О цифровизации бизнеса, развитии интернет-торговли уже сказано немало. Мне бы хотелось затронуть тему новых смыслов, которые привнес и еще привнесет с собой 2020 год.

В конце 2019 года эксперты ретейл-рынка часто рассуждали о том, что 2020 год будет сложным и непонятным для отрасли. Много разговоров было о спаде и меняющемся поведении покупателей. Масла в огонь подлило знаменитое исследование McKinsey, где в будущем году предрекали неопределенность и нестабильность на рынке. Но никто тогда не предполагал, что история может развиваться по такому сценарию. Что в високосный год весь мир потрясет событие, которое происходит один раз в 100 лет. Что все разговоры про «черного лебедя» и надвигающуюся катастрофу окажутся не выдумкой голливудских сценаристов, а настоящей реальностью.

Оглядываясь на год назад, понимаешь всю бессмысленность и несерьезность тревог того времени. Наша компания прошла через много кризисов, но ни разу мы не закрывали все розничные магазины. Ни разу мы не оказывались в ситуации, когда ради спасения жизней блокировались границы, а выйти из дома можно было по специальному пропуску.

Последствия 2020 года нам еще предстоит оценить. Исторический опыт подсказывает, что должно пройти несколько событий подобного рода, чтобы люди полностью поменяли свои привычки и поведение. Но все же в ближайшее время грядут перемены. Наверняка многие сотрудники не вернутся в офисы, а покупатели — в офлайн-магазины. Скажу больше: поменяется отношение к потреблению и построению профессиональной деятельности. Однозначно мы больше внимания будем уделять собственному здоровью и обустройству дома, а вместо коктейльных платьев будем чаще покупать пижамы и одежду для фитнеса.

Скорее всего, будет пересмотр систем здравоохранения на мировом уровне. История с COVID-19 показала, что мы научились запускать ракеты в космос и вести бизнес в мессенджерах, но противостоять эпидемии не можем. Уверена, что будут инвестиции в биотехнологии, химическую и фармацевтическую отрасли, а устойчивое развитие в бизнесе станет реальной программой многих компаний, а не пустыми разговорами и маркетингом. К слову, мы в Finn Flare уже давно используем ткани и фурнитуру из переработанных материалов. И вообще с самого основания бренда в 1965 году делаем упор на качество, универсальность и функциональность — именно эти характеристики будут особо ценны в новой реальности. Да, и носить наши вещи можно долгое время, это выгодная инвестиция в гардероб.

А глобально мир моды ждут «очищение» и новые времена. Как известно, глобальные перемены в моде происходили после серьезных исторических потрясений. New Look Кристиана Диора появился сразу после Второй мировой Войны. И могу сказать, что миру моды эти изменения пойдут на пользу.