Обычно весна — самый активный период на рынке торговых коридоров столичных городов. В ожидании высокого туристического сезона помещения там активно арендуют как рестораторы, так и fashion-операторы. Но, по данным экспертов JLL, II квартал 2019 года в Петербурге показал отрицательную динамику: общее количество открытий в стрит-ретейле по сравнению с I кварталом этого года уменьшилось на 7%.



Падение спроса наблюдалось среди основных категорий арендаторов — в общепите, fashion и услугах. В отличие от предыдущих лет, в Петербурге практически перестали открываться магазины сувениров на центральных улицах. Зато появилось сразу несколько специализированных продуктовых магазинов, например мармеладных.



Традиционно лидером в структуре спроса на помещения основных улиц Петербурга является общепит. Но за II квартал этого года здесь открылись лишь 34 заведения. Это на 32% меньше, чем за аналогичный период прошлого года, и на 17% меньше, чем в I квартале текущего года.
Активность общепита, по мнению экспертов, перетекает в новые фуд-холлы.

О новых проектах фуд-холлов и фуд-маркетов в Петербурге читайте здесь.



Рестораторы по-прежнему заинтересованы запуске новых объектов в Петербурге. Однако многие недавние открытия пришлись на фуд-холлы в общественных пространствах, таких как «Голицын Лофт», «Василеостровский рынок», «Севкабель Порт», а также в «Сити Молле». Модный сегодня в обеих столицах формат фуд-холла привлекает большое количество жителей и гостей города, которые приходят сюда именно для того, чтобы хорошо провести время и поесть. Этот целевой трафик, как и возможность организовать летние террасы и посадку на свежем воздухе, перетягивают спрос рестораторов с центральных улиц. Новой точкой притяжения станет будущий фуд-холл в торговом центре «Галерея». Подобные проекты позволяют протестировать концепции с наименьшими затратами, поэтому они интересны как начинающим рестораторам, так и известным на гастрономической карте города именам.

Тренд на развитие фуд-холлов не связан напрямую с открытием и закрытием ресторанов, поскольку это другой формат заведений, рассчитанный на другую целевую аудиторию и другой средний чек. Посетители фуд-холлов — это люди, которые хотят получить вкусную качественную еду в более короткие сроки. При этом мы считаем, что рестораны, которые имеют свою концепцию, качественную кухню и сервис, будут и дальше успешно работать. В настоящее время фуд-холлы в Петербурге только начинают развиваться, петербуржцам еще предстоит узнать особенности этого формата заведений, но в целом мы считаем, что новые открытия не заставят себя ждать.

Несмотря на то что инвестиции в один фуд-холл значительные, они все равно зачастую меньше, чем вложения в открытие полноценного ресторана, и окупаются быстрее (в среднем в течение 2-4 лет). Для многих рестораторов создание своего фуд-холла является дополнительной возможностью увеличить прибыль и завоевать новую аудиторию. Кроме того, это имиджевая составляющая — каждый хочет быть в тренде.

Поэтому развитие фуд-холлов продолжится. В планах только нашей компании открыть 12 таких пространств в течение 2 лет в Москве и Петербурге. Они будут возведены на территории торговых центров и бизнес-парков, суммарная площадь объектов составит 15 тыс. м2. Мы считаем, что в течение 5 лет фуд-холлы окончательно займут свою нишу, и, возможно, тогда начнется их трансформация. А пока они будут открываться в регионах и уходить все дальше вглубь страны. В крупных городах мы видим потенциал.

О развитии формата фуд-холлов в России читайте здесь.