Топ-5 трендов и уроков 2020-го и самоизоляции
1. Стремительный рост интернет-пользователей, в том числе за границами городов-миллионников
В 2020 году уже каждый второй житель страны в возрасте от 16 до 55 лет покупал товары через интернет.
До прошлого года рост онлайн-торговли шел за счет жителей средних и больших городов, на переход которых в онлайн влияли активная реклама, развитие логистики и расширение географии присутствия маркетплейсов. В 2020 году аудитория онлайн-торговли росла уже благодаря небольшим городам и сельской местности: интернет в регионах становится всё доступнее, и во время пандемии многие снизили количество контактов с окружающими. Так, согласно исследованию «Яндекс.Маркета» и GfK Rus, в городах с населением 100-500 тыс. человек в онлайне делает покупки уже половина населения в возрасте от 16 до 55 лет — за год этот показатель вырос на 10%.
Мощный рост показал уже и так самый развитый московский регион — режим самоизоляции привел к необходимости вовлечения в онлайн-торговлю как новых групп пользователей, так и новых категорий товаров и продуктов. Сейчас в столице покупают онлайн 73% населения в возрасте от 16 до 55 лет, что на 13% больше, чем в 2019-м.
2. Изменение сезонности онлайн-продаж
В марте мы увидели резкий рост количества заказов, сделанных на «Яндекс.Маркете». Темпы роста оставались высокими вплоть до окончания режима самоизоляции. В мае мы доставили на 60% больше заказов, чем в январе. Однако пик количества доставленных заказов в этом году пришелся на конец года. Онлайн стал главным помощником россиян, желающих купить новогодние подарки. Также благодаря распродажам многие покупатели более эффективно планируют свои большие покупки, и 2020-й был одним из самых ярких.
На «Яндекс.Маркете» в течение года продажи отражали общие тренды в потребительском поведении. Перед режимом самоизоляции вырос спрос на продукты питания длительного хранения, потом россияне активно заказывали товары для занятий спортом в домашних условиях, товары для организации домашнего офиса (офисную мебель, электронику), товары для домашнего досуга. Многие клиенты маркетплейса решили заняться ремонтом дома, для чего заказывали соответствующие товары. Летом традиционно высоким был спрос на дачные, сезонные предложения.
3. В 2020 году снова стала популярна курьерская доставка
В апреле доля заказов на «Яндекс.Маркете», доставленных курьером, доходила до 75%. Летом, после окончания режима самоизоляции, доля курьерской доставки снижалась до 55%, однако в декабре снова выросла и дошла до 62%.
4. Бесконтактные способы оплаты
Весной на «Яндекс.Маркете» также выросла популярность бесконтактных способов оплаты заказов: Apple Pay, Google Pay, покупка в кредит и предоплата картой. Пика популярности такие способы оплаты достигли в апреле — так оплатили 69% всех доставленных заказов. Сейчас бесконтактная оплата гораздо популярнее у наших клиентов, чем в начале года.
5. Покупка онлайн товаров регулярного спроса и мультикатегорийность
По данным исследования «Яндекс.Маркета» и GfK Rus, в этом году одежда стала самым популярным товаром для онлайн-покупок, обогнав мобильные телефоны. Всё больше людей покупают в интернете товары повседневного спроса: растет популярность категорий «Продукты питания», «Бытовая химия» и «Личная гигиена».
Людям удобно покупать товары в одном месте: контролировать меньше доставок, копить и тратить баллы в одной программе лояльности, быть привычными к одному интерфейсу. Поэтому крупные онлайн-ретейлеры стремятся расширить ассортимент так, чтобы предоставлять клиенту как можно более полную потребительскую корзину и закрывать как можно больше его потребностей. С начала года ассортимент, доступный для покупки на маркетплейсе, вырос более чем в 2 раза. Сейчас он составляет 2 млн разновидностей товаров.
В 2020 году online-продажи стали частью стратегии выживания для любого бизнеса, и мы заметили большой приток новых брендов к маркетплейсу Lamoda. Онлайн-продажи наконец-то стали не просто игрушкой и развлечением, а довольно серьезной ставкой многих компаний — и они начали искать надежного партнера с большим опытом в этой сфере. Наиболее активно к маркетплейсу подключались малые и средние компании. Со своей стороны Lamoda в период пандемии оптимизировала процесс подключения к маркетплейсу новых поставщиков. В результате чистый оборот в сегменте маркетплейса в 2020 году вырос в 2 раза по сравнению с 2019-м.
Также поменялось отношение покупателей к онлайн-шопингу. Прошлый год ярко показал важность привычных для людей элементов офлайн-шопинга — и необходимость переноса их в онлайн. В рамках этого тренда в IV квартале 2020 года Lamoda запустила в тестовом режиме сервис онлайн-подбора одежды «Стилист». С его помощью пользователь вместе с профессиональным стилистом может подобрать себе индивидуальный гардероб.
По итогам тестирования новой услуги клиенты, воспользовавшиеся советом стилиста, выкупали на 40% больше вещей по сравнению с обычным заказом, а средний чек таких клиентов был выше в 4 раза.
Массовый запуск сервиса «Стилист» мы планируем в первой половине 2021 года.
Тренд на перенос офлайн-опыта в онлайн также был заметен и по использованию клиентами Lamoda других технологичных сервисов. Популярность поиска по фото в период самоизоляции выросла в среднем на 60% по сравнению с уровнем до пандемии, также высоким спросом пользовалась AR-примерка обуви. Мы запустили live-трансляции с блогерами и онлайн-тренировки, а также задумались о развитии интерактивных форматов и стали партнерами Сбербанка по видеошопингу.
В пандемию мы ожидали от покупателей экономного поведения, однако в этот период серьезно выросла премиум-категория. У люкс- и премиум-брендов сейчас наблюдается настоящая революцию, связанная с e-commerce. Также серьезные изменения происходят на рынке косметики и парфюмерии — все больше брендов переходят в онлайн, и мы видим рост соответствующих категорий и расширение ассортимента на Lamoda.
Ситуация на рынке потребовала от нас гибкости, оперативной реакции на изменения рынка и потребностей клиентов. Мы пересмотрели свои стратегические планы и сделали акцент на новые модели работы. Теперь мы понимаем, как важно при планировании учитывать фактор неопределенности. Быстрая адаптация в начале пандемии помогла нам определить наиболее эффективные инструменты и качественно выстроить процессы.
В прошлом году группа «М.Видео-Эльдорадо» успешно адаптировалась к новым реалиям и ускорила процесс цифровой трансформации, благодаря чему общие онлайн-продажи увеличились более чем вдвое, составив порядка 60% от общих продаж группы, которые выросли на 15,4%, до 504,8 млрд рублей с НДС. В сложных обстоятельствах компания запустила различные форматы работы магазинов, продолжила создавать и выводить на рынок новые продукты. В числе нововведений: доставка на такси за 2 часа, видеоконсультации, сотрудничество с «Пятерочкой», «Почтой России», расширение собственного ассортимента электроники и продажи новых смежных категорий по модели маркетплейса и др.
Основным инструментом для покупок стал смартфон, поэтому компания фокусируется на развитии технологичной бизнес-модели One Retail. В 2020 году продажи через мобильную платформу выросли в 2,5 раза, до 154 млрд рублей, это больше половины всех онлайн-продаж группы. Несмотря на рост популярности онлайна, порядка 90% оборота приходится на взаимодействие клиента с магазином, включая покупки, самовывоз онлайн-заказов и быструю доставку на такси из ближайшего магазина, а при покупке и выборе техники по-прежнему важную роль играют личный контакт и индивидуальные консультации.