1. Amazon увеличил прибыль вдвое
Пандемия помогла Amazon достичь рекордной прибыли: на площадке было продано на 40% больше товаров, чем годом ранее. Это позволило увеличить прибыль почти вдвое до $5,2 млрд, сообщает Retail Detail.
Оборот Amazon составил $88,9 млрд, что значительно превышает прогноз основателя компании Джеффа Безоса ($75-81млрд).
Уже во втором квартале Amazon показал рост оборота электронной коммерции на 47,8% до $45,9 млрд, также превзойдя ожидания аналитиков ($39,9 млрд).
Количество онлайн-заказов выросло на 57%, а количество онлайн-магазинов увеличилось втрое. Большая часть прибыли Amazon поступила из AWS cloud services (облачная платформа для центров обработки данных по всей планете).
Amazon прогнозирует, что оборот компании в третьем квартале будет в диапазоне от $87 до 93 млрд.

2. Wildberries тестирует платный возврат
Представитель маркетплейса Wildberries сообщил E-Pepper, что в некоторых регионах компания сейчас тестирует оплату возврата товара: «Будет ли она применяться в дальнейшем и в каких масштабах, пока еще не решено. Мы учтем обратную связь от покупателей и продавцов».
Согласно закону «О защите прав потребителей», при отказе клиента от товара продавец должен возвратить ему денежную сумму, за исключением расходов на доставку возвращенного товара.
Партнёр Data Insight Борис Овчинников считает, что при совмещении возврата со следующим заказом возврат, скорее всего останется бесплатным. Если так, то на поток заказов это повлияет слабо - если кто и уйдет с Wildberries, то только самые придирчивые и при этом редкозаказывающие.
Создатель проекта «Fashion-прокачка» Ольга Штейнберг считает WildBerries рискует, идя на столь непопулярные меры: «Именно сейчас люди голосуют рублем и чувствительность к ценам в бюджетном сегменте (а WildBerries всегда позиционировали себя именно как магазин низких цен) очень высокая - буквально 50-100 рублей. На фоне всего этого решение площадки ввести платный возврат выглядит, мягко говоря, странно. Такое ощущение, что площадка настолько уверена в своей аудитории и в самих себе, что решила устанавливать собственные правила игры вне рыночных трендов, перекладывая на и без того обескровленного покупателя часть своих расходов».

3 Доставка может подорожать вдвое
Российские ретейлеры считают, что стоимость доставки товаров из магазинов может вырасти вдвое, если будут приняты новые СанПиНы. В одном из пунктов проекта норм, которые сейчас находятся на рассмотрении в Роспотребнадзоре, говорится, что нельзя перевозить товары бытовой химии транспортом, предназначенным для продуктов питания, питьевой воды. Такой запрет может негативно сказаться на бурно развивающейся отрасли интернет-торговли, ведь службам доставки понадобится больше курьеров и транспорта.
«Дополнительные расходы компаний из-за новых требований возрастут в два раза. В итоге стоимость доставки увеличится пропорционально, сейчас она составляет в среднем по России 300–350 рублей, — сказал «Известиям» президент АКИТ Артем Соколов. — Интернет-компании нацелены на оптимизацию бизнеса и снижение логистических расходов, чтобы удешевить доставку. Это делается в основном за счет расширения ассортимента, который предлагается покупателям. Сегодня компании осуществляют совместную перевозку пищевых и непищевых продуктов, при этом их прямой контакт исключен: товары отделены не только первичной упаковкой, но и вторичной, а также размещены в автомобиле в разных секциях».

4. Х5 переводит 60% сотрудников на «удалёнку»
X5 Retail Group планирует перевести около 60% сотрудников на удаленный или комбинированный режим работы, что позволит сократить операционные расходы на аренду за счет отказа от части площадей, сообщает «Коммерсантъ».
X5 Retail Group запустила проект по удаленной работе Home Office и трансформацию своих офисов на территории России. Предполагается, что 60% сотрудников X5 перейдут на удаленный и комбинированный режим работы, около 46% из них смогут работать из дома до трех дней в неделю, остальные — либо перейдут на удаленную работу целиком, либо будут приезжать в офис один раз в неделю. При этом компания сохранит все условия оплаты труда, льготы и компенсации вне зависимости от выбранного формата работы.
В рамках трансформации компания обеспечит сотрудникам частичную или полную удалённую работу, запустит дополнительные цифровые инструменты для совместной работы, изменит подход к использованию ресурсов, в частности электричества, воды, бумаги, офисных пространств.
Изменения в том числе позволят оптимизировать расходы на аренду за счет отказа от части занимаемых в настоящий момент площадей, сообщили в X5. Там уточняют, что сокращение части площадей затронет несколько арендованных офисов, в первую очередь в тех бизнес-центрах, где такая возможность есть по условиям договора. По собственным данным, в X5 работает более 307 тыс. сотрудников. По итогам января—марта расходы компании на аренду выросли на 12,9%, до 23,4 млрд рублей год к году, следует из отчетности компании.

