1. Россияне вновь начали тратить
После трех месяцев экономии россияне вновь стали тратить деньги в магазинах. В лидерах спроса компьютеры, бытовая техника, одежда и обувь. При этом продажи лекарств и алкоголя, на которые резко подскочил спрос в период карантина, заметно снизились, выяснил Сбербанк.
«В начале месяца был зафиксирован выраженный всплеск трат. В результате на протяжении всей первой половины июля потребление держится на уровне 2019 г.», – отмечается в исследовании лаборатории Сбербанка по анализу и обработке больших данных «Сберданные».
Одной из главных причин покупательской активности россиян аналитики «Сбера» считают получение социальных выплат в первых числах июля. Как результат, за неделю с 6 по 12 июля прирост трат в непродовольственных категориях составил 8,5% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Сильнее всего выросли покупки товаров из категории «компьютеры и ПО» (+71,1%). Далее идут «универсальные магазины» (+28,1% г/г), «бытовая техника и электроника» (+27,0% г/г), а также «одежда, обувь и аксессуары» (+14,1% г/г).
При этом зафиксировано снижение спроса на лекарства и медицинские товары (-5,4% год к году), а также алкоголь (-2,2%).

2. Индекс доверия потребителей упал до минимума за 15 лет
Индекс потребительского доверия в России опустился за II квартал 2020 г. до 62 пунктов. Это на 4 пункта по сравнению с I кварталом и на 6 пунктов по сравнению с IV кварталом 2019 г. Об этом говорится в совместном исследовании потребительского доверия The Conference Board и Nielsen. Это низкий показатель: 62 он был равен лишь однажды, в I квартале 2019 г., в остальные периоды наблюдений в течение 15 лет он был выше, сообщают «Ведомости».
Индекс показывает отношение потребителей к экономической ситуации, их ожидания на ближайший год. Он основан на интернет-опросе 33 000 респондентов в 68 странах. Мировые значения индекса выше, но опустились заметнее: на 14 пунктов до 92 в среднем по миру и на 12 пунктов до 74 в Европе. Россия занимает 61-е место по этому показателю в мире. Еще ниже он, например, в Украине, Белоруссии, Италии.
В России снизились значения всех трех показателей, на основе которых складывается индекс: оценки потребителями перспектив на рынке труда, уровня финансового благополучия и готовности тратить деньги. Число россиян, ожидающих «хороших» или «отличных» финансовых перспектив на ближайшие 6 месяцев, во II квартале 2020 г. сократилось на 10 п. п. до 23% по сравнению с IV кварталом 2019 г. Доля тех, кто считает, что сейчас подходящее время тратить деньги, сократилась на 3 п. п. до 17%.

3. Владельцы петербургских ТРК написали Путину
Владельцы крупнейших петербургских торговых центров написали открытое письмо президенту Владимиру Путину с просьбой «поддержать и разрешить нам работать».

Под письмом, которое выглядит как жест отчаяния, поставили свои подписи представители Fort Group, «Адаманта», ТРЦ «Галерея», ТРК «ЛЕТО», ТРК «Охта Молл», ТРК «Жемчужная Плаза» и др. Авторы письма констатируют, что «понять логику смольного становится все сложнее», напоминая, что что в Петербурге уже сняты почти все ограничения, а в Москве торговые центры функционируют еще с 1 июня.


Кроме того, операторы торговых центров обратились в Федеральную антимонопольную службу, считая, что действия губернатора и правительства Петербурга «создают дискриминационные условия для предприятий розничной торговли, устанавливают приоритет одних субъектов рынка над другими». Дело в том, что в Петербурге имеют право работать как продуктовые и строительные гипермаркеты, так и универмаги «технические характеристики которых не отличаются от торговых комплексов и торговых центров (большая площадь, наличие схожих приточно-вытяжной системы вентиляции, систем кондиционирования воздуха и т.д.)».


4. Пустых мест в ТЦ Москвы стало больше
После длительного снижения уровня вакантных площадей московские торгцентры возвращаются к показателям кризисного периода 2014–2015 годов: доля свободных помещений в них за счет снижение активности арендаторов заметно растет, пишет «Коммерсантъ». Надежды на улучшение конъюнктуры в ближайшее время нет. Динамика выхода международных брендов в Россию демонстрирует исторический минимум, а российские розничные сети сдвигают сроки открытия магазинов.


