Дефицит комплектующих и биоразлагаемой упаковки, взлет спроса и цен на самоклеющиеся этикетки, банковские переводы, которые не доходят даже за месяц, гигантские скачки спроса — эти и другие проблемы обсуждали в Петербурге около 70 производителей и поставщиков со всей России, которые собрались на круглый стол «Менеджмент закупок в эпоху перемен».
Какими проектами сейчас занимается один из крупнейших отечественных производителей алкогольной продукции, рассказал директор по развитию компании LADOGA Дмитрий Исаченков: «У нас колоссальное количество новых разработок - 144 новых позиции. Не только водка, джин и виски, ассортимент — широчайший. О чем-то мы пока даже не говорим публично. Что-то подсматриваем на других рынках. Для нас основной вызов – стремление выиграть в этой ситуации, несмотря ни на что. Предыдущий кризисный период – пандемия – дал колоссальное количество находок, которые вошли в наш арсенал.
Для нас основное – поиск новых решений и развитие ассортимента, потому как алкогольный рынок развивается и делает это, на наш взгляд, в правильную сторону. Потребление крепкого алкоголя в России очень медленно, но падает, увеличивается потребление более слабых напитков. Это мировой тренд. Несмотря ни на что, люди плюс минус одинаковы. И сейчас в наших разработках есть хард-зельцеры (от англ. Hard seltzer — алкогольный напиток, содержащий газированную воду («зельцер»), алкоголь (из солода или сахара) и ароматизаторы, обычно фруктовые — Ред.) и другие слабоалкогольные напитки. И, конечно, успеть за этим трендом потребления для - ключевая цель. Как и импортозамещение. Для этого нам нужна помощь поставщиков. Потому что хороший продукт должен быть правильно упакован и укомплектован».
По словам Дмитрия Исаченкова проблем на рынке хватает, в частности «рынок розничного потребления в России несмотря на все усилия ФАС высоко консолидирован. В стране лицензированных точек по продаже алкоголя порядка 150 тыс., реально торгует 100 с небольшим тысяч. И при этом «Магнит» и X5 — это примерно по 20 тыс. магазинов, «Красное и Белое» — 11 тыс.
И если какая-то большая сетевая структура чем-то интересуется, то спрос растет чудовищными скачками. И упасть он, соответственно, тоже может.
При этом менять цены в сетях практически невозможно. Я сам когда-то работал в «Ленте» — то есть в другом «окопе» — и знаю, что это такое. Если ты приходишь с повышением цен в крупной сети, то коммерческий директор отвечает: «А они еще нам отгружают? Тогда зачем цену поднимать!» Вот если отгружать перестают, то тогда: «Ладно, пусть приезжают, поговорим». И допустим, если на водочном рынке пять производителей и четыре из них предлагают поднять цену на 7%, а один — на 5%. То байер сети ответит: «Какие 7%? Максимум на рынке — 4,5%! Не хотите — не грузите!» Но договоры составлены так, что ты должен предупредить о прекращении отгрузке за 60 дней, и зайти в сеть обратно очень тяжело. Ведь у каждого свои бизнес-интересы. Можно говорить, что поставщики сейчас диктуют правила игры, но нужно не забывать про следственный комитет, который тоже диктует письма с вопросом: Почему цены не падают, если доллар упал так сильно?»
Важные бумаги
Для практически любого производителя в России сейчас одним из ключевых вопросов является упаковка. О ситуации на этом рынке рассказал директор АО «Готэк Северо-Запад» Олег Рыжинков: «Мы живем в мире, в котором - хотим или не хотим - но гофроупаковка – это то, без чего бОльшую часть того, что производится, в принципе невозможно доставить покупателю. Отрасль очень материалоемкая – больше 70% себестоимости стоимости приходится на сырьевую составляющую. Поэтому те колебания цен, которые ощущают наши партнеры - то выше, то ниже – связаны, в первую очередь, с изменениями стоимости сырья. Даже у вертикально интегрированных компаний, в состав которых входит производство тарных картонов, модель поведения завязана на общую рыночную ситуацию — соотношение спроса и предложения. На сегодня, не секрет, что предложение по гофре превышает спрос. На текущий момент мы находимся в стадии относительной стабилизации, после того, как 2021 году сработала жесткая ценовая связка: сырье дорожало, и нам пришлось закладывать изменение в цену гофроупаковки, что по цепочке отразилось на конечных потребителях.
