Степень плохости невозможно представить: что предприниматели говорили 24 февраля 2022 года



Мой прогноз после 24 февраля 2022 г о том, что бизнесу, за редким исключением, будет просто больно или очень больно, реализовался. С течением времени ощущение, что война - это надолго, усиливалось. Бизнесмены, как всегда, приспосабливаются к новым обстоятельствам и стараются хотя бы сохранить свое дело, меняя его по ходу. Этим они и занимались весь прошедший год.

Кто мог, постарался вывести бизнес заграницу и/или, в целом, инвестирует в России только при крайней необходимости.

На ближайший год применяем тактику реагирования на внешние изменения, не строя долгосрочных планов. Бесполезно их делать, когда экономика фактически переведена на военные рельсы. Очевидно, что власти решили ради собственных амбиций заставить всех граждан платить за их реализацию любую цену. Цена будет точно высокой, для кого-то и убийственной.

Все познается в сравнении: у меня складывается ощущение, что многое мы уже познали за прошедший год, если сравнивать с временами ДО! Но многое еще впереди, так как по риторике вокруг, то что происходит – это ягодки, а цветочки впереди…

Прогнозы. Рынок питания вне дома будет находиться в состоянии стагнации. Будут выживать большие сети и те, кто обладает определенным ресурсом и близок к власти. Судя по выступлению того, кого нельзя называть, наобещали людям много, но теперь возникает вопрос - откуда брать на это деньги.

Значит, ждем повышения налогов и закручивания гаек в виде регуляторной гильотины и всего, что из нее следует.

Конечно, ресторанный бизнес жил и будет жить, но точно не в формате гастроэнтузиазма или малого бизнеса.

Про нас. Для сохранения бизнеса нам приходится принимать кардинальные решения. Закрыли офис, полностью убрали бэк-офис, оставили только самое нужное для операционной деятельности, отрезали все ненужное, что не влияет напрямую на покупателей и качество. Перестроили систему поставок – закрыли производство и центральный склад, сделали прямые поставки продукции в кафе.

Себестоимость. Для нас вопрос качества является принципиальным.

Мы не меняли рецептуры для снижения себестоимости. Наоборот, стали их улучшать, чтобы быть еще более конкурентоспособными на рынке.

Стали сами варить соуса, что позволило существенно снизить себестоимость без потерь в качестве. Цены повышали за год только один раз в феврале, когда существенно выросли в цене импортные товары. Так же для оптимального движения денег еще больше усилили контроль за управлением товарными запасами. В целом настроили систему так, что все расходы контролируем ежедневно и держим руку на пульсе.

Аренда и локации. Наша сеть преимущественно работает в ТЦ.

Текущий год обрушил работу в больших моллах, которые из кареты резко превратились в тыкву из-за ухода брендов, проблем с кинопоказом и т.д.

Падение траффика доходит до 45%. Хорошо себя чувствуют торговые центры около станций метро, которые являются больше местом притяжения людей для проведения встреч, чем для покупок. Т.е. районные центры показали большую стабильность и устойчивость. Еще одна интересная закономерность, в регионах многие ТЦ себя чувствуют лучше, чем в Москве. Я объясняю это тем, что из Москвы уехало больше людей. Плюс после ковида интерес к торговым центрам в Москве снижался. Ну а в регионах ТЦ всегда чаще были местом проведения досуга, чем местом для шоппинга, поэтому падение посещаемости у них не такое сильное. По аренде с кем-то получается договариваться на фоне снижения трафика, с кем-то нет, но в целом можно сказать, что арендодатели стали более сговорчивыми на фоне всего происходящего. Доставка стагнирует и падает, так как основные ее потребители тоже разъехались, и в итоге предложение существенно превышает спрос. Массового закрытия ТЦ не будет точно, но и прежних продаж ждать не стоит.

Расходы на персонал. Выросли, так как людей больше не стало, и вопрос с адекватным персоналом остается приоритетным. Несмотря на снижение выручки, мы два раза за год повышали зарплатные ставки.

Что дальше? Никаких прогнозов, никаких планирований, живем в контексте сегодняшнего дня и наблюдаем за тем, что происходит вокруг. Стараемся меньше сокрушаться, больше работать!

Ожидания не оправдались ни в части длительности спецоперации, ни в части количества санкций и глубины внешних ограничений. Безусловно, мы прогнозировали более скорую развязку, однако уже летом мы начали думать про то, что все может перейти на следующий год.

Самое важное, что произошло - рынок начал перестраиваться вслед за меняющимися возможностями. Как следствие, скорректировались привычки потребления. Наша компания была максимально гибкой в непростых условиях. Мы старались предугадать эти тренды и подготовить к этому бизнес. Так, мы сохраняли наши партнёрские отношения, искали новые бренды, работали над ассортиментом и укрепляли финансовую безопасность. Здесь надо сказать спасибо двум предыдущим годам ковида за мощнейшую подготовку и укрепленную силу духа.

