В России в активной стадии находится реформа системы маркировки товаров. Уже 10 товарных групп или внедряют систему маркировки на промышленном уровне, или готовятся это сделать в ближайшее время. Еще по 10 видам товаров ведется сбор аналитики. Эксперты подсчитали, что каждая новая система маркировки обходится бизнесу в 30 млрд рублей. Не слишком ли велика цена новых технологий? Этот вопрос на Неделе российского ретейла обсудили чиновники и представители бизнеса.

Мы исследовали качество более 5 тыс. товаров в России. И столкнулись с тем, что не могли однозначно их идентифицировать. Оказалось, что точность старых штрихкодов составляет всего 40-45%. Поэтому возник вопрос о необходимости другой системы маркировки. Работу по ее созданию, которая ведется более полутора лет, мы всячески приветствуем. И помогаем чем можем. В частности, мы просматриваем каждую из категорий товаров, которая должна маркироваться, и помогаем создавать стандарт маркировки продуктов для национального каталога, с которым интегрирована база данных Роскачества. Когда работа завершится, любой потребитель может быть уверен, что товар, чью маркировку он читает, именно тот, который находится в каталоге и исследован нами.

Сейчас процесс маркировки переходит от стадии эксперимента к промышленному внедрению в разных сегментах рынка. В связи с этим возникает много проблем. Основная из них в том, что правил маркировки пока не существует. Мы все вместе их формулируем. Когда начинали эксперимент по первой товарной группе — по маркировке табака, чиновники и участники рынка видели ситуацию иначе, чем теперь, когда позади несколько месяцев работы. В результате изменились сроки эксперимента, мы стали учитывать выход из оборота товарных остатков и все нюансы, связанные с оптом и розницей. И такая гибкость реформы — это ее большой плюс. Важно, что есть обсуждение, а не просто дамоклов меч упал — и все.

Вообще, история с маркировкой тяжелая, но необходимая. В перспективе она поможет существенно сократить касты компаний. И не только потому, что поможет убрать с рынка нелегальный оборот и распределить спрос на легальные товары. Есть и другие тонкости.



Например, в системе маркировки можно будет указывать срок годности каждой единицы продукции. Это, с одной стороны, позволит сетям автоматически блокировать продажи просрочки, с другой — позволит управлять остатками и продажами — торговая сеть сможет автоматически применять скидки на товары с подходящим сроком реализации. Бизнес станет эффективнее, а издержки сократятся. Это главная цель маркировки. А вовсе не желание государства знать, где в настоящий момент находится та или иная бутылка, пачка или ботинок. Зачем нам это знание? Ни за чем. Особенно важно, что в новую систему маркировки сможет встроиться малая торговля. Это безусловный приоритет госполитики. 

Каким будет экономический эффект для государства от маркировки 10 групп товаров, читайте здесь.



Сейчас на рынке есть несколько систем маркировки товаров, и по решению правительства РФ к 2024 году все они должны быть если не объединены в одну, то как минимум интегрированы. 

Суть маркировки в том, что на каждом производстве устанавливается оборудование, которое позволяет наносить коды на товар (в случае с лекарствами и сигаретами — на коробку, в других товарных группах — на этикетку). Для импорта коды наносят за пределами России: или в стране производства, или на таможенном складе. Система накапливает информацию о товаре с момента его выпуска до момента выбытия (продажи) на кассе. 

Собирается массив информации, который интересен бизнесу и аналитикам. Процесс доступа к этой информации пока затруднен — правовое поле под него только пишется. Но производитель точно получит информацию о товаре по всей цепочке его передвижения и сможет использовать ее для планирования и развития бизнеса.



Система маркировки дает возможность гражданского контроля. И это очень важная новость. Есть приложение «Честный знак», которое можно скачать. Оно позволяет идентифицировать товар по коду и обнаружить контрафакт. Мы рассчитываем, что это приложение будет иметь положительный отклик у потребителей. Тем более что оно интегрировано почти со всеми федеральными информационными системами.

Сейчас мы ведем несколько проектов по маркировке. Например, с сегодняшнего дня (1 июля) стала обязательной маркировка всех табачных изделий. Параллельный оборот маркированной и немаркированной продукции продлится еще год — до 1 июля 2020 года, после чего табачные изделия без кода уйдут с рынка. 

В ближайшее время на этап промышленной эксплуатации перейдет и маркировка лекарств (самая сложная в плане нелегального оборота). 

