Московская сеть «ВкусВилл» сегодня насчитывает больше 1000 магазинов. Таким количеством объектов, кроме тройки лидеров в продуктовой рознице, мало кто может похвастаться. Причем еще на начало 2017 года сеть насчитывала чуть более 450 точек. В конце 2017 года «ВкусВилл» вышел за пределы своего домашнего региона и начал активную экспансию в регионах. И уже сейчас сеть присутствует почти в трех десятках городов. За пределами Москвы она наиболее активно покоряет Петербург: за год открылось почти 100 магазинов, и еще 30 находятся в стадии открытия. 99% товаров в сети произведены под СТМ.

«ВкусВилл» — любитель экспериментов
«ВкусВилл» любит экспериментировать с новыми проектами, инициаторами которых чаще всего выступают сами сотрудники. В результате запускается много инициатив для того, чтобы найти те вещи, которые по-настоящему нужны покупателям. В сентябре сеть объявила, что планирует открывать магазины в Европе, а также открывать точки большого формата под вывеской «Глобо».

Что касается реализованных проектов, то, например, в магазинах «ВкусВилл» теперь есть раскраски, которые создала дизайнер, будучи в декрете. «У нее появились дети, и возникло желание сделать какой-то продукт для детей. Она сама сделала эту раскраску, сертифицировала ее с издательством, привела в соответствие все документы. И теперь у нас целое новое бизнес-направление, будет много разных товаров для детей, коллеги ищут разные решения на рынке, ездят в Европу за идеями. У нас будут и умные пазлы, и маски, и развивающие книги», — рассказала Олеся Машкина, управляющая по инновациям «ВкусВилл».

Справка

«ВкусВилл» - российская розничная сеть супермаркетов и СТМ продуктов для здорового питания. Основана в 2009 году в Москве предпринимателем Андреем Кривенко как сеть магазинов под названием «Избёнка». С 2012 года стали открываться магазины «ВкусВилл». Сейчас сеть включает более 1000 магазинов в 30 российских городах. В мае 2019 года компания стала соучредителем ООО «Парим-варим», созданной для развития собственной сети кулинарии.  

В 2016 году инвестором «ВкусВилла» стали фонды под управлением Baring Vostok. Им принадлежит 12,16% компании. В 2017 году выручка ООО «ВкусВилл» составила 32 млрд рублей, чистая прибыль – 18 млн рублей. В INFOline оценили выручку «ВкусВилл» за 2018 год в 54,6 млрд рублей. В начале 2019 года были озвучены планы сети по IPO.



Но чаще всего происходит так, что сотрудник параллельно со своей работой запускает какой-то новый проект до момента, пока его не начнут масштабировать. Например, будку для собак (которая в итоге не прижилась у собак, и проект свернули. — Ред.) запускал управляющий контроля качеством. В свое рабочее время он проверяет фуры и контролирует, чтобы все было хорошо, выстраивает лабораторию, а в свободное от работы время занимается будками для собак. Ему хотелось попробовать, а вдруг это людям понравится.

«Очень важно, чтобы люди, которые создают новый сервис, верили в него. Мы, например, пытались несколько раз запустить услугу кофе, но внутри компании не все в это верили, говорили, что людям не нужно, это будет неэффективно. Сейчас мы снова поставили кофемашины. Москва — один из лидеров по потреблению кофе в мире, и несмотря на адскую конкуренцию вокруг, мы будем этот сервис развивать», — отмечает Олеся Машкина.

Как найти 40 новых идей для "ВкусВилла" читайте здесь.



Также она рассказала, что покупатели очень долго просили открыть кафе на территории магазина. В результате внутри компании был найден сотрудник, который поверил в этот проект и начал его развивать. И вот уже на территории восемь магазинов, где работают кафе с пирожными, которые привозят от производителя сразу на точку, минуя склад, потому что у них срок годности 24 часа. И число магазинов с кафе будет увеличиваться, уверяют в сети.