Наблюдавшееся на рынке в течение четырех лет снижение доли вакантных площадей в московских торгцентрах сменилось ростом. По итогам первого полугодия средний уровень вакантности составил 5,2%, увеличившись на 1,1 процентного пункта (п. п.) относительно конца прошлого года. Такие данные в своем исследовании приводит JLL. По оценкам компании Knight Frank, вакантность площадей в качественных торгцентрах Москвы по итогам полугодия составила 10%, увеличившись на 2,9 п. п относительно аналогичного периода прошлого года. Это самое большое значение с кризиса 2014–2015 годов. В Knight Frank добавляют, что в торговых центрах, введенных в эксплуатацию более двух лет назад, сейчас пустует 5,3% помещений, но в новых объектах свободно 14% площадей.

5. «Связной» запускает магазины нового формата
«Связной» начал открывать магазины нового формата, площадью 100 м2, что заметно больше, чем в основной массе торговых точек сети. Первый такой магазин уже появился в Москве, в ТЦ «Елоховский пассаж», пишут «Ведомости». Главным отличием от других магазинов станет деление торгового пространства на «экосистемные» зоны: «Умный дом», «Технологичный спорт», «Современное здоровье и красота», «Гейминг и путешествия». В зависимости от спроса на те или иные товары пространство будет трансформироваться, а зоны – менять свою площадь. В дальнейшем «экосистем» станет больше – это будет зависеть от конъюнктуры спроса, не исключает вице-президент по маркетингу и стратегическому развитию «Связного» Ольга Троценко. В сети «Связного» сейчас 3500 магазинов. Экосистемный подход и расчет, например, на условные системы для умного дома – это правильный акцент на растущие категории продаж, полагает гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. Однако он имеет пока что ограниченную аудиторию, поэтому такие салоны имеет смысл открывать только в больших городах и их не может быть более нескольких десятков в сети, указывает он.

6. AliExpress запустила в России в продажу бьюти-продукт под своим брендом
«AliExpress Россия» запустила в продажу первый бьюти-продукт под своим брендом – Beauty Box. В него входят российские и китайские товары по уходу для лица и тела. В одном боксе их восемь, отмечается в пресс-релизе компании.
«Бьюти-бокс от AliExpress стал первым опытом компании по запуску собственного продукта, вызванный значительным ростом спроса на локальную категорию «Красота и здоровье» (164%)», – уточнили в компании.


Согласно данным «AliExpress Россия», такой продукт решили создать после того, как россияне стали в 2,5 раза чаще заказывать товары категории «Забота о здоровье», а также товары из Китая из категории с аксессуарами по уходу за кожей (увеличение спроса на 121% во II квартале этого года по сравнению с I кварталом).
Рост спроса россиян на товары AliExpress также зафиксирован во время ежегодной распродажи «618» в июне, во время которой общий оборот российского представительства составил 7,3 млрд руб., что на 60% больше, чем в ту же распродажу в 2019 г., сообщают «Ведомости».

7. Выручка X5 Retail Group выросла на 14%
Выручка X5 Retail Group, развивающей в России торговые сети «Пятерочка», «Перекресток» и «Карусель», по итогам первого полугодия 2020 года выросла с 839,7 млрд руб. до 961,4 млрд руб., то есть на 14,5% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
При этом выручка компании во втором квартале выросла на 13,2% по сравнению со вторым кварталом прошлого года — с 435,5 млрд руб. до 492,9 млрд руб., также отмечается в отчетности.
Во втором квартале рост чистой розничной выручки «Пятерочки» и «Перекрестка» составил 15,6% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года при росте сопоставимых продаж на 4,7%, подчеркнули в X5.
Наибольший вклад в рост бизнеса во втором квартале внес формат «магазинов у дома». Выручка формата супермаркетов была ниже бюджетных показателей, поскольку из-за карантинных мер были закрыты некоторые торговые центры, где расположены магазины, объяснили в X5. Однако отдельно стоящие супермаркеты «Перекресток» во втором квартале продемонстрировали рост продаж на уровне 24%.
Во втором квартале компания X5 открыла 367 новых магазинов, а 103 «магазина у дома» и 13 супермаркетов, включая 9 магазинов «Карусель», переданных «Перекрестку», были реконструированы.

