Вчера «Магнит» отчитался за 2019 год. Отчетность компании оказалась хуже ожиданий рынка и прогнозов самой компании. Чистая розничная выручка ретейлера увеличилась на 9,5% год к году, до 1332,9 млрд рублей. Сопоставимые продажи выросли на 0,4%, средний чек — на 2,8%, а трафик снизился на 2,3%. Чистая прибыль сократилась на 49%, до 17,1 млрд рублей. Рентабельность чистой прибыли снизилась на 146 б.п., до 1,3%.

Падение трафика остановилось
«Отчетность «Магнита» за 2019 год, особенно финансовая, вышла плохая. Показатель EBITDA оказался на 15% ниже ожиданий, чистая прибыль — на 40%. В целом по году компания не достигла своего прогнозного значения по EBITDA margin в 6,5%, показав только 6,2%. Из положительного можно отметить улучшение ситуации с динамикой LFL-трафика, который падал несколько кварталов подряд примерно на 3% год к году. В IV квартале 2019 года компании удалось свести падение почти к нулю (-0,2%), правда, пожертвовав средним чеком: рост оказался почти нулевым против 3-4% роста в предыдущие несколько кварталов», — говорит старший аналитик Финансовой группы БКС Дмитрий Скрябин.

На фоне того, что «Магнит» сократил чистую прибыль по МСФО в IV квартале 2019 года по сравнению с аналогичным периодом 2018 года на 51,2%, до 4 млрд рублей, бумаги ретейлера упали в цене (на 11:00 по московскому времени 6 февраля) на 2,6%.

«За последний год (в период руководства компанией Яном Дюннингом) с точки зрения финансовых показателей улучшений, к сожалению, незаметно, — говорит аналитик Райффайзенбанка Егор Макеев. — Рентабельность снижается, сопоставимые продажи демонстрируют смешанную динамику, хотя рост сопоставимого трафика в IV квартале 2019 года позволяет надеяться на улучшения. Из однозначно позитивных изменений я бы выделил запуск и быстрое масштабирование программы лояльности, доля продаж с использованием которой уже превысила 50%».

Интервью с директором по управлению розничной сетью «Магнит» Руслан Исмаилов можно прочитать здесь.



Дмитрий Скрябин также обращает внимание на изменение трафика в IV квартале 2019 года (который практически перестал падать), однако отмечает, что сложно судить, насколько это устойчивая ситуация, опираясь на данные за один квартал. Тем более что показатель был достигнут за счет большой доли промоактивности, то есть за счет снижения маржи, и если компания сократит долю промо, то, возможно, снова начнется падение трафика.

«Год управления компанией — это небольшой срок для такой компании, как «Магнит». Если смотреть на другие компании, которые проходили через подобные процессы, то фактическое улучшение финансовых показателей редко наступает раньше, чем через 2-3 года. Большое количество изменений, которые впоследствии приводят к системным улучшениям в компании, часто не заметны на начальных этапах. Полагаю, что улучшение тренда сопоставимых продаж и запуск программы лояльности пока не полностью находят отражение в финансовой отчетности компании», — говорит старший аналитик инвесткомпании «АТОН».   

Планы на 2020 год
В этом году «Магнит» планирует открыть около 1300 магазинов разного формата в рамках программы органического развития. Как отмечается в сообщении ретейлера, компания продолжит поиск небольших или средних M&A-возможностей с фокусом на укрепление своих позиций в регионах присутствия. 

«Программа открытия магазинов на этот год отражает более жесткие требования к доходности и больший фокус на операционную эффективность. Закрытия включают магазины в разных регионах, которые не отвечают требованиям компании к доходности», — сообщают в «Магните».

Справка

В 2019 году компания открыла 2377 магазинов (1195 магазинов у дома, шесть супермаркетов и 1176 магазинов дрогери). Общее количество магазинов сети составило 20 725 по состоянию на 31 декабря 2019 года). Торговая площадь компании увеличилась на 814 тыс. м2 (+12,7% к 2018 году).



Пока же источники MarketMedia, близкие к «Магниту», говорят, что из-за плохой отчетности наблюдательный совет компании уже на ближайшем заседании, которое состоится 15 февраля, может поставить вопрос о смене генерального директора. Вот их версии возможных сценариев развития событий.

Версия №1 «Шахматный ход Галицкого»
Самая красивая версия, которую довелось услышать, но она же и самая маловероятная, на взгляд редакции, — это возвращение в компанию ее основателя Сергея Галицкого.

Акции «Магнита» падают третий год подряд. ВТБ купил «Магнит» в 2018 году при 4661 рубле за акцию, на 6 февраля цена составила 3,6 тыс. рублей за бумагу. Сейчас ситуация в «Магните» очень сложная со всех сторон — по финансовым показателям, капитализации и с точки зрения войны кланов (выходцы из Х5, «Ленты» и «команда Галицкого» тратят время на выяснение отношений).

«Сейчас очень удобный момент для Сергея Галицкого — на дне капитализации выкупить задешево обратно свою компанию, собрать своих «звездных» топ-менеджеров и привести все это в порядок, так как именно эта команда знает точно, как это всё строилось и как это работает. В итоге Галицкий останется и с деньгами, и с «Магнитом», — предполагает один из источников редакции.

Успех кейса гарантирован за полгода, под эту историю вернется и мотивация офиса, кланы быстро помирят и почистят лишних и несогласных. Однако эта версия имеет место, если продажа пакета Галицким действительно не была связана с government-наездом и отжимом бизнеса у его основателя, отмечает источник. В противном случае просто не дадут.

