Опыт предыдущих шести кризисов, которые мы переживали, показывает, что все изменения стратегии, принятие решений, понимание, как все отразится на будущем будет актуально тогда, когда система, вышедшая из стабильного состояния, придет после шторма в какое-то другое состояние. Хотя каждый кризис отличался от предыдущего, но происходящее сейчас, наверное, будет отражаться на нас тяжелее всего. Поэтому сейчас говорить о наших дальнейших планах бессмысленно и говорит, что делать дальше, пока рано. Пока мы видим общее горе, боль и печаль.

Чтобы говорить о том, что нужно делать бизнесу, необходимо дождаться подписания каких-то мирных соглашений, когда будет понятна картина поствоенного мира, или как говорят, постспецоперационного мира. Потому что от того, как и на каких условиях будет заключен мир, как отреагирует Запад, что будет с санкциями и курсом валют, и будут зависеть решения по дальнейшему планированию работы бизнеса в стране. Мы, как ни крути, зависим от доллара напрямую по всем параметрам, начиная от сырья, заканчивая упаковкой. Пока все разговоры бессмысленны – мы что-то планируем, на следующий день все меняется. Система должна прийти в состояние новой стабильности.

Санкции коснулись нас напрямую, так как наше контрактное производство находится в 9 разных странах, в том числе в Дании. Компания пока отказалась только от поставщиков товара из ЕС. Остальные страны (КНР, Тайвань, Индия, ЮВА, Израиль) продолжают производить товар по нашим заказам. Главные проблемы для нас сегодня, конечно, рост курса доллара и евро, банковский процент и логистика. 

Мы оплачиваем заказы в валюте, и сейчас финансовая нагрузка увеличилась очень ощутимо. Чтобы ее снизить и сдержать рост цен для конечного потребителя, мы провели переговоры с нашими поставщиками и согласовали отсрочку платежей на 2-3 недели. Кроме этого, подтвердили запуск производства новой продукции, без предоплаты поставщикам. Перешли на расчет в юани за услуги, связанные с поставками из КНР.

Цены на продукцию мы на данный момент сдерживаем и сохраняем по старому курсу. Но если курс не снизится до приемлемого уровня, нам придется предпринять такие шаги. Пока держим ситуацию под контролем. Что касается логистики, то сейчас мы ищем путь для поставки товаров из Индии, так как Новороссийский порт закрыт. Сосредоточились на работе с российскими операторами логистических услуг с собственными судами.

Прорабатываем для каждого контейнера несколько вариантов вывоза, осознанно подходим к растаможиванию товара, чтобы попасть в наиболее «удачный» курс при начислении платежей в бюджет. Наши офисы продаж в странах, в том числе в Европе, работают в штатном режиме. Рекомендации о запрете ввоза товаров российского производства сильно подогрели спрос.

Еще одно направление, которое под постоянным контролем – рекламные активности. Мониторим ситуацию, перераспределяем бюджеты. Стала недоступна реклама, закупаемая через кабинет Google, еще на прошлой неделе мы приостановили сотрудничество с Инстаграм-блогерами, в целом скорректировали стратегию работы с соцсетями из-за нестабильной работы «Инстаграм». В остальном сохраняем обычный ритм работы, поддерживаем партнеров и сотрудников, не планируем сокращение штата и не отменяем запланированные мероприятия.

Сейчас сложно что-то планировать на длительную перспективу, слишком быстро меняется ситуация. Однако в нынешней ситуации мы видим не только сложности, но и возможности как для роста продаж определенного ассортимента, так и для открытия новых поставщиков и рынков. Уже сегодня мы отмечаем рост спроса на существующие продукты женской гигиены и оздоровительного направления – магний с ацероллой, аюрведические БАД, алтайские фитокапсулы. Эти направления будем усиливать. Поиск поставщиков сейчас ведём в странах, с которыми возможно сотрудничество, а также рассматриваем новых производителей из России. Именно в категории «Здоровье» спрос на продукты российского производства достаточно велик. Что касается рынка сбыта, то здесь акцент немного смещается на внутренний – преимущественно на города, где нет наших офисов продаж.