8. Сеть «Буше» стала партнером АЗС «Газпромнефть»
Петербургская сеть пекарен «Буше» договорилась о партнерстве с сетью АЗС «Газпромнефть» о возможности установить несколько пилотных корнеров на автозаправках компании. Апробирование формата пройдет в Петербурге, решение о дальнейшей экспансии будет приниматься как минимум через полгода, пишет «Коммерсантъ».
Площадь корнера составляет 20 м2 вместе с зоной для клиентов, в ассортимент входят сэндвичи, выпечка, торты, готовая еда в контейнерах, сыры и кофе. Корнер оборудован собственной мини-пекарней, планируется, что месячная выручка каждой такой точки составит до 800 тыс. руб.


На конец 2019 года «Газпромнефть» включала более 1,8 тыс. АЗС, следует из данных на сайте. По словам представителя сети, в будущем компания планирует расширить количество подобных партнерств. В качестве площадок под корнеры компания готова предлагать АЗС в премиальных локациях, добавляет он: «В этом году в России у нас заработает более 50 локаций, где потенциально может внедряться такое сотрудничество». Таким образом, годовой оборот проекта может достигать 480 млн руб.
Весной 2020 года также стало известно, что сеть АЗС «Газпромнефть» договорилась с продуктовым ретейлером «Вкусвилл» о поставках в несколько московских точек молочной продукции, сыров, кулинарии, снеков и кондитерских изделий.

9. Американский fashion-ретейлер Brooks Brothers объявил о банкротстве
Объем продаж сети, включающей около 250 магазинов в Северной Америке, сократился на 60% в последнем финансовом квартале, сообщает CNN.
Американский производитель и продавец деловых костюмов Brooks Brothers пополнил список компаний, начавших процедуру банкротства. Режим карантина, когда люди, вынужденные работать из дома, не нуждаются в деловых костюмах и аксессуарах, нанес решающий удар сети магазинов престижной одежды, пишет Retail/
Brooks Brothers является одним из старейших и самых уважаемых брендов офисной мужской одежды в США. Основанная в 1818 г. компания одевала 40 американских президентов, включая Авраама Линкольна и Теодора Рузвельта. Сеть насчитывает более 500 магазинов по всему миру, половина из которых приходится на Северную Америку.
Brooks Brothers еще в прошлом месяце предупреждала об угрозе закрытия трех своих фабрик на территории США. Объем продаж сети сократился на 60% в финансовом квартале, завершившемся 2 мая. Компания получила кредит на $20 млн, но положения это не спасло. К настоящему моменту долги бизнеса достигли $500 млн, а его собственники активно пытаются продать фирму и активно ищут на нее покупателя. Среди возможных будущих владельцев легендарной марки мужской одежды — компании Authentic Brands Group (ABG), Simon Property Group, Brookfield Property Partners, Marquee Brands, Sequential Brands, Solitaire Partners и WHP Global.

10. KFC пробует наггетсы, распечатанные на 3D-биопринтере
Лаборатория биотехнологических исследований 3D Bioprinting Solutions разработает для KFC технологию создания куриного мяса с помощью 3D-биопринтера. Первым таким продуктом станет куриный наггетс, сообщают «Ведомости».
KFC – крупнейшая сеть фастфуда по числу ресторанов в России. У нее свыше 950 заведений. Лаборатория биотехнологических исследований 3D Bioprinting Solutions основана в 2013 г. Специализируется на разработке и производстве биопринтеров и материалов в области трехмерной биопечати. В числе ее соучредителей один из основателей группы компаний «Инвитро» Александр Островский.
Для производства куриных полуфабрикатов будет использоваться смесь растительных белков (соевых и бобовых культур) и курятина, выращенная по технологиям клеточного мяса, говорит Андрей Рукавишников, директор по маркетингу и продажам 3D Bioprinting Solutions. Смеси белков и куриные клетки лаборатория будет производить самостоятельно.
На выходе продукт будет иметь волокнистую текстуру куриного мяса. Полуфабрикат доведет до вкуса KFC – наггетс приправят фирменными специями, обваляют в панировке и поджарят. Речь пока идет не о массовом производстве, а о партии опытных образцов.