Прошел год с момента начала пандемии, с одной стороны год пролетел очень быстро, с другой это был один из самых непростых и сложных периодов, когда по сути все перевернулось с ног на голову. С точки зрения психологии потребления достаточно нескольких месяцев, чтобы изменить поведение людей, что собственно и произошло, рынок никогда уже не будет прежним, он изменился и не надо ждать возвращения назад, нужно находить новые ресурсы для продвижения своего бизнеса и своей компании.

О чем можно сказать по итогам года:
1. Наш бизнес в основном работает на территории торговых центров. Трафик в торговых центрах был потерян и до сих пор не восстановился. Грубо говоря зачем человеку идти покупать, что-то в ТЦ, если он может заказать любой товар или одежду через огромное количество маркетплейсов, которые всегда рядом с ним, привезут/поменяют и ехать никуда не будет нужно. В итоге страдают все арендаторы торговых центров. Ситуацию можно переломить, если сам торговый центр изменит свою концепцию и станет больше местом эмоциональным, чем местом для совершения покупок.

2. Обрушение рынка кинопоказа – отсутствие премьер, развитие сервисов онлайн просмотров, также привело к обрушению трафика в предприятиях общественного питания и торговли. Раньше было как – сходили в кино, потом поели. Теперь кино с тобой всегда дома, зачем идти куда-то.

3. С точки зрения экономики люди стали меньше получать, стали осторожней в своих тратах. Произошло снижение среднего чека, люди стали более экономны, оптимизируют свои траты, убирают не нужные расходы. Что попадает в первую очередь под экономию у человека? Конечно посещение кафе и ресторанов, потому что на этом можно сэкономить.

4. Из-за удаленной работы, которую многие компании практикуют и после снятия ограничений, произошла тенденция опустошения центра, т.е. рестораны и кафе в ЦАО (Центральный административный округ
Москвы – Ред.), работают хуже, чем районные кафе и рестораны. Потому что в ЦАО активная работа шла за счет офисных сотрудников, которые сейчас сидят по домам. Удаленка теперь с нами навсегда, для многих компаний — это выгодно, соответственно и ситуация с работой центровых объектов останется без изменений.

5. Как никогда раньше для человека становится важным и ключевым принцип – получить адекватную услугу и сервис, хорошего объема, по выгодной цене. Принцип value for money стал во главу угла. И будет успешен тот бизнес, который сможет это исполнить.

6. Цифровизация. Люди стали стараться избегать лишних контактов. Поэтому развитие компании в цифровом плане будет способствовать вашему росту, о чем идет речь, например, об опции пришел в кафе – сделал заказ через приложение в смартфоне и тебе его сразу приготовили и принесли или же заказал через приложение и забрал заказ сам домой. И конечно если занимаетесь доставкой, свое грамотно сделанное приложение, будет всегда выгодней любого агрегатора.

7. О развитии рынка доставки еды, и его гигантском росте я и не говорю, но тут всплывает другая проблема. Все кафе и рестораны ринулись в доставку, думая, что на этом можно легко и быстро заработать, но это обманка. Доставка — это сложный и рискованный бизнес, который требует тщательного просчета. И было бы странно считать, что агрегаторы доставки помогают ресторанам выжить, наоборот они крепко сажают тебя на крючок, с которого и соскочить сложно, и заработать почти невозможно. Так же стало тяжело работать со своей доставкой, так как всех курьеров оттягивают агрегаторы, которые могут позволить себе совершенно другие условия по оплате труда курьеров, так как показатели прибыльности для агрегаторов не являются ключевыми.

8. Пандемия создала мощнейший дефицит рабочей силы. Все мы знаем о том, что рынок общественного питания держится на приезжих. Москвичи считают такую работу не благодарной, даже при хороших условиях по оплате. Сотрудников днем с огнем не сыщешь, а те, кто есть, стали избалованны и постоянно перемещаются по рынку в поисках лучших условий. По сути сейчас линейный сотрудник может получать зарплату до 70 тысяч рублей. Когда вообще такое было? (70 тыс. – это при 26 сменах в месяц). Но вакансий огромное количество, и никто не спешит их занимать.

9. Аренда. Еще один камень преткновения в пост ковидной действительности. К сожалению арендодатели редко вникают в твои проблемы и ситуацию и если дают какие-то скидки по аренде, то незначительные. Договориться сложно, нужно потратить на это много времени. И ежеквартально приходится передоговариваться.

