1. Новые директора
Сразу два крупных ретейлера, Leroy Merlin и «Карусель», на прошлой неделе поменяли генеральных директоров.
О том, что французский DIY-ретейлер Leroy Merlin 1 июля сменил гендиректора сети в России, сообщила пресс-служба компании. Вместо Венсана Жанти, возглавлявшего компанию последние 8 лет, пост гендиректора ООО «Леруа Мерлен Восток» занял Лоран Дефассье, работающий в России с 2010 года (он был региональным директором региона «Север и Сибирь», а также заместителем гендиректора компании).

«Для меня большая честь возглавить компанию, безоговорочно лидирующую сегодня на российском рынке товаров для ремонта и обустройства. Клиент — сердце нашего бизнеса, и в дальнейшем мы продолжим улучшать сервис для физических лиц и профессионалов, развивая онлайн-бизнес, омниканальную модель продаж и услуг и стараясь быть ближе и доступнее для клиента», — заявил Лоран Дефассье после назначения.
В настоящее время в сети гипермаркетов Leroy Merlin 100 магазинов и 35 тыс. сотрудников.

О том, как Leroy Merlin внедряет новые технологии, можно прочитать здесь.



 Также стало известно, что генеральный директор сети гипермаркетов «Карусель» Максим Гацуц, который занимал этот пост последние 3 года, написал заявление об отставке. Он покидает компанию из-за кризиса формата гипермаркет. Как заявил сам Гацуц, его дальнейшие планы связаны с другими проектами, но не уточнил, какими именно. Обязанности руководителя сети временно исполняет финансовый директор «Карусели» Денис Ткач.

Сеть гипермаркетов «Карусель» приносит меньше всего прибыли X5 Retail Group. В прошлом году объем ее розничной выручки вырос всего на 1,7%, до 90,8 млрд рублей. Для сравнения: магазины «Пятерочка» выросли на 19,7%, до 1,2 трлн рублей, а супермаркеты «Перекресток» — на 23,5%, до 230,8 млрд рублей.


Какое место в рейтинге продуктовых сетей занимает X5 Retail Group, читайте здесь.





Проект реконструкции СК «Олимпийский» в Москве
Проект реконструкции СК «Олимпийский» в МосквеФото предоставлено пресс-службой
Проект реконструкции СК «Олимпийский» в Москве
Проект реконструкции СК «Олимпийский» в МосквеФото предоставлено пресс-службой
Проект реконструкции СК «Олимпийский» в Москве
Проект реконструкции СК «Олимпийский» в МосквеФото предоставлено пресс-службой
Проект реконструкции СК «Олимпийский» в Москве
Проект реконструкции СК «Олимпийский» в МосквеФото предоставлено пресс-службой
Проект реконструкции СК «Олимпийский» в Москве
Проект реконструкции СК «Олимпийский» в МосквеФото предоставлено пресс-службой
Проект реконструкции СК «Олимпийский» в Москве
Проект реконструкции СК «Олимпийский» в МосквеФото предоставлено пресс-службой

2. Не только спорт
Компания «Киевская площадь» Года Нисанова и Зараха Илиева привлекла кредит Сбербанка в объеме 39 млрд рублей на редевелопмент спортивного комплекса «Олимпийский» в Москве.

Как сообщили в пресс-службе госбанка, заем предоставлен на 10 лет. Реконструкция предполагает открытие в составе «Олимпийского» концертного зала, планетария, кинотеатра, а также разнообразных гастрономических концепций. Ранее сообщалось, что у спортивного комплекса будет эксплуатируемая крыша, подземный паркинг и водная система развлечений площадью около 5 тыс. м2.

В разработке проекта участвовала компания DP Architects (Сингапур), в портфолио которой входят крупнейшие торговые центры Dubai Mall в ОАЭ и Paragon в Сингапуре. Напомним, что «Киевская площадь» — единственный собственник здания спорткомплекса «Олимпийский» с 2017 года.

О проблеме реконцепции старых моллов можно почитать здесь.



3. Сеть «Красное & Белое» переехала на Кипр
Основные юрлица торговой сети «Красное & Белое» перерегистрировались на Кипре. Об этом сообщил РБК.

