Пандемия ускорила рост и некоторые процессы, подтолкнула покупательское поведение к онлайну. Мы и так довольно неплохо росли до этого и за прибыльностью следили — вышли на операционный плюс 1,5 года назад. Во время пандемии поменялось отношение к онлайн-каналу в целом. Мы, конечно, давно этот канал заприметили, но по нашим партнерам и покупателям видим, что онлайн-продажи наконец-то стали не просто игрушкой и развлечением, а довольно серьезной ставкой многих компаний. 

С одной стороны, развивается категория, с другой — конкуренция. Если раньше, лет пять назад, мы обивали пороги брендов, в этом году все наоборот. Довольно интересная картина, все перевернулось. Нужно понимать: экспертиза в онлайне накапливается долго и сложно, для брендов, переходящих в онлайн, этот вопрос станет болевой точкой. Потому что есть логистика, эквайринг, все по-другому, много способов оплаты — большой микс.

Мы ожидали от покупателей экономного поведения, но круто выстрелил премиум. Этот сегмент у нас вырос на 60-65%. Такое ощущение, что люди стали инвестировать в одежду. Купить на зиму пуховик — это инвестиция. Выросли все домашние категории. Потребители пришли домой и поняли, что занавески не так висят, пижама не нравится, а в ней надо в «Зуме» сидеть. Верх у нас вырос больше, чем низ, мы правда заметили этот тренд. Продажи топов, рубашек, блузок росли быстрее брюк. Прекрасное отражение нашей реальности, все шутки про пижамные и спортивные штаны оказались правдой. Выросли категории спорт, мужская и детская одежда. Платья и каблуки — чуть хуже.

Олег Воронин, глава сети I AM Studiо: Не спешите хоронить средний класс



Доля категории fashion в e-commerce сокращается. Сейчас это один из самых медленно растущих сегментов на рынке интернет-торговли — 37% в 2020 году. Объем онлайн-продаж одежды и обуви за 2020 год составил около 450 млрд рублей. Довольно позитивный результат в год, когда люди в основном сидели по домам и потребность в новой одежде и обуви существенно сократилась. Возможность покупать одежду и обувь в онлайне — это громкая история многолетней давности. Есть сегменты, которые растут намного быстрее, и я скептически настроен по поводу того, насколько рынок fashion сможет нас удивить в будущем. 

Российский e-commerce в 2020 году вырос по количеству заказов почти на 80%, в денежном выражении рост меньше — 47%. Доля онлайна на рынке fashion в 2020 году почти удвоилась и даже превысила долю e-commerce в среднем по всем непродовольственным категориям. Это меняет традиционное восприятие о том, что в онлайне, конечно, покупают, но все-таки нужно посмотреть, потрогать и пощупать товар в магазине. Доля тех, кому это не нужно и кто готов без этого обойтись, весьма велика. Топ-5 игроков по онлайн-продажам в сегменте fashion формируют Wildberries, Lamoda, Ozon, AliExpress и Bonprix.

 Жизнь и рост продолжаются и за пределами маркетплейсов. Доля маркетплейсов выросла в 2020 году на 6 п.п.

Сегмент одежды и обуви вырос на 124 млрд рублей: 52% из этой прибавки «забрал» Wildberries, 30% — другие маркетплейсы, 18% прибавки (22 млрд рублей) получили обычные интернет-магазины одежды и обуви.

Мы заметили, что монобрендовые проекты в онлайне растут быстрее мультибрендовых, а омниканальные игроки растут в онлайне быстрее, чем чисто онлайновые продавцы.
В 2020 году сильно нарушилась сезонная цикличность рынка, вырос спрос на доставку на дом и сместилась география доставок. В свое время были популярны истории про грузовики, которые каждый день ездят в Сити (Московский международный деловой центр «Москва-Сити». — Ред.), в прошлом году фокус сместился в сторону спальных районов и пригородов. Одно из главных изменений в 2020 году — это превращение предоплаты в норму, а также массовое приобретение опыта возврата средств. По моему убеждению, 2020 год для рынка fashion — это не отклонение от нормы, а ускорение уже начавшихся процессов. 

У меня есть подозрение, что прошлый год стал мощным стимулом для развития идеи сознательного потребления, меняется восприятие. Сокращение качества, ассортимента, сервиса, которое способны предложить ретейлеры в офлайне, будет продолжаться, этот фактор будет подпитывать онлайн. Что касается онлайна, мы будем видеть все более активную конкуренцию между маркетплейсами, а также будет расти сегмент D2C (direct to customer).

