За круглым столом в отеле «Гельвеция» MarketMedia собрал крупнейших производителей продуктов питания Петербурга. В дискуссии участвовали руководители и собственники компаний «Хлебный дом», «Иней», «Балтийский берег», «Нева-Милк», «Балтийский хлеб», Кондитерской фабрики им. К. Самойловой, «Каравай», «Медоварус», «Рок 1» и др.
Руководители Комитета по труду и занятости населения Санкт-Петербурга и Комитета по промышленной политике, инновациям и торговле Санкт-Петербурга рассказали предпринимателям о сути национального проекта «Производительность труда».
«Если смотреть со стороны, то на рынке труда Петербурга все в шоколаде. Безработных меньше 18 тыс. Или 1,4% - один из самых низких показателей в стране. За границей вам скажут, что такого не бывает. При этом число хозяйствующих субъектов растет в геометрической прогрессии, а значит очень тяжело искать людей. Нацпроект как раз помогает решить эту проблему, так как позволяет повышать выработку. Около 150 петербургских компаний уже в нем участвуют, так что нам уже есть что показать. Наша задача – выстроить диалог. Ведь самая большая проблема в бизнесе – это доверие. Все остальное так или иначе – приходит», - считает Дмитрий Чернейко, председатель Комитета по труду и занятости населения Санкт-Петербурга.
По словам Алексея Яковлева от участников нацпроекта требуется, в первую очередь вовлечение, а во-вторую, отчетность: «Но там ничего хитрого нет: она фактически совпадает с той отчетностью, которую компании и так предоставляют в контролирующие органы. При этом сотрудники Регионального центра компетенций помогают на всех этапах – от подачи заявки на сайте производительностьтруда.рф до отчетов по внедрению механизмов повышения производительности труда на предприятиях».
Непосредственной реализацией нацпроекта в городе руководит Ирина Голубцова, генеральный директор Регионального центра компетенций в сфере производительности труда Санкт-Петербурга. Она считает, что «изменить текущую ситуацию на предприятии реально при помощи небольших мер. Мы предлагаем именно перемены, а не разговоры об изменениях. Предлагаем устранять потери и тем самым повышать эффективность деятельности компаний. А главное — учим сотрудников задумываться и говорить о проблемах. По сути наши эксперты на каждом конкретном предприятии в течение полугода меняют сознание сотрудников. В итоге, мы всегда снижаем время протекания производственных процессов, увеличиваем выработку и смотрим на эффективность каждого сотрудника, увеличиваем оборачиваемость запасов, работаем с браком и т.д. Готовим внутренних инструкторов бережливого производства: тех людей, которые смогут обучать других сотрудников компании. Какого-то единого шаблона нет: руководитель проекта в рамках нацпроекта работает и разбирается с проблемами конкретного предприятия. В первую очередь, мы раскладываем все процессы на этапы, визуализируем их и стандартизируем. В итоге новые сотрудники быстрее обучаются, а старые допускают меньше брака. За счет маленьких шагов удается достигать больших результатов. Например, «Теремок» просто по другому расположил холодильники, в итоге блинопекам уже не требуется делать каждый раз 8 шагов туда и 8 обратно и производительность возросла на 15%».
«У нас нет сложных способов, нет инвестиционных проектов, прежде всего мы вместе с предприятием ищем узкое место, - добавила Наталья Левкина, директор по коммуникациям и аналитике Регионального центра компетенций в сфере производительности труда Санкт-Петербурга и привела несколько конкретных примеров: Когда я первый раз пришла на предприятие «Грин Салат», то первой мыслью было: а что же там улучшать? Две автоматические линии: одна – моет и режет, а вторая – упаковывает. Но потом начали разбираться и оказалось, что самое узкое место предприятия – это не персонал, как думало руководство, а наоборот – машина для упаковки, которая не успевала за людьми. Мы стали смотреть, как сделать так, чтобы она упаковывала не 620 кг в час, а 1000. А вторая проблема, над которой мы работали – ручной труд. Например, прежде чем салат айсберг попадет на линию, его надо очистить от грязных листьев и отрезать кочерыжку. И все работали, как умели. Кто-то аккуратно вырезал, а кто-то торопился, и полкочана шло в отходы. Разобравшись со всем этим, мы увеличили выработку на 45%, работа с браком дала 10%, а время протекания процессов сократилось на 29%».
Другим примером, о котором рассказала Наталья стало ООО «Предприятие продуктов питания», которое занимается выпуском кетчупа в пакетах дой-пак: «Раньше процесс производства выглядел так: сотрудник закладывал томатную пасту в котел и шел собирать специи. Какие-то мешки были подписаны, какие-то — нет. Пока он разбирался, томатная паста могла сгореть. Основную работу мы вели с механиками и инженерной службой. Поставили датчики, чтобы котел отключался сам, а специи расставили так, что ошибку допустить нельзя: все подписано на всех возможных языках плюс максимум картинок. Упаковочная машина тоже не была доведена до ума: упаковочные колпачки периодически застревали и линия останавливалась. Внедрили систему автономного обслуживания, а механики приварили еще одну пластину, и колпачки застревать перестали».
Другой участник нацпроекта Анна Шевелева, директор по развитию ООО "ТД «Балтийский берег», рассказала участникам круглого стола, что вначале у руководства компании было много скепсиса: «Многие менеджеры у нас и раньше проходили обучение. Теоретическое – про «Мерседесы», «Тойоты», в результате у исполнительного директора было полное отторжение, когда он слышал про бережливое производство. На свой страх и риск, я решила войти в проект и мы поехали с исполнительным директором на фабрику процессов. Эта фабрика, казалось бы, не имела никакого отношения к пищевке. «Росатом»! Но после 8 часов на фабрике, где он собирал какой-то редуктор, исполнительный директор настолько вдохновился, что сказал: мы это делаем. Вовлечение сотрудников в проект тоже прошло очень быстро. После 3 дней обучения, они вышли в цех, выбранный для пилотного проекта. И за полчаса составили список из 38 вопросов по производству. И дело не в том, что люди на этом участке работали плохо. Просто замылился глаз. В итоге, по первому пилотному проекту, производительность выросла на 30%, а второй поток проекта позволил освободить 400 м2. И все что было сделано: было сделано мозгом наших людей. Руководитель проекта просто аккуратно направлял».
Кроме того, Ирина Голубцова рассказала и о других возможностях, которые предоставляет нацпроект: «К примеру в течение полугода мы проводим обучение по программе «Лидеры производительности», которое ведется Российской академией внешней торговли – мы его называем мини-MBA. Есть также и обучение для рабочих специальностей, по сути это могут быть абсолютно любые курсы. То есть за счет бюджета компании могут обучить своих сотрудников. Возможно финансирование проектов на развитие: Фонд развития промышленности дает кредит участникам нацпроекта под 1% сроком на 5 лет. Никто не говорит, что все будет легко. Если мы изменим сами себя, то глядишь и мир вокруг тоже изменится».