Например, с сегодняшнего дня начинается маркировка семи самых дорогих видов лекарств (нозологий), предназначенных для тяжелобольных людей. Государство закупает эти препараты за большие деньги. Но они редко доходят до больных. Их, увы, воруют и перепродают по 2-3 раза (за первые месяцы этого года возбуждены уголовные дела по подобным эпизодам на несколько миллиардов рублей). 

Украденные лекарства обычно хранятся в неприспособленных помещениях. Поэтому, когда на третьей-четвертой перепродаже они все-таки попадают к больным, их активные компоненты уже ослаблены или вовсе бесполезны из-за нарушений температурного режима. 



По этой причине государство решило маркировку этих видов лекарств запустить сейчас, не дожидаясь 1 января 2020 года, когда маркировка станет обязательной для всех лекарственных средств.

Кроме того, в конце этого года завершится пилот по маркировке одежды. В промышленную эксплуатацию эта товарная группа выйдет в начале 2020 года.Параллельно идут пилоты по маркировке шин, фотокамер и вспышек, а также духов. 

Плюс к этому месяц назад были озвучены товарные категории, которые потенциально интересны для расширения списка маркировки. По некоторым из них — бытовая химия и косметика — мы начинаем сбор проектных групп. Но когда начнется их маркировка — пока не ясно.

Я хочу подчеркнуть, что те, кто занимается маркировкой, — это не налоговая №2. У нас нет задачи усилить нагрузку на производителей. Цель другая — сделать бизнес-процессы максимально прозрачными и использовать маркировку как драйвер, который помогает улучшить работу производителей и продавцов. В перспективе благодаря маркировке мы сможем выстроить систему автозаказа — когда любой магазин в любом уголке страны сможет запрашивать товар у производителя напрямую, минуя всех посредников. Технологически это возможно уже сейчас. Но для того, чтобы обкатать систему, потребуется время.

Для бизнеса также очень важна очистка рынка от контрафакта. В каждой отрасли доля нелегальной продукции своя. Например, в сезон (с мая по октябрь) доля подделок бутилированной минеральной воды в стране составляет 60%. То есть очистка рынка от нелегальной воды его почти удвоит. И так во всех сегментах.

Как теперь нужно маркировать табак, читайте здесь.



Многие говорят, что система маркировки — это большая проблема для малого и среднего предпринимательства. На самом деле ничего архисложного здесь нет — технологии отработаны: надо купить кассу, сканер и обучить кассиров. 

Между тем рынок колоссальный. По средним оценкам специалистов, в России только сигареты реализуют от 200 тыс. до 300 тыс. торговых точек. Из них 20% — ретейл (на его долю приходится 80% товара), остальное — малый и средний бизнес. Во многих ларьках до сих пор нет фискальных регистраторов, хотя по закону с 2021 года все торговые точки должны вести товарный учет. Так что маркировка с ее технологиями будет способствовать изменению тренда товарного учета в бизнесе. 

Мы с самого начала участвовали в пилоте по маркировке сигарет. Была большая проблема — люди до последнего откладывали покупку оборудования для маркировки. Такова русская душа. Если сейчас у нас по стране работает 3 млн касс, то в июне прошлого года их было в 2 раза меньше. Многие подключали оборудование в последний месяц. Сегодня мы подключаем по всей стране более 10 тыс. касс в день. Но все еще каждый третий чек в стране в малом бизнесе бьется по свободной цене и без соответствующего учета. Маркировка эту проблему уберет.

Мы, как и многие другие ретейлеры, стараемся готовиться к реформе по маркировке заранее. Дело в том, что малому бизнесу несложно перевести свои процессы на новые рельсы: отбросить амбарную книгу и начать расчеты через крупного интегратора. А мы так сделать не можем. У нас подготовка к реформе занимает много времени. Под каждую систему маркировки нам нужно автоматизировать процессы, многие из которых заточены под старые технологии. 

Сейчас у нас есть система «ЕГАИС» со своей логикой и своими бизнес-операциями, которые влияют на небольшую группу товаров, а именно на алкоголь. Есть система «Меркурий», которая потребовала больших инвестиций со стороны производителей мясных и молочных продуктов. И есть мы как ретейл. Мы торгуем и алкоголем, и мясом с молоком. И мы вынуждены интегрировать обе системы маркировки у себя. Сейчас появилась новая маркировка — табака. С ней рознице тоже надо интегрироваться. Это уже третья система. 

Поэтому наш основной запрос к регулирующим органам сводится к одному — доколе? Каждый раз, когда вы начинаете внедрять новую систему маркировки, обратите внимание на системы, которые уже существуют. Изучите их опыт. Может они подходят для других категорий товаров?



