить монополизации рынка.

7. Маленькие магазины могут оставить без кэшбэка
Финансовые организации готовы снизить или обнулить так называемый кэшбэк для покупателей, совершающих безналичные транзакции в предприятиях малого бизнеса. Об этом сообщается в письме Ассоциации банков России в Минэкономразвития, пишут «Известия».
Эксперты, опрошенные агентством «Прайм», отмечают, что в теории отказ банков от предоставления кэшбэка вполне вероятен. Возможен сценарий, при котором банки перейдут на другие инструмента повышения лояльности и продаж.
В настоящее время в правительстве рассматривают возможность ограничения комиссии за эквайринг для предприятий малого и среднего бизнеса до 1%. Участники рынка опасаются, что отказ от предоставления кэшбэка может привести к тому, что потребители переориентируются на покупку товаров в крупных сетях, что приведет к падению выручки у малого бизнеса.

8. Не все можно продавать в жилых домах
В России запретили размещать магазины мебели и бытовой техники в жилых домах и общественных зданиях, пишет «РИА Новости» со ссылкой на приказ МЧС России по обновлению свода правил о пожарной безопасности.
«В жилых и общественных зданиях не допускается размещать предприятия торговли по продаже: горючих газов, легковоспламеняющихся и горючих жидкостей», а также «магазины, специализирующиеся на торговле строительными материалами, бытовой химией и техникой, мебелью и пиротехникой», — говорится в тексте документа. А мусоросборные и бельеприёмные камеры в жилых и общественных зданиях, сооружениях должны выделяться противопожарными перегородками и перекрытием.

 9. Онлайн-ретейлеров попросили саморегулироваться
В связи с активным ростом рынка интернет-торговли во время пандемии, поставщики намерены добиться распространения действующих в традиционной торговле норм саморегулирования и на этот сегмент бизнеса, пишет «Коммерсантъ». Участники рынка недовольны поведением онлайн-ретелейров. По мнению заместителя председателя правления «Руспродсоюза» Дмитрия Леонова, нынешние условия договоров оферты на интернет-площадках часто не подпадают под нормы саморегулирования, что мешает формированию общих правил игры.
Комиссия по применению Кодекса добросовестных практик (КДП) рассмотрит возможность введения норм КДП на работу операторов онлайн-торговли. КДП на добровольной основе регулирует отношения между ретейлерами и поставщиками прежде всего продуктов питания и товаров повседневного спроса (FMCG). В частности, кодекс регулирует правила заказа и возврата товара, условия взаиморасчетов, штрафных санкций, порядок согласование цен, скидок.

10. Adidas выходит в онлайн в СНГ
Adidas запускает сервис дистанционных продаж в странах СНГ: Армении, Беларуси, Казахстане и Кыргызстане, тем самым создавая новую точку роста для e-commerce бренда. Цель программы – расширение географии присутствия и доступности продукции потенциальному покупателю.
Розничные магазины компании представлены только в Казахстане, где открыто 25 физических точек бренда. С выходом на новые рынки Adidas открывает возможность удобного онлайн-шоппинга. В планах компании оптимизация сроков доставки заказов (сейчас это 5-7 дней), подключение постаматов и ПВЗ (click&collect) с возможностью получения и возврата товара. Реализация проекта заняла 3 месяца.