На текущий момент на рынке сформировалась просадка спроса: часть транснациональных компаний ушли, нарушились логистические цепочки поставок у многих производителей различных товаров, импортозамещение, взамен тех компаний, которые уходят с рынка и про которое много говорят из телевизора — процесс не быстрый.
Безусловно, все работают над схемами альтернативных поставок. В этом году вряд ли мы столкнемся с тем, что рынок гофроупаковки претерпит значительные изменения, поэтому и объективных предпосылок для изменения цен на гофроупаковку сейчас нет.
Конечно, в любой отрасли можно, демпингуя в пользу объёмов, устроить ценовую войну. Но как потом остановить этот разрушительный для отрасли процесс?
Любой потребитель, зайдя в магазин, может наблюдать, как за последние месяцы изменился внешний вид многих товаров. Это во многом связано с острой ситуацией, сложившейся на рынке этикеток. При этом у ведущих российских производителей этикеток спрос на продукцию резко вырос. Об этом участникам круглого стола рассказала Татьяна Полех, директор по продажам и соучредитель компании Flex-n-roll: «Наш основной офис находится в Москве, а производство – в Беларуси, а точнее - в свободной экономической зоне, рядом с аэропортом Минск-2, которую когда-то Лукашенко открыл совместно с Китаем. Это обеспечивает очень льготные условия по налогам, а ТПП Китая очень сильно помогает нам в логистике. В мире есть два основных производителя самоклеящегося сырья. У нас дружеские отношения с этими поставщиками, они еще в ноябре 2021 года предупредили нас о том, что российский рынок будет испытывать колоссальные проблемы с поставками сырья для производства этикетки. И мы сразу увеличили поставки сырья из Китая, т.к. начали заниматься поставками из Азии еще в пандемию. Материалы показали себя исключительно с положительной стороны: замену клиенты не замечают. Также мы наладили отношения с турецким рынком. И начали быстро заполнять свои стоки сырьем. Благодаря этому у нас стоки сейчас заполнены больше, чем на месяц вперед. Плюс, естественно, к нам идут новые поставки. Спрос на этикетку у нас колоссальный. Он вырос примерно на 30-40%. Очень много пришло мясников, молочников, производителей сыра, водочников и др. Успеваем производить, так как типография огромная – входит в топ-3 по России. Цены выросли и серьезно. Есть законы рынка, которые никто не отменял. Раньше, что финские, что немецкие поставщики предлагали отсрочку в 120 дней, сейчас - все на условиях предоплаты. Рынок был избалован: крупные клиенты просили 90 дней отсрочки. И, когда ни у кого нет сырья, а у нас оно есть, естественно, это сказывается на ценах. По прогнозам рынку России в этом году не хватит примерно 60% самоклеящегося сырья».
Дальняя дорога
Огромное число российских производителей по-прежнему строит свою работу в связке с партнерами из-за рубежа. Здесь предпринимателям пришлось столкнуться с различными непредвиденными трудностями. РоманВоробьев, коммерческий директор ТД «Трейдмаркет» рассказал: «Наш бизнес завязан на Китай. Мы занимаемся всем, что связано со стеклянной упаковкой и другими видами товаров. Дизайн, конструкторская документация, логистика, «постановки» на российских заводах, сувенирная упаковка и др. Вот с чем мы столкнулись: валютные платежи в долларах шли месяц-два. Китайцы звонили и говорили: где ваши деньги (оплату от вас банк еще не зачислил)? Сейчас платежи в юанях доходят за один день. А цены на контейнеры стабилизировались.
Контейнер до Владивостока раньше стоил $1 тыс. (до COVID-19), теперь $8 тыс, а во время пандемии фрахт доходил до $13 тыс.
Но курс юаня снизился, поэтому логистика стала дешевле и себестоимость товара уменьшилась».