5. «Почта России» запускает сеть постаматов
«Почта России» до конца года начнет установку сети из 5 тыс. постаматов, вложив в нее 1,4 млрд руб, сообщает «Коммерсантъ». По данным “Ъ”, сеть может быть развернута на площадях сетей «Магнит» и «Дикси».
Около 200 постаматов у «Почты России» уже есть, они остались от старого проекта. Новые постаматы будут приобретаться в лизинг.
Гендиректор «Почты России» Максим Акимов говорит, что цель компании — «быть опорным логистическим партнером для российской и международной отрасли интернет-торговли».
«Почта России» уже работает с партнерскими пунктами выдачи и постаматами сетей Hermes Russia, Qiwi (в декабре куплена сетью PickPoint) и «Халва».
В мае эксперты оценивали российский рынок постаматов в 15–20 тыс. штук, но сейчас их уже существенно больше, говорит гендиректор «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров. У Ozon, по собственным данным, более 6 тыс. постаматов, у PickPoint — 4,7 тыс. (с партнерской сетью — около 7 тыс.). Пункты выдачи и постаматы также развивает 5Post, «дочка» X5 Retail Group, у которой 9 тыс. пунктов выдачи на кассе и 2,5 тыс. постаматов с учетом партнерской сети. У «Халвы», входящей в партнерские сети PickPoint и 5Post, 2,5 тыс. собственных постаматов.

6. «Достаевский» откроет передвижные кухни
Сервис «Достаевский» разработал формат мобильных кухонь только для доставки еды, которые планирует сдавать в аренду другим операторам. Проект позволит участникам рынка протестировать спрос почти без инвестиций, но может быть негативно воспринят надзорными органами.
Речь идет об автомобильных фурах на 30 тонн, которые подключаются к коммуникациям в различных районах города, сообщает «Коммерсантъ». Пилот проекта пройдет в Москве, на первом этапе компания будет готовить пиццу и стритфуд из собственного меню. В дальнейшем такие кухни планируется сдавать в аренду другим операторам.
В течение года «Достаевский» намерен запустить 12 мобильных кухонь в Москве и Петербурге. Инвестиции в проект и условия аренды кухонь не раскрываются.
Исполнительный директор Restcon Андрей Петраков оценивает стоимость оборудования для небольшой пиццерии примерно в $20 тыс. Таким образом, только в закупку техники для 12 фур «Достаевский» может вложить около $240 тыс. В «Достаевском» уточнили, что передвижные кухни будут размещаться на частных территориях, поэтому дополнительных разрешений от городских властей не потребуется. Такое ограничение сильно сужает число возможных локаций.
За рубежом уже есть услуга по сдаче в аренду стационарных dark kitchen. Такой проект, в частности, развивает CloudKitchens экс-главы Uber Трэвиса Каланика, которая в 2019 году привлекла $400 млн от суверенного фонда Саудовской Аравии. По словам источника “Ъ” на рынке, сдавать стационарные dark kitchen в аренду в РФ пробовала «Яндекс.Еда», но проект оказался экономически невыгодным.