Версия №2. Приход Сергея Гончарова
Есть информация, что уже 2 месяца идут переговоры с Сергеем Гончаровым, генеральным директором сети «Пятерочка». Учитывая, что в последние месяцы у него якобы не клеятся отношения с советом директоров Х5, плюс еще пришел Илья Якубсон для развития формата жесткого дискаунтера, к тому же рынок раздирают слухи про поглощение Сбербанком Х5, вполне вероятно, что Сергей Гончаров может принять предложение вернуться в «Магнит» (с 2013-го до конца 2017 года он работал в ГК «Магнит» и возглавлял формат «Магнит Косметик», затем формат «Магнит Фарма»). 

Его сильные компетенции — это знание формата магазинов у дома, а в «Магните» это основной бизнес. На выходе из «Магнита» Сергей Гончаров ни с кем не ссорился, экспертиза и капитализация его как специалиста в рознице значительно возросла за последние 2 года, синергия знания «тех» и «этих» может дать также быстрый «вау-эффект», говорят источники. Для старых магнитовцев он свой, клан Х5 воспримет его нормально и по-деловому.

Версия №3. Многоходовка Яна Дюннинга
Поскольку у экспертов есть сомнения, что до первой половины 2020 года финансовая отчетность «Магнита» как-то улучшится, по мнению источников, Ян Дюннинг может давить на то, что плохо выстроена команда, и, возможно, попросит новый карт-бланш у акционеров компании Александра Винокурова и ВТБ под полную зачистку команды, чтобы избавиться от выходцев из Х5 и старой команды «Магнита».

Затем он, вероятно, привлечет еще часть людей из «Ленты», заново выстроит структуру (а с лета 2019 года до сегодняшнего дня из «Ленты» в «Магнит» перешло около 65 менеджеров среднего и высшего звена), и потом на фоне провальных 2019-2020 годов и эффекта низкой базы начнется красивый взлет по перезапуску «Магнита».

Вопрос только в том, согласятся ли акционеры на это и «полетит» ли компания при ставке на бывший менеджмент «Ленты», не имеющий опыта работы в малых форматах. «Команда Яна Дюннинга пытается наложить трафарет успешной экспертизы по управлению гипермаркетами на малые форматы, а это не работает», — делится своим мнением один из источников, отмечая, что Яну Дюннингу терять нечего, так как свои входные опционы, как писали СМИ — около $10 млн, он получил в 2019 году.

Кстати, «Магнит» с 3 февраля 2020 года запустил одну из самых мощных программ в своей истории по сокращению издержек. Во многих отделах, по словам опрошенных экспертов, начали сокращать людей и менять мотивацию, резать оклады и бонусы. Сейчас мотивационная работа якобы идет неэффективно, и все силы тратятся на борьбу между кланами.

«Те, кто в настоящее время работает в офисе, будут перегружены еще на 30% как минимум дополнительным объемом работы. Это добавляет негатива в и без того абсолютно разрозненный коллектив», — говорит один из источников MarketMedia.

«На фоне этого растет мощнейший негатив от поставщиков, так как «Магнит» набрал бонусов и прочих выплат под новые обещания в IV квартале 2019 года. Но большая часть из них не выполняется, поэтому многие поставщики уже отказываются что-то улучшать в коммерческих условиях для «Магнита», пока не начнет работать то, что уже было согласовано и за что уже заплачено вперед», — высказывает свое мнение топ-менеджер одного из крупнейших российских производителей.

Версия №4. Выход Владимира Сорокина
Вполне возможно, что кредит доверия Яна Дюннинга у акционеров заканчивается, так как по сути за полтора года ничего кардинально нового запущено не было, кроме одного инновационного суперстора и сквозной программы лояльности, высказывают свое мнение эксперты.

«Финансовая нагрузка на платежную ведомость только растет, новые и новые сотрудники «Ленты» переезжают из Петербурга в Краснодар на оклады, которые и не снились менеджменту Галицкого, а финансовый результат всё хуже и хуже», — говорит один из бывших топ-менеджеров «Магнита».

Что такое новый формат «Магнита» суперстор, можно узнать здесь



Кстати, в ноябре 2019 года из «Ленты» в «Магнит» перешел директор по закупкам Франческо Фиаминго, заняв пост директора по закупкам категории Dry food в краснодарской компании. Вместе с ним переехала и Мария Кравченко, директор по управлению категориями сети «Лента», на позицию директора департамента закупок категории Dry food.

А в это время у Дюннинга есть заместитель, который в компании уже несколько лет, и имеет за плечами опыт руководства сетью супермаркетов «Перекресток» — понятный акционерам и полный энергии и харизмы Владимир Сорокин. «Его вполне можно отнести к топ-5 экспертов рынка продуктовой розницы. Не исключено, что между ним и ВТБ уже есть какие-то договоренности и обе стороны ждут красивого политического момента, чтобы дать карт-бланш новому топ-менеджеру с опытом работы в двух больших форматах», — предполагает один из бывших топ-менеджеров «Магнита».

Версия №5. Приход Александра Винокурова
Эта версия кажется абсурдной, но именно ее обсуждают в «Магните» как основную. Акционеры расстаются с Яном Дюннингом, а компанию возглавит ее акционер Александр Винокуров.

Станет ли какая-то из этих версий жизнеспособной, будет понятно в ближайшие месяцы. Редакция направила запрос в «Магнит» с просьбой прокомментировать, действительно ли, на одном из ближайших заседаний наблюдательного совета состоится принятие кардинальных кадровых решений для компаний.