Еще в компании появился проект «Закажи и забери». «На первый взгляд это кажется простой кнопочкой в приложении, но для нас и поставщиков это глобальная история. Можно заказать любое количество продуктов с доставкой в любой удобный для вас магазин», — отмечают в компании.

«ВкусВилл» — это а-ля Илон Маск
В результате за год в компании родилось несколько десятков новых проектов, а на рынке за ней укрепилась репутация инновационной компании. Сама компания объявила 2019 год для себя годом инноваций. 

Однако генеральный директор ИА INFOline Иван Федяков поспорил с этим определением и отметил, что скорее назвал бы «ВкусВилл» инвестиционной компанией. «Тот хайп, который компания успешно поддерживает вокруг себя, во многом связан с тем, что она умело использует информацию для привлечения инвесторов, кредитных линий и так далее. В плане привлечения внимания они большие молодцы. «ВкусВилл» — это а-ля Илон Маск, который показывает кирпич в виде джипа, и об этом весь мир говорит», — отмечает Иван Федяков.

Интервью с Аленой Кульмасовой, управляющей единой концепцией сети «ВкусВилл», читайте здесь.



По его мнению, инновационности тут нет. Просто «ВкусВилл» очень правильно понимает свою стратегию здорового питания, точно знает свою целевую аудиторию, что людям нужна качественная еда. Беда многих ретейлеров в том, что они не понимают, кто их покупатели.

«Сейчас компания переживает инвестиционный цикл. «Тесла» много лет была убыточна, Amazon тоже, и над ним смеялись. Главное — сможет ли потом «ВкусВилл» сменить нынешний инвестиционный цикл на период прибыльности, стать операционно эффективной компанией. Они правильно понимают свою целевую аудиторию.

MarketMedia публикует крупнейшие проекты «ВкусВилла», которые стартовали в 2019 году:


1. Услуга «Закажи и забери» в мобильном приложении «ВкусВилл»
В июле 2019 года «ВкусВилл» запустил в мобильном приложении услугу «Закажи и забери». Покупатели магазинов во всех регионах присутствия сети могут заказать любые товары из всего ассортимента «ВкусВилл» в ближайшем магазине и забрать готовый заказ в удобное время.

Компания сотрудничает с несколькими сервисами по доставке продуктов питания на дом, среди них golama, iGooods, SaveTime. Также продукция сети продается на сайтах интернет-магазинов «Утконос» и «Комус».

2. Кафе «Вкускофе» на территории магазинов «ВкусВилл»
«Вкускофе» — это совместный проект «ВкусВилла» и экс-совладельца сети «Кофе Хауз» Владислава Дудакова (80% и 20% долей соответственно).

«Вкускофе» — это кофейня, в меню которой десерты и напитки на основе натуральных ингредиентов. Например, кофе делается только на натуральном молоке, а выпечка готовится только на сливочном масле, есть десерты без сахара, а также на классическом натуральном сливочном сыре и сметане. Есть необычные предложения, например гречишный чай, зеленые детокс-смузи на основе руколы, шпината. Проект стартовал в ноябре 2019 года.

3. Магазин по продаже замороженных продуктов «ВкусВилл Айс»
«ВкусВилл Айс» — это магазин, в котором 95% ассортимента составляют замороженные продукты.

Первые магазины под этой вывеской открылись в Москве — на улице Академика Виноградова и Славянском бульваре.

4. Детская студия «ВкусВилл»
«ВкусВилл студия» открылась в июле 2019 года. Это пространство для всей семьи. Там проводятся игры, творческие занятия, музыкальные вечера, а также тренинги, мастер-классы и обучающие программы для взрослых. В свободное время, когда в пространстве нет никаких событий, там можно поработать, почитать любимую книгу за чашкой кофе.

5. Киоски «ВкусВилл»
Первый киоск под вывеской «ВкусВилл» открылся в мае 2019 года в Москве. Он расположен в Саду им. Баумана. Площадь павильона — 8 м2, в ассортименте около 80 видов товаров, которые востребованы среди гостей парка, — это соки, вода, лимонады, снеки, выпечка, кофе, чай и др.

Сеть рассматривает возможность установки таких киосков и в других парках Москвы.