В понедельник вступает в силу постановление правительства РФ №50, которое вводит новые требования к продаже молока и молочных продуктов. В торговом зале йогурты, творог, сметана и прочие изделия с заменителем молочного жира должны выкладываться на полках и витринах отдельно от натуральных молочных продуктов. Для того чтобы покупатели лучше ориентировались в магазине, такие товары надо сопровождать информационной надписью: «Продукты без заменителя молочного жира».

Расставят по полочкам
«Мы ожидаем, что дальнейшее разделение молочной, смешанной и растительной категорий будет способствовать повышению потребительской грамотности населения и росту спроса на натуральную молочную продукцию», — говорит директор по связям с общественностью и госорганами Национального союза производителей молока Мария Жебит.

По данным союза, изменения в маркировке продукции, растущий тренд на здоровое питание и потребление молочной продукции без заменителя молочных жиров уже способствовали переориентации спроса с сырных продуктов на традиционные сыры. В результате спрос на сырные продукты упал на 10,3%, на сыры — вырос на 10,1%, несмотря на рост цены (+4,9% за год), спрос на маргарины и спреды значительно снизился (-10,0%).

Впрочем, не все производители так оптимистичны. «Новые правила смогут достоверно и наглядно информировать покупателей о том, что такое молочные продукты, и упростить задачу их поиска на торговой полке. Мы приветствуем это решение, но не ждем от него существенного роста продаж молочной категории. Возможно, снизятся продажи продуктов с заменителем молочного жира, поскольку они будут дифференцированы от молочной полки. Но вряд ли потребитель, который раньше выбирал спред, теперь сделает осознанный выбор в пользу сливочного масла — или наоборот, поскольку между ними высокая ценовая разница», — отмечает представитель Danone Марина Шалак.

«Что касается готовности торговли, то мы уверены, что сетевая розница полностью готова к нововведениям и не будет испытывать трудности с переходом, так как был дан достаточный переходный период. Однако у несетевой розницы и точек нестационарной торговли действительно могут возникнуть проблемы с размещением продуктов на ограниченной площади», — прогнозирует Мария Жебит.

По словам экспертов, наибольшие сложности возникнут у небольших точек, у которых всего одна витрина-холодильник для молочной продукции, и им больше некуда ее выставлять.

Нежеланный «Меркурий»
1 июля станет обязательным оформление электронных ветеринарных сертификатов на всю готовую животноводческую продукцию. Оформление электронных документов в системе ФГИС «Меркурий» на всех этапах, от производства до реализации, станет обязательным для сгущенного молока и сливок, сливочного масла, сыров и другой готовой молочной продукции.

Для молока, кисломолочных продуктов и мороженого дедлайн по обязательному подключению к системе «Меркурий» наступит позже, 1 ноября. Переход на электронные ветеринарные сертификаты должен был состояться еще прошлым летом, но из-за неготовности системы к полноценному запуску была сделана отсрочка на год. Производители и ретейлеры до последнего пытались пролоббировать еще одну отсрочку, но переговоры с властями зашли в тупик.

В Ассоциации компаний розничной торговли прогнозируют, что электронная сертификация может привести к увеличению сроков доставки на 30%. В свою очередь, в Россельхознадзоре, который курирует подключение к «Меркурию», все претензии отвергают. По их данным, в России оформляется в среднем около 150 млн электронных ветеринарных сертификатов в месяц, из них на готовую молочную продукцию — свыше 4,4 млн документов. В ведомстве настаивают, что «система работает без сбоев везде, где есть Интернет».

Если супермаркеты и магазины у дома рано или поздно подключатся к системе электронных сертификатов, то малый бизнес делать это не намерен. Значительная часть рынка вендинговых кофейных автоматов готова уйти в тень. Дело в том, что на них тоже распространяются требования по работе с «Меркурием».

«Мелкие клиенты, а это до трети рынка, не будут регистрироваться в системе, для них это слишком геморройно. Они говорят, что будут покупать молоко на стороне, в рознице, как частное лицо, — рассказал Александр Мышинский, генеральный директор и совладелец компании «Деливери фуд», которая занимается обслуживанием кофемашин. «У нас идет вечная борьба: государство придумывает законы, а бизнес придумывает, как эти законы обойти, это бесконечный процесс», — резюмирует он.

Мнение Дмитрия Потапенко из Management Development Group Inc о бесполезности ввода обязательной электронной сертификации продуктов животноводства «Меркурий» смотрите здесь



Электронная маркировка
С 1 июля 2019 года обязательной станет маркировка сигарет, в течение года она работала в тестовом режиме. Выпуск немаркированных табачных изделий в России должен прекратиться. Все производители будут обязаны наносить специальные коды на каждую пачку. Коды маркировки генерирует оператор системы — Центр развития перспективных технологий. Как сообщили в ЦРПТ, 99% производителей табачной продукции уже работает в системе. По российской традиции, большинство заявок от магазинов на подключение к системе цифровой маркировки и прослеживания сигарет поступило в последнюю неделю, дойдя до 1500 регистраций в день. Всего в системе зарегистрировано более 21 тыс. организаций и индивидуальных предпринимателей — это более 100 тыс. торговых точек по всей стране.
  
Кроме того, с 1 июля станет обязательной маркировка обуви. Производители и продавцы обуви до последнего добивались переноса старта обязательной маркировки до февраля 2020-го, но безрезультатно. Подробнее об этом читайте в следующем материале MarketMedia.

О том, сколько нелегальной обуви продается на российском рынке читайте здесь



Онлайн-кассы
С 1 июля 2019 года вступает в силу «третья волна» реформы контрольно-кассовой техники. Традиционные кассовые аппараты нужно заменить на онлайн-кассы.

К этой дате обязаны были установить новые устройства все индивидуальные предприниматели (ИП), которые предоставляют услуги и имеют хотя бы одного наемного сотрудника, а также ИП без сотрудников, занятых в розничной торговле, в том числе через торговые автоматы. По данным Федеральной налоговой службы, начать применять онлайн-кассы должны около 400 тыс. предпринимателей по всей стране.

Реформа ККТ началась в 2017 году, первыми на онлайн-кассы перешли все крупные предприятия, через год к ним обязали подключиться предпринимателей, которые занимаются торговлей и имеют наемных сотрудников. Для тех ИП, которые работают в одиночку и выполняют какие-либо услуги, установку онлайн-касс отсрочили до июля 2021 года.