По данным СПАРК, на прошлой неделе несколько основных операционных компаний ретейлера сменили владельца. Ранее ими владел основатель сети Сергей Студенников, а теперь — кипрская Amelior Investments Limited, также полностью принадлежащая Студенникову. По словам партнера Paragon Advice Group Александра Захарова, сеть продолжит платить налоги на уровне российских активов в обычном порядке, но сможет снизить налоговую нагрузку в случае распределения дивидендов.

Управляющий партнер адвокатского бюро «А2» Михаил Александров добавил, что смена юрисдикции может быть продиктована возможностью использования иностранного права при необходимости.
Напомним, что в апреле 2019 года Федеральная антимонопольная служба одобрила слияние сети «Красное & Белое» с «Дикси» и «Бристолем».

Топ-10 сделок по слияниям и поглощениям в ретейле можно посмотреть здесь.



4. «ВкусВилл» откроет магазины нового формата с кафе
Российская торговая сеть «ВкусВилл» откроет магазины нового формата с кафе. Как сообщил РБК со ссылкой на собственные источники, «ВкусВилл» ищет помещения для открытия новых торговых точек площадью 400-500 м2. Это подтвердили и в самой торговой сети.

 В компании рассказали, что концепция новых магазинов пока находится в разработке, и не стали раскрывать, под каким брендом они будут работать. В документах для брокеров новый формат назван «Глобо». Он будет относиться к сегменту выше среднего — между «ВкусВиллом» и «Азбукой вкуса». По данным одного из источников издания, там планируется продажа вина и крепкого алкоголя, витрины с рыбой и мясом, кафе с кухней и, возможно, тандыр.

По словам другого собеседника РБК, основу ассортимента новой сети составят товары под собственной торговой маркой. При этом в целом ассортимент будет значительно шире, чем в существующих «ВкусВиллах». «ВкусВилл», по предварительным данным, планирует открыть 10-30 таких магазинов.

Как в российских продуктовых сетях, в том числе во «ВкусВилл», растут продажи готовой еды, читайте здесь.



5. В три раза меньше американцев
Американский гигант Walgreens Boots Alliance (WBA) в 3 раза сократил свою долю в российской аптечной сети «36,6». Как сообщил «Ъ», доля WBA после допэмиссии акций «36,6» снизилась с 15 до 5,21%. Также уменьшилась доля кипрской Paneario Holdings Ltd. с 28 до 9,73%.

Допэмиссия бумаг сети «36,6» закончилась 31 мая. Сеть привлекла 22,1 млрд рублей, разместив около 187% от старого уставного капитала. На прошлой неделе стало известно, что 19,65% аптечной сети получил Московский кредитный банк (МКБ). Доля досталась банку в ходе реструктуризации кредитной задолженности сети.

Сеть «36,6» также раскрыла планы по развитию. Как сообщил RNS со ссылкой на управляющего партнера инвестфонда Altus Capital (владеет 29,97% сети) Дмитрия Кленова, компания планирует ежегодно открывать не менее 100 аптек под брендами «36,6» и «Горздрав», а также развивать e-commerce.

Какое место в топ-20 аптечных сетей России занимает сеть «36,6» смотрите здесь.




6. Налоговая vs «Ривьера»
Федеральная налоговая служба (ФНС) потребовала банкротства московского ТРЦ «Ривьера». Как сообщил РБК, заявление о банкротстве ООО «Ривьера», владеющего торгово-развлекательным центром «Ривьера» на Автозаводской улице столицы, на днях в Арбитражный суд Москвы подала Московская ИФНС России №25. Первое заседание пройдет 13 августа 2019 года.

Директор департамента маркетинга и пиара торгового центра Максим Лысенков не стал раскрывать сумму задолженности, отметив лишь, что «Ривьера» продолжит работать в обычном режиме. По словам партнера юридической компании «Сотби» Антона Красникова, ФНС может инициировать процедуру банкротства при задолженности не менее 300 тыс. рублей, просроченной на 3 месяца.

 При этом ведомству не нужно вступившее в силу решение суда — достаточно иметь решение налогового органа о взыскании задолженности. Торговый центр «Ривьера» общей площадью 298 тыс. м2 (арендная — 100 тыс. м2 ) с осени 2018 года принадлежит фонду KLS Eurasia Vventure Fund под управлением инвестиционной компании из Киргизии KLS Securities.


Какое место в топ-15 крупнейших собственников торговой недвижимости Москвы занимает KLS Securities, смотрите здесь.