Международную тему продолжила Елена Кокурина, руководитель продаж «Tastepoint Russia Северо-Запад»: «Все европейские производители, дистрибьюторы, импортеры в России в конце февраля оказались в одном пространстве, где нужно было искать новые пути способы обеспечения бесперебойных поставок. Ряд российских производителей продуктов питания и напитков сделали товарные запасы, что помогло обеспечить бесперебойную работу производства. Но нужно думать о перспективе. Ведь такие ингредиенты как высокотехнологичные ароматизаторы не имеют аналогов в России. Их производство требует сложного наукоемкого оборудования и многочисленных сырьевых составляющих. В одном ароматизаторе может быть и 30, и 40 компонентов. В выигрышной ситуации сейчас находятся производители пищевых ингредиентов, которые располагают производственными площадками в разных странах мира, что позволяет гибко реагировать на изменяющиеся условия российского рынка».
Принцип белочки
Специфика бизнеса за последние месяцы сильно изменилась. Екатерина Перстнева, главный технолог завода «Группа Ладога», рассказала: «Конечно, нам, как и многим приходится, теперь делать большие складские запасы. Раньше в этом не было необходимости. Не нужно было так далеко смотреть вперед. Сейчас приходится быть белочкой – запасать в дупле орешки. Мы наблюдаем огромный рост запросов сетей – и по ассортименту, и по объемам – и стараемся его обеспечить».
При этом производители находятся в разной ситуации. Малых Светлана, заместитель коммерческого директора АО «Файн Ингредиентс», считает, что «Алкоголь в настоящий момент — это наиболее защищенная отрасль. К примеру, в кондитерской или молочной отрасли предприятия испытывают сейчас реальные проблемы с нехваткой сырья. Ассортимент сужается не потому что нет спроса, а потому что не из чего производить. Еще в феврале многие партнеры либо изменили условия, либо выставили отказ в поставках. Были и проблемы с платежами. Доставка занимает 2-3 месяца, но слава богу все-таки все доходит. Очень сильно увеличилась стоимость фрахта. Если раньше машина стоила 3-5 тыс. евро, то сейчас около 10 тыс. и выше. При этом по Европе никто не хочет ездить в нашем направлении. Поэтому мы сейчас едем через Прибалтику».
Перестраивать работу приходится даже предприятиям по производству спирта. Роман Подболотов, коммерческий директор АО «Амбер-Талвис», рассказал участникам круглого стола, что «спрос на спирт за весну у нас упал, потому что на экспорт в недружественные страны у нас раньше уходило 20-25% продукции. Он не прекратился совсем, но уменьшился процентов на 20.
С другой стороны, внутри страны происходит вымывание иностранных брендов, поэтому российские компании стали чаще обращаться к нам за спиртом.
И здесь есть рост. Большая часть нашего оборудования ЕС (декантеры, сушилки, насосы, запорная арматура, контроллерное оборудование). На данный момент возникли проблемы с поставкой запасных частей для этого оборудования. Оборудование имеет аналоги в РФ и Китае, но технические характеристики этого оборудования (энергопотребление, габариты, производительность), качество изготовления и надежность значительно уступают западному оборудованию».
Рейтинги и антирейтинги
Отдельной темой круглого стола, организованного компанией LADOGA, стали вопросы, связанные с качеством продукции. Александр Чумак, директор по международным проектам Роскачества заявил: «Роскачество всегда ставит во главу качество, а не количество. Мы исследуем качество продуктов: от масла до детских рюкзаков. Недавно изучали ультрапастиризованное молоко и выявили много качественных брендов, причем в большинстве случаев региональных. Требования к продуктам со знаком качества опережают требования государственных стандартов и это стимулирует производителей к самосовершенствованию, стремиться отвечать опережающим стандартам Роскачества. Есть и антирейтинги, и иногда в них фигурируют именитые производители.
Повышение доверия российской продукции - одна из основных целей Роскачества. Один из наших проектов – Винный гид России. Мы выезжаем на производство, проводим аудиты и рейтингуем российское вино, чтобы познакомить потребителя с лучшими российскими винами. В последнем рейтинге было около 600 позиций отечественных производителей. Отдельное внимание заслуживает новый сектор АПК - российская органическая продукция. Которая переживает небывалый подъем. Именно эта продукция сегодня в России считается самой экологически чистой - симбиоз экосистем, заботы об окружающей среде и здоровье граждан нашей страны».