Не могут все участники процесса 10 раз внедрять у себя 10 разных систем с разной логикой. Это слишком накладно и нелогично. 

Мы проанализировали простой процесс перехода торговой точки на работу по системе «Меркурий», куда добавилась новая товарная группа — молоко. И получилось, что у бизнеса по всей стране возникает 30 млрд рублей в год дополнительных издержек на поддержание бизнес-процессов только из-за этого. Не слишком ли велика цена? Откуда эти деньги взять? Из нашего с вами кошелька. Да, сегодня мы с вами пойдем в магазин и заплатим там за все эти чудесные маркированные товары. Это нечестно. Давайте все-таки сведем регулирование к единому простому формату.

Вторая проблема в том, что на уровне теории любая модель работает идеально, но в жизни она неизбежно натыкается на несовершенство физического мира. 

Кассир что-то перепутал, сотрудник на складе положил товар не в ту коробку — из-за этого, несмотря на всю нашу чудесную цифровизацию, происходит какая-то фигня, и покупатель начинает метаться в магазине, где что-то не работает… 



Инциденты неизбежны. И надо уже на этапе эксперимента понять, что мы будем с ними делать. Например, когда покупатель вдруг решил вернуть товар с маркировкой, когда маркировка повреждена и т.д. 

Тем не менее я согласен, что маркировка помогает усовершенствовать бизнес-процессы. Но нам надо тщательно подходить к выбору систем. 

Как российские ретейлеры, в том числе Х5 Retail Group используют инновации читайте здесь.

Ситуация с маркировкой товаров лично мне внушает оптимизм. Благодаря ей мы можем получить много преимуществ. Но у рынков еды и одежды есть одна существенная разница. По сути, все компании легкой промышленности являются одновременно и производителями, и продавцами. Серьезная компания не может быть просто розничной сетью. Она должна всерьез интегрироваться в производственную цепочку и заниматься созданием продукта. Весь рынок построен так — от покупателя. Это вроде упрощает многое в системе маркировки. Но есть и сложности. 

Например, маркировка шуб введена в 2016 году. То есть уже 3 года в стране нельзя торговать мехом без маркировки. Но практика показывает, что только 60% рынка в штуках и 50% рынка в деньгах существует внутри системы маркировки. Наш рынок разделился на две части. Одна почти полностью в белом поле. А вторая — осталась в тени. И они существуют параллельно. 

Полностью обелить рынок не получается, потому что недостаточно хорошо работает весь механизм контрольно-надзорных мероприятий.



К нам в магазин приходит Роспотребнадзор. А магазин напротив, где на этикетках стоит только цена и нет никакой маркировки, — никто не проверяет. 

Резюмирую: те компании, которые ждут профит от маркировки, должны быть готовы к тому, что, в отличие от государства, которое получит его с первого дня, компании и покупатели увидят пользу только после того, как по-новому заработает вся контрольно-надзорная система. Если она заработает в течение 2-3 лет, рынок изменится. Мы на это очень надеемся.

Эксклюзивное интервью Вугара Исаева читайте здесь.

Мы тут чинно заседаем. А в этот момент в полях все не так оптимистично. Если мы в начале работы по маркировке оценивали нелегальный рынок обуви в 35-40%, то сейчас оцениваем его в 60%. Нелегальность рынка — огромная проблема. Из нее растет коррупция, на которую молча соглашаются и продавцы, и покупатели. Она поразила наш сегмент снизу до верху. И те, кто возит товар нелегально, платят «на лапу» по всей вертикали. Это подрывает конкуренцию между легальным и нелегальным товаром, за который не платят таможенные пошлины, НДС и другие налоги. Эта ситуация развращает всех. Поэтому мы возлагаем большие надежды на маркировку. Понимаем, что это сложный интеллектуальный продукт. И работа предстоит большая.

Сейчас на рынке обуви работает 1400 компаний и выдано уже 65 млн кодов на товар. Но этого мало. По нашей оценке, на рынок ежегодно выходит 600 млн пар обуви. Это безумный объем, который надо контролировать. При этом надо помнить, что у властей нет задачи прикрыть рынок и всех посадить. Задача иная — создать условия для того, чтобы светлое будущее, где вся обувь в продаже легальная, наступило уже на нашем веку. Понятно, что полностью рынок мы не обелим: даже в Европе 5-7% обуви нелегальны. Но надо к этому стремиться. Призываю каждого на своем месте воспринять систему маркировки и агитировать за нее. Это наша надежда. 

О готовности рынка обуви к переходу на систему маркировки читайте здесь.