7. Молоко с клеймом
Правительство РФ установило даты проведения эксперимента по маркировке молока. Как сообщил «Прайм», эксперимент пройдет с 15 июля 2019 года по 29 февраля 2020 года. В рамках проекта пройдет тестирование маркировки молока, сливок, пахты, йогуртов, кефира, молочной сыворотки, сыров, творога, мороженого и других молочных продуктов.

Оператором маркировки выступит Центр развития перспективных технологий. В эксперименте примут участие производители, импортеры, дистрибьюторы, а также ретейлеры и представители общепита.


Мнения чиновников и бизнеса о маркировке товаров читайте здесь.



8. Привет из Австралии!
Австралийский одежный бренд Billabong открыл первый магазин в России в московском торговом центре «Метрополис». Этот магазин стал также первым монобрендовым магазином Billabong в мире, выполненным в новой концепции.

«Концепция отдает дань первоначальному замыслу бренда, создавая атмосферу лагеря серфингистов, и в то же время несет в себе идеи цифрового контента и технологичных решений, которые предоставляют покупателям максимум возможностей для лучшего выбора», — пояснили в компании.

Бренд Billabong существует с 1973 года. Компания продает одежду для экстремальных видов спорта, в частности серфинга, сноубординга, скейтбординга и вейкбординга. С января 2018 года бренд принадлежит американской компании Boardriders, также владеющей сетями Quiksilver, Roxy и DC Shoes.

О том, как в «Метрополисе» создавали формат ярмарок в ТЦ, читайте здесь.



9. За товарами проследят
В России протестируют систему документальной прослеживаемости импортных товаров. Как сообщили «Ведомости», соответствующее постановление подписал на днях премьер-министр Дмитрий Медведев.

Согласно постановлению, с июля и до конца 2019 года будет проводиться эксперимент по созданию такой системы. Тестирование коснется 10 товарных групп, в том числе бульдозеров, экскаваторов, детских колясок и бытовой техники. Участвовать в эксперименте бизнес будет добровольно.

В Минфине считают, что таким образом удастся сократить долю нелегального оборота, не усложняя при этом процедуру оформления товаров и без дополнительной нагрузки на участников рынка.

Каждой партии товаров планируют присваивать регистрационный номер, а каждому товару в партии — порядковый номер. Эти номера будут включаться в счета-фактуры и документы об отгрузке.

О проданных конечному пользователю, утилизированных или реэкспортированных товарах бизнес будет отчитываться перед налоговиками. Те компании, которые этого не сделают, получат штраф в размере 5% от стоимости товара, но не менее 5 тыс. рублей, в том случае если нет рисков налогового нарушения. В остальных случаях штраф вырастет до 10% и 10 тыс. рублей соответственно.


Что еще изменилось в российском ретейле в июле, читайте здесь.



10. Платите карточкой!
Суммарный объем платежей по банковским картам увеличится в России более чем в 2 раза к 2021 году. Об этом свидетельствуют данные прогноза специалистов банка ВТБ, опубликованные РБК. Через 2 года объем безналичных расчетов составит 42,1 трлн против 19,6 трлн рублей в 2018 году.
В других финансовых институтах отмечают тенденцию к росту безналичных расчетов на российском рынке. «Сейчас темпы роста объемов безналичных платежей составляют около 20% в год, поэтому вполне вероятно, что через 3 года они увеличатся примерно в 2,1 раза», — прокомментировала Алма Обаева, глава Национального платежного совета.

Ранее сообщалось, что в 2018 году объем рынка безналичной оплаты товаров и услуг в России увеличился в 1,3 раза, а доля безналичных платежей в общем товарообороте достигла 56%.

Банки продолжат увеличивать количество терминалов для приема банковских карт. По оценкам ВТБ, к 2021 году их общее число увеличится до 4,1 млн штук против 2,6 млн в 2018 году. При этом общее количество транзакций на один терминал возрастет на 31%.

По данным на 2018 год, на каждый терминал в среднем приходится 7,6 млн рублей в год. В 2019 году ожидается увеличение этого показателя до 8,4 млн, а в 2021 году — до 9,9 млн рублей. Одновременно специалисты ожидают увеличения стоимости эквайринга — с 1,85% в 2018 году до 1,98% в 2021 году.

О проблеме эквайринга читайте в интервью председателя президиума АКОРТ Сергея Белякова.