Онлайн-торговля в России развивается стремительно. По данным АКИТ, последние несколько лет ее оборот растет на 20% в год. И нынешний год исключением не станет —отечественный рынок e-commerce, по прогнозу, достигнет 1,74 трлн рублей.

Топ-15 крупнейших интернет-магазинов России можно посмотреть здесь



Такой стремительный рост обусловлен, по мнению партнера Data Insight Федора Вирина, большими вложениями онлайн-ретейлеров в логистику. В качестве примера он привел рост сетей Wildberries и Ozon, которые за последний год выросли на 74% и 73% соответственно и совсем недавно открыли крупные логистические хабы в столичном регионе. «Нам помогли колоссальные инвестиции в IT и логистику, — поясняет факт стремительного роста заместитель генерального директора Leroy Merlin Николай Козак. —  Именно в эти сферы, а также в команду мы направили львиную долю рекламных расходов. Сегодня, чтобы сохранять позиции на рынке, надо, как Алиса в Зазеркалье, очень быстро бежать и наращивать инвестиции в разы. Но у нас нет задачи догонять лидеров, которые используют другие технологии. У нас свой путь». Соломон Кунин, генеральный директор компании Goods.ru, напомнил, что в основе любой торговли находятся ассортимент, цены и сервис. «Они — как три зайца. Если за тремя погонишься — останешься с носом. Поэтому крупнейшие онлайн-ретейлеры, как правило, делают ставку на что-то одно или, в крайнем случае, на комбинацию из двух приоритетов. «Мы считаем, что важнее всего ассортимент. Чем он шире, тем успешнее торговля. Но выводы о том, чья стратегия правильная и кто победит, делать рано», — говорит он. В свою очередь Сергей Черемисин, коммерческий директор AliExpress Tmall, заявил, что самое главное — понимать, где находится твой потребитель и чего он на самом деле хочет. Поэтому основной драйвер развития, по его мнению, — это инвестиции в big data и другие новые технологии. «Но поскольку доля онлайн-торговли в России сейчас составляет 4% от общего рынка ретейла, а в развитых странах — 20-40%, я радужно отношусь к перспективам e-commerce. Места на растущем рынке хватит всем. Вопрос лишь в том, какие будут доли игроков и что будет с брендами», — говорит он.

Объединенная Европа маркетплейсов
По прогнозу Федора Вирина, в течение 2 лет на отечественном рынке e-commerce останется два игрока с долями в десятки процентов. «Пока же в сторону укрупнения двигаются пять компаний. Но не у всех хватит сил и денег добежать до цели. Проигравшие не умрут — они займут какую-нибудь собственную небольшую нишу», — прогнозирует он.

Таких ниш, по мнению гендиректора DNS Дмитрия Алексеева, хватит на всех. Но займут их небольшие онлайн-продавцы. А компании средней руки, по его словам, оказались сейчас в группе риска. «По моим наблюдениям, рост крупных игроков происходит за счет середняков — их попросту съедают. Единственная тактика, которая может спасти средний бизнес, — или стать большим, или раздробиться на множество мелких компаний и уйти в узкую специализацию», — говорит он.

Полный текст беседы с Дмитрием Алексеевым можно прочитать здесь



Между тем пока многие лидеры отечественного e-commerce взяли курс на превращение своих площадок в маркетплейсы. Что не удивительно. Во всем мире маркетплейсы растут быстрее, чем классические интернет-магазины и обычные ретейлеры.

«Если в 2016 году доля маркетплейсов в мире была около 50%, то к 2022 году, по прогнозу, она составит уже 75% (а в Китае она уже больше 80%). Это обусловлено запросами покупателей, которые хотят получать все в одном месте», — говорит директор по международному развитию «Яндекс.Маркет» Алексей Васильев. По его словам, растущая популярность маркетплейсов привела к тому, что именно они, а не классические интернет-поисковики, уже держат лидерство по товарному поиску в Сети. «В США Amazon популярнее, чем Google, а в Китае лидер запросов — ТMall», — сообщил Алексей Васильев.