Мы планируем продолжать работать над расширением портфеля брендов в игрушечном бизнесе и сохранять тех партнёров, которые сумели найти возможность продолжать работать на территории России. А также продолжим укреплять наши бренды одежды, расширяя ассортимент, улучшая сервис в розничных сетях. Помимо этого, планируется запуск двух новых проектов, о которых мы сможем рассказать ближе к концу года.

По прошествии года, есть определенная, всем известная фактология, в соответствии с которой глобальные процессы невозможно характеризовать иначе, как «Свадьбу в Малиновке». Сколько будет идти война - неизвестно, ибо в существующем многообразии разнонаправленных векторов физически невозможно вычленить корневые, определяющие конкретные интересы тех или иных групп лиц. Пока лично я вижу глобальное цирковое представление, как в горячей фазе, так и в государственном управлении с экономическим блоком вместе. Одну могу сказать, глубокомысленные рассуждения о войне со всем НАТО за ресурсы, территории, логистические коридоры и прочее - это рафинированный инфантилизм, даже не смешной.

По финансовым показателям год для моего ремесла, а я не занимаюсь бизнесом, был прекрасным, включая текущий период 2023 г. Я сохранил абсолютно все до единого ингредиента, по их происхождению и производителям. Это далось непросто, но тем не менее. Спрос и предложение пока достигли определенного баланса, позволяющего достаточно эффективно работать в Петербурге.

Единственная подвижка — это, пожалуй, необходимость поддержания полугодового остатка сырья и материалов, наиболее подверженных рискам изменения цены и принципиального наличия в РФ.

В обозримом горизонте ничего не планирую, кроме поддержания готовности к перемещению своей скромной персоны в более комфортную среду.

Главное, что все должны были усвоить, освоив широкий спектр профессий вирусологов, военкоров и сейсмологов — это то, что в любой момент может произойти все, что угодно, включая дичайшие и никоим образом не прогнозируемые ситуации. Вплоть до появления пришельцев и Путина-киборга, разваливающегося на запчасти в прямом эфире.

Отдельно упомяну о полнейшем разочаровании по итогам трех лет — это истинное лицо средневзвешенного российского предпринимателя. Абсолютно аморфная, трусливая и утерявшая чувство собственного достоинства общность людей, категорически не способная рационально мыслить, принимать ответственные решения и отстаивать собственные интересы. Если вы актуализируете информацию о количестве и качестве сгенерированной за год законодательной базе для бизнеса, а также посмотрите на реакцию бизнес сообщества, то совсем несложно будет понять, что в этой стране фактически нет ни экономики, ни рынка, ни бизнеса....
Поэтому лично моя поведенческая модель заключается в спокойном занятии своим ремеслом, пока это будет возможно. Все остальное сделает население РФ собственными руками, вплоть до открытого гражданского противостояния, которое пока идет в соцсетях.

В начале 2022 года было ощущение тревожности, ожидание того, что год предстоит сложнейший. Но в итоге нам удалось показать отличные результаты – в 2022 году в рамках холдинга было открыто 11 ресторанных проектов в Москве и Душанбе, все – совместно с партнерами франчайзи. Спрос на франшизу брендов холдинга вырос на 43% в сравнении с предыдущим годом. А открытие в Душанбе стало отправной точкой для развития наших проектов за пределами России.

В марте 2023 года мы открываем заведения в ОАЭ, а также активно изучаем рынки Турции, Узбекистана, Казахстана.

Я связываю это с нашим вкладом в сильный продукт, атмосферу, сервис, сильный бренд. Во времена нестабильности инвесторы всё чаще рассматривают ресторанные концепции, проверенные временем и предыдущими кризисами. В этом году мы планируем открыть 15 новых ресторанов в России и за ее пределами. Продолжаем фокусироваться на качестве продукта, сервиса и пр. Будем придерживаться ценовой политики, чтобы это качество оставалось доступным.

В целом люди убавили свои докризисные аппетиты и стали ходить в рестораны немного реже, но стоит отметить, что при этом их средний чек практически не изменился. Просто теперь при выборе места гость отдает предпочтение заведению, где он гарантированно получит качественный продукт, даже если он потратит на него не очень много денег. В перспективе ближайших лет отрасль ждет бурное развитие, уход с рынка слабых игроков и появление новых. Рынку кадров в ресторанной индустрии предстоит восстановление, т.к. события 2022 года привели к дефициту кандидатов и росту зарплатных ожиданий.

 Рестораны будут всегда, как и кризисы. За последние пару лет индустрия пережила сложные времена – от взлетов и падений до полной остановки работы бизнеса. И тот, кто научился быстро адаптироваться к возникающим ситуациям, держать качество, быть гибким и проактивным, продолжит работу, несмотря на различные препятствия и обстоятельства. Стоит отметить, что стало сложнее открывать новым брендам, сейчас тяжелее масштабироваться.