Российский мебельный рынок импортозависим. Фурнитура, мебельные ткани, лаки, краски, химические компоненты для плит – это все импорт. К сожалению, наша промышленность пока не производит эти материалы в достаточном количестве. Сейчас, безусловно, ассортимент фурнитуры временно сократится, а сроки поставок увеличатся. Но это ненадолго, через какое-то время все наладится.

Главная проблема в том, что компании работают не на склад, а под заказ. Это означает, что когда вы приобретаете мебель, производитель под ваш заказ сразу же закупает плиту и все остальные комплектующие. Соответственно, в марте мебельные производители будут исполнять заказы, которые получены в феврале, и под эти заказы все комплектующие материалы закуплены. По нашим оценкам российским производителям хватит комплектующих на месяц, и мы надеемся, что за это время ситуация с логистикой исправится.

Что касается иностранных производителей, если предположить полное отсутствие европейского импорта на российском рынке мебели, то это пойдет лишь на руку отечественной мебельной промышленности, так как сегодня мы уже обладаем и современными мебельными предприятиями, и технологиями производства качественной мебели.

Первыми сложности испытали импортеры иностранных кормов, которые столкнулись с проблемами с ввозом. Речь идет в первую очередь о диетических и функциональных кормах, которые представлены на нашем рынке почти исключительно иностранными компаниями. Так как ситуация остается напряженной, важно поддерживать российских производителей для избежания дефицита.

Сейчас отечественные производители испытывают большие трудности в получении сырья и различных ингредиентов для производства. Чтобы поддержать их в настоящее время Союз предприятий зообизнеса выступил с инициативой о снижении ставки НДС на отечественные корма для животных с 20 до 10%. Также Союз предприятий зообизнеса выступает категорически против объявленного эксперимента по маркировке кормов средствами идентификации (система «Честный знак»), так как это требует значительных дополнительных вложений от фабрик. Обращения на эти темы направлены в правительственную комиссию.

Также в этих обращениях содержится просьба о снятии ограничений на ввоз диетических и функциональных кормов, которые ранее были наложены Россельхознадзором. Я считаю, что только такие комплексные меры, касающиеся, как облегчения ввоза иностранной продукции, так и содействия развитию производства в России, позволят избежать дефицита на рынке. По информации представителей оптовых и розничных компаний, запасов кормов хватит на 1-1,5 месяца, так что меры необходимо принимать уже сегодня.

В настоящее время производство овощей в закрытом грунте не останавливается. Запасы различных материальных ресурсов, необходимых для выращивания овощей у игроков рынка есть на 1,5-2 месяца. Этого времени должно быть достаточно для того, чтобы наши производители нашли новых поставщиков или отработали вопрос по логистике по импортрируемым ресурсам. 

Сейчас есть сложности с ввозом импортных семян, субстратов для выращивания, средств для защиты растений и т.д. Поставки приостановлены. Сами поставщики этих товаров не отказываются работать с Россией, а проблема состоит скорее в транспортных компаниях – вопрос в логистике. Также есть постоянная потребность в импортном оборудовании, например, несколько контейнеров с ним встали на границе неделю назад. В решении данных проблем нам активно помогает Минсельхоз России, который сформировал соответствующую рабочую группу, где рассматриваются и что самое главное решаются все эти вопросы.

Разумеется, как и в других отраслях у нас сильно растет себестоимость производства из-за девальвации рубля, особенно сильно подорожала упаковка и тара. Еще одна проблема – доступность кредитных ресурсов после повышения ключевой ставки. У нас все выращивается в кредит – берется займ в период посевной и возвращается после сбора урожая. Здесь тоже Минсельхоз России нам пытается помочь. Буквально вчера вышло новое постановление, которое позволяет субсидировать 100% ключевой ставки для краткосрочных кредитов.

Могу сказать, что сейчас компании будут заниматься оптимизацией бизнес-процессов – пересматривать список поставщиков, искать их в других странах. Но кто уже занимался оптимизацией в период пандемии, сталкивается с тем, что дальше оптимизировать больше нечего – все возможные издержки и так сокращены по максимуму. Мы планируем готовить комплексные предложения по поддержке отрасли, начнем с отрасли закрытого грунта, в связи с тем, что для нее характерна более высокая капиталоемкость. По поддержке овощеводства в отрытом грунте и плодоводства тоже будем готовить предложения, после внимательного изучения нового федерального проекта, а также поступления предложений от членов Союза.