Правда, на глобальном рынке маркетплейсов сложилась ситуация, очень похожая на то, что происходит в российском e-commerce. Как рассказал директор по международному развитию «Яндекс.Маркет» Алексей Васильев, средним компаниям трудно выживать и в этой сфере. «Если заглянуть в Европу, увидите, что в каждой европейской стране есть «игрок № 2», которому все сложнее конкурировать с Amazon. Поэтому практически все крупные европейские маркетплейсы сейчас обсуждают возможность создания альянса или совместного предприятия. Это позволит им объединить усилия, чтобы успешнее противостоять лидеру. Вернее, объединить ассортимент. Это позволит продавцу, который выходит с товаром, например, в Италии, получить доступ к аудитории в Испании, Франции или Германии. Держать десятки миллионов товаров в наличии по всей Европе невозможно. По сути, единственный способ — оптимизировать издержки», — говорит он.

«Я подозреваю, что Amazon будет плясать от радости, когда они будут объединяться. Это долгий процесс. Они потратят на него года два, вместо того чтобы заниматься прямой конкуренцией», — прокомментировал инициативу Федор Вирин из Data Insight. 

Экосистема как будущее торговли
На повестке современного рынка e-commerce не только развитие и объединение маркетплейсов, но и создание так называемых экосистем. «Хорошо, когда покупатель идет в магазин. Но гораздо круче, когда магазин приходит к покупателю. Когда информация о товарах появляется у него в ленте новостей, в личных сообщениях и он в один клик делает покупку и получает дополнительные сервисы — это очень удобно. Бизнес-процесс под ключ от А до Я, за которым  будущее», — так описал основную идею этого тренда директор по финансовым технологиям и платежным сервисам «ВКонтакте» Юрий Иванов.

«Система, которая базируется на информационных технологиях, big data и идеальной логистике, со временем превратится в экосистему, о которой все мы мечтаем. Попадая туда, покупатель будет комфортно делать все покупки в одном месте. Магазины будущего будут максимально приспособленные для клиента, который хочет покупать где угодно, когда угодно и как угодно. Но «коробки» магазинов, скорее всего, останутся. Правда, будут меняться их концепции. Может, они вообще превратятся в шоурумы и дарксторы», — говорит Николай Козак из Leroy Merlin. «Лидером онлайна будет та площадка, которая станет местом для высокочастотных покупок. И тут возникает концепция нового ретейла, потому что товар надо максимально приблизить к потребителю, а сделать это можно только в физической точке. Поэтому даже Amazon покупает офлайн-магазины и превращает их в пункты выдачи своих товаров. Идет объединение онлайна с офлайном», — заявил он.

А Соломон Кунин из Goods.ru считает, что экосистема должна быть отделена от конкретного продавца. «Скорее всего, онлайн с офлайном в глобальном смысле свяжет какой-то независимый игрок», — говорит  он.

Покупатель не хочет выбирать
Пока же налицо большая проблема, которую породило активное развитие интернет-торговли и маркетплейсов. Заключается она в том, что покупатель буквально завален товарами-близнецами. Но у современного человека нет ни времени, ни желания разбираться в их различиях и преимуществах. Он хочет, чтобы ему сразу показали лучшее. Поэтому число запросов на такие рекомендации в сетях каждый год удваивается. И этот факт участники рынка e-commerce, по мнению экспертов, тоже могут использовать себе во благо. 

«Люди хотят не только покупать все в одном месте. Они еще хотят, чтобы кто-то придумал за них, что же им купить. Поэтому так важно развитие функции рекомендаций. Я был месяц назад в Лондоне и общался с представителем Google. Он рассказал, что самый большой рост запросов товарного поиска у них сейчас из серии «лучшие бумажные салфетки». Люди не хотят выбирать из 10 тыс.  наименований. Они хотят, чтобы им сразу дали самое-самое. А количество рекомендаций, которые выдает покупателям искусственный интеллект Alibaba, составляет 40 млрд в день. Итог — оборот компании  $30 млрд. Эти же тренды применимы к России», — уверен Алексей Васильев.

«Миллениалы вообще не хотят выбирать товар. А выбор из бесконечной полки превращается для них в неразрешимую дилемму. Между тем рекомендация — это та функция, которая возвращает ретейл на круги своя. Рекомендацию может дать консультант в магазине. А в нашем Интернете пока нет универсальной системы рекомендации лучшего товара, а есть лишь рекомендации того, что покупали другие. Но не факт, что товар, который устроил других, устроит и меня», — заключил Федор Вирин.