«Среднего класса в России нет», «Средний класс исчезнет» — сколько раз слышали и читали такие громкие заявления? От политиков, в деловых изданиях, по ТВ — везде. На мой взгляд, это не более чем игра словами, жонглирование понятиями. Да, действительно, у нас, в Европе и Америке средний класс совсем не одно и то же. Но тем не менее он никуда не девается. Хотя и сложно спорить с тем, что основная масса в нашей стране до среднего класса, к сожалению, не дотягивает.

Кто же они вообще, представители среднего класса? Владельцы малого и среднего бизнеса, топ-менеджеры, люди с доходом гораздо выше среднего? Как измеряем, кто уже в нем, а кто не дотянул? Мне кажется, футурологи сами, в первую очередь, не договорились, поэтому и возникают такие прогнозы. И хотя я не футуролог, но, занимаясь бизнесом, должен уметь выстраивать картину будущего, поэтому попытаюсь и про это написать свое мнение.

Я считаю, средний класс не просто не умрет, но и разовьется, только не в том привычном многим по западным образцам виде. Будет расти спрос на людей, имеющих высокую квалификацию, уникальные компетенции, сильных управленцев. Они будут востребованы, им будут готовы предлагать условия лучше, чем в среднем по рынку. И речь не только о зарплате и бонусах, вполне вероятно, что талантливые руководители и специалисты будут получать долю в бизнесе и дивиденды. Конечно, это не просто исполнители, но еще и руководители, умеющие работать с людьми, с командой. Эта прослойка будет увеличиваться.

Компании заинтересованы в людях с высоким уровнем интеллекта и зависят от них. Причем не обязательно это должен быть сотрудник in house, это может быть внешний эксперт. Своего рода фрилансер. Его уровень дохода будет, вероятно, даже выше, чем у аналогичного наемного сотрудника. Например, найти в штат специалиста по 1С очень сложно, а те, кого берут вести компанию на аутсорсе, зарабатывают не просто на уровне топ-менеджера, а гораздо больше. Посмотрите счета на их услуги, и вы поймете, что далеко не всякий владелец бизнеса столько зарабатывает. То же самое, например, с интернет-маркетологами, особенно с нерядовыми и эффективными. То же с юристами и массой других специальностей.

Топ-менеджеров и свободных специалистов, ИП или владельцев агентств с небольшим штатом, где ключевой сотрудник — сам владелец, некоторые вообще средним классом не считали, причисляя к нему только собственников бизнеса со штатом сотрудников. Для меня очевидно, что они входят в эту категорию. И их число будет расти. Хотя в одной из недавних статей Владимир Коровкин, руководитель направления «Инновации и цифровые технологии» бизнес-школы «Сколково», утверждает, что «в новой экономике не будет востребована большая часть менеджеров младшего и среднего звена. Также возможна потеря большого количества рабочих специальностей со средней квалификацией. В развитые экономики в большом масштабе вернутся низкоквалифицированные junk jobs (вроде тех же курьеров): работа с минимальной оплатой, без перспектив развития и какого-либо морального удовлетворения». По его мнению, «остро встанет проблема невостребованности квалифицированных работников». Могу ошибаться, но не вижу для этого никаких предпосылок, я бы как раз отметил обратную тенденцию.

Будет, на мой взгляд, расширяться и традиционный сегмент среднего класса — предпринимательский. Посмотрите, что произошло, например, с морально устаревшими сетями общепита, с той же «Шоколадницей». За время карантина количество ее точек сократилось чуть не вдвое. И при этом, несмотря на сложную ситуацию, открываются новые интересные концепции, пусть пока не имеющие какого-то большого охвата, зато набирающие популярность. Их владельцы — это тоже, конечно, средний класс. И аналогично в других сферах: дизайнеры, небольшие ателье, веб-студии, да даже фермерские хозяйства. Выживают, развиваются, открывают новое, растут.

Хоронить средний класс, на мой взгляд, преждевременно. Просто будет иначе, не только привычные условные «лавочники», но и руководители подразделений в тех самых глобальных проектах, которые якобы убивают middle class, войдут в эту категорию. Да и владельцев небольших компаний не становится меньше: от инертности и однообразия мировых гигантов устают, и хочется кофе в корнере, где бариста — владелец. Эта ниша будет развиваться.

На примере финансового и коронавирусного кризиса можно прекрасно видеть, что львиная доля потерь у бизнесов, нацеленных на аудитории крайнего спектра: закрываются жесткие дискаунтеры, переформатируются суперпремиальные проекты. У людей, чей доход совсем небольшой, меньше работы и еще ниже покупательная способность. И в ситуации нестабильности мало кто покупает эксклюзивные бриллиантовые колье или раритетные автомобили. В лучшем случае повременят с приобретением. Поэтому сегмент middle и middle up по-прежнему остается наиболее устойчивым. Это мы видим и на себе: да, конечно, выручка сейчас не докризисная, но она есть, и разорение нам не угрожает. Мы продолжаем работать, шить новые коллекции. И те самые представительницы якобы исчезающего среднего класса приходят в наши магазины.