Ксения Рясова, глава сети Finn Flare: Мир моды ждет «очищение»


Российский fashion-рынок — это очень хрупкий цветок, особенно российские дизайнеры. Мы можем порекомендовать обратиться к нашей платформе как к входной точке в онлайн, в том числе для малого и среднего бизнеса (МСБ). Большой бизнес может прожить в онлайне как-нибудь сам, у них все будет прекрасно. А МСБ мы очень хотим развивать, прорастить на нашей локальной поляне новые имена и бренды.

Как мне кажется, будущее, а может быть, уже настоящее, за social e-commerce. У нас произошел тестовый запуск AliExpress LIVE, за полгода мы продали товаров наших селлеров только через канал интерактивного live streaming на 870 млн рублей. По сути это Tik-Tok, встроенный в собственное приложение (интерактивные прямые эфиры со звездами, экспертами или блогерами, где они общаются со зрителями, выполняют их задания, используя товары с AliExpress, а зрители могут в прямом эфире приобрести их. — Ред.). Такой результат — это не предел.

Основатель Alibaba Джек Ма за 5 минут ради шутки продал 150 тыс. упаковок помады в Китае.

Помимо этого, будущее за сращиванием онлайна и офлайна, стиранием границ и превращением индустрии в омниканальную экосистему. Мы смотрим в эту сторону, в прошлому году Alibaba Group приобрела 25% акций компании Farfetch (онлайн-гипермаркет одежды и аксессуаров премиум-сегмента, в основе которого лежит глобальная технологическая платформа, связывающая покупателей и бутики по всему миру. — Ред.). Модель Farfetch, построенная на соединении интересов покупателя со стоками офлайновых магазинов, будет развиваться, за этим будущее. В России на подкорке существует мнение, что AliExpress — это про чехольчики, брелоки. Премиум-сегмент хоть и не является нашим фокусом, но повышение среднего чека в наших интересах.

Наша экономика всегда идет через кризисы, начиная с 1986 года мы живем в парадигме 6-6-10. Это 6 лет кризиса, 6 лет кризиса, 10 лет тишины. Хочется надеяться, что на 10 лет мы сможем вздохнуть. Люди научились экономить, затягиваются пояса, а в это время растет премиальный сегмент.

Потребители, которые тратили деньги на путешествия и яхты, сублимируют это в покупку одежды.

Когда падает национальная валюта, происходит хеджирование. Покупатели приобретают дорогие аксессуары, обувь и качественную теплую одежду. Другими словами, инвестиционные продукты, которые можно долго использовать. Еще я вижу, что у людей поменялось отношение к национальному продукту, к одежде российских дизайнеров.

Офлайн-игрокам сложно переходить в онлайн, потому что интернет-канал — это работа с сокращением издержек, это цифры. А офлайн, даже самый крупный, был немножко на коленке. Не только наш, даже H&M опоздали с онлайном. Но еще тяжелее онлайну выходить в офлайн. Так что омниканальность заключается в том, чтобы объединить навыки обоих каналов.
Наш fashion-рынок не так сильно зависит от иностранного туризма, в отличие от Европы и США. Китаю, например, локдаун пошел на пользу, все выросло, потому что люди не путешествуют и деньги остались в стране. У нас отчасти произошло то же самое. Поэтому ЦУМ и ГУМ очень рады.

Анна Лебсак-Клейманс о трендах на fashion-рынке


Когда-то мы были лидерами каталожной торговли, больше 20 лет мы развиваем интернет-торговлю, у нас есть проект Bonprix. Мы внедряли новые сервисы, примерку. Она привела к росту возвратов, но и к росту продаж. Количество вещей в заказе увеличилось, средний чек вырос больше чем на 20%. Видим потенциал в примерке в ПВЗ. Сначала мы концентрировались на развитии курьерской доставки, делали бесплатный возврат для клиентов. Мы возвращаем деньги при возвращении товара курьеру, не дожидаясь, когда товар окажется на складе. Идем на этот риск, чтобы дать больше сервиса клиенту. Потом мы увидели, что спрос на ПВЗ так же стабилен и такой вариант для покупателя удобнее. Так что оба канала доставки считаем важными. Маркетплейсы не нужно игнорировать, но я полагаю, что иметь собственный интернет-магазин тоже важно. В этом случае можно выстраивать долгосрочные доверительные отношения с покупателями и находиться с ним в прямом диалоге.

Из выступлений на сессии «Новые стратегии, бизнес-модели и форматы для fashion-рынка» в рамках конференции Fashion Tech Day 2021