7. Performance Group доставила больше всех продуктовых наборов
На рынке доставки продуктовых наборов сменился лидер: компанию Grow Food потеснила Performance Group.
Согласно прогнозу Infoline, рынок доставки продуктовых наборов по итогам 2020 г. составит 12 млрд руб., из которых 5 млрд пришлось на первую половину года. До этого рынок рос почти двузначными темпами — с 4,5 млрд в 2018 г. до более 7 млрд руб. в 2019 г. (2,9 млрд руб. — в первом полугодии). Эксперты прогнозируют, что темпы роста сохранятся и в 2021 г. — рынок превысит 20 млрд рублей.
1-е место в рейтинге крупнейших интернет-магазинов продуктовых наборов по итогам первого полугодия 2020 г., по данным агентства Infoline, заняла Performance Group. Компания увеличила оборот на 130%, до 1,45 млрд руб., а количество заказов - в 2,5 раза относительно аналогичного периода в прошлом году. Начиная с 2016 г. лидером этого рынка была компания Grow Food. Сейчас она занимает 2-е место с оборотом 1,27 млрд руб.
Performance Group была создана в 2015 г. бизнесменом Артуром Зеленым. Компания управляет четырьмя сервисами доставки питания Performance Food, Level Kitchen, My Food и Chef at Home. Летом 2019 г. 4% долей в кипрской головной компании сервиса выкупила Mail.ru Group (MRG), позже она увеличила свой пакет до 25%. В декабре прошлого года MRG внесла все свои миноритарные инвестиции в сфере доставки еды, включая долю в Performance Group, в совместное предприятие со Сбербанком, туда же вошли сервисы по доставке из ресторанов Delivery Club и заказа такси «Ситимобил».
В июне Performance Group приступила к региональной экспансии, которая затронет 50 городов России с населением от полумиллиона человек.

8. Carlsberg Group откроет 50 пивных магазинов
Carlsberg Group до конца 2020 года увеличит в пять раз количество магазинов пива в России по франшизе «Танк и Хоппер».
В настоящее время шесть магазинов «Танк и Хоппер» открыты в Петербурге, первый из которых начал работу в декабре 2018 года. Пять магазинов находятся в Хабаровске и один в Белогорске. В течение этого года Carlsberg Group планирует открыть до 15 магазинов на Северо-Западе, в Москве и в Центральной части России. Более 20 новых магазинов появятся в Хабаровске и еще около 15 в нескольких городах Дальнего Востока.
Развитием этого направления бизнеса в России занимается дочернее предприятие Carlsberg Group – ООО «Хоппи Юнион». В число задач компании входит продвижение собственной франшизы «Танк и Хоппер». Интерес Carlsberg Group к развитию специальных пивных магазинов объясняется, в частности, тем, что сегмент разливного пива — один из самых быстро растущих на российском рынке. Объем продаж разливного пива, в том числе реализуемого в пивных бутиках, в России растет на 19% ежегодно.

9. Ozon выводит автомобили на маркетплейс
Ozon и компания «Автомир» запускают продажу автомобилей онлайн, пишет Retail.
Это первый проект на российском e-commerce рынке, когда продажи происходят через платформу маркетплейса, а не с собственного сайта дилера. Ранее подобные проекты, как правило, существовали только в формате сбора онлайн заявок на дальнейший подбор автомобиля.
«Автомир» берет на себя исполнение заказов, включая передачу автомобилей клиентам. «Автомир» представлен на Ozon 14 автомобильными брендами, в том числе Citroën, Ford, Hyundai, Kia, Mazda, Nissan, Peugeot, Renault, Volkswagen и др. Пользователи могут выбрать на Ozon модель, комплектацию и цвет, а «Автомир» гарантирует 100% наличие выбранного автомобиля в салоне по фиксированной цене. Оплата также производится в «Автомире» после подтверждения и документального оформления покупки.

10. Cofix открыл кофейню в Бразилии
Компания Cofix объявила об открытии первой точки в Бразилии в городе Сан-Паулу.
Cofix станет первой в Бразилии кофейней, работающей в формате фиксированных цен, пишет «Арендатор». На первом этапе планируется открытие 4-5 собственных точек Cofix по всей Бразилии. Следующей страной в регионе, где появится Cofix, будет Мексика.
«Черный кофе — самый употребляемый в Бразилии напиток после воды, но капучино и фраппе, например, все еще недоступны большей части населения из-за их стоимости. Cofix предлагает своим гостям всю линейку кофейных напитков по фиксированным ценам — инновационная для Бразилии бизнес-модель», — рассказала директор по развитию Cofix в Латинской Америке Дарья Музыченко.
В начале июля 2020 года сеть Cofix появилась по аналогичной схеме в Польше, первая кофейня была открыта в Варшаве. В России Cofix работает с 2016 года.