10. Эпидемия научила еще больше думать, считать и быть смелее в своих действиях. Не тянуть. Если не идет бизнес в какой-то локации, то лучше его не тянуть, а закрывать.

11. Наша компания работает в сегменте быстрого питания, и мы понимаем, что тенденция такова, что по сути скорей всего в итоге на рынке останутся лидеры и транснациональные корпорации, а нам придется переформатироваться и находить для себя другие форматы работы.

Мы в «Воккер» настроены оптимистично, но понимаем, что еще даже не конец всей этой ковидной истории, рынок изменился крепко и будет продолжать меняться, по сути мы сейчас на корабле и шторм продолжается и важно провести свой корабль (компанию) через этот шторм, не разбив о рифы. Лихорадит нас знатно, как и множество других бизнесов, но ключевое, конечно, – понимать стратегию своего бизнеса: куда ты движешься и к какой цели хочешь прийти.

Пандемия научила нас быть более оперативными и смелыми, еще быстрее, чем обычно, принимать решения и внедрять что-либо. Потребители стали ценить постоянные ротации и введение новинок в меню, с нетерпением ждали все сезонные запуски наших промоменю (вероятно, в отсутствии путешествий и иных привычных развлечений новинки в рамках привычной любимой кофейни очень положительно сказывались на настроении гостей), а также чаще стали выбирать выгодные комбопредложения (завтраки в Москве от 230 рублей, обеды от 350 рублей и ужины с бокалом вина за 550 рублей).

Если говорить о доставке, то мы очень давно в этой нише, поэтому говорить о каком-то бурном и взрывном поведении в этом отношении не приходится. Безусловно, люди заказывали доставку во время пандемии, заказывают ее и сейчас и будут заказывать и далее. Мы со своей стороны ввели различные digital-удобства для наших гостей: предзаказ через мобильное приложение (чтобы забрать самостоятельно по пути), оплата через мобильное приложение, возможность оставить электронные чаевые, роботы-официанты и др. При этом мы действительно увидели, что гости очень соскучились по живой атмосфере кофеен и с радостью вернулись в залы, в офлайн, после того, как это стало возможным.

Мы снова оценили важность командной работы и сплоченности для достижения главных целей. К тому же, прочувствовали силу бренда и любовь наших гостей, которые поддерживали нас своими заказами даже в самые пиковые и сложные весенние месяцы пандемии.

Я считаю, что мы очень достойно прошли пандемийный 2020 год. Несмотря на практический полный простой в течение 2-х месяцев, нам по итогам года удалось сохранить общую выручку компании на уровне 2019 года. И, что самое важное для нас, благодаря этому шок-контенту в виде коронавируса, мы перестроились и запустили несколько новых направлений, которые заместили потерянные в нашей розничной сети кафе 30%-40% выручки. Если на начало 2020 года у нас было 2 основных направления (сеть кафе и сеть умных холодильников), то на конец года их стало уже 5. Мы стали сильно устойчивее. 

Одно из направлений – это, естественно доставка, которую мы, как и многие, запустили в начале апреля, чтобы частично перекрыть потери. Объективно, нам это было сделать намного проще, чем остальным, так как с самого основания сети в 2017 году мы использовали мобильное приложение и сформировали в нем лояльную клиентскую базу из более чем 150.000 гостей, с которой активно коммуницировали в приложении, собирали отзывы, начисляли баллы и т.д.

Понимая, сколько сейчас стоит привлечения новых клиентов к услуге доставки, благодаря безграничным сливаемым в рекламу бюджетам агрегаторов и крупных сетей, мы туда не полезли и сосредоточились на работе с нашей клиентской базой по модели предзаказа на следующий день и тем самым сразу получили положительную юнит-экономику. Знаю, что у многих, кто до этого доставкой не занимался, этого не получилось и ее запуск принес еще больше убытков.
Помимо этого, мы стали работать с продуктовыми сетям и сервисами доставки, каждое утро поставляя нашу продукцию в более чем 100 точек продаж. Как сеть, специализирующаяся на правильном питании, мы оказались очень востребованными.

 
Если говорить про уроки пандемии, их несколько:
1. Скорее это даже уже вывод – ресторанный рынок еще не скоро станет прежним, а может уже и никогда не станет. Люди перераспределились, в центре их стало меньше, в спальниках больше, в офисы ходить уже не всем обязательно. Под эту новую реальность нужно перестраивать бизнес-модель и стратегию развития.

2. Чтобы быть устойчивым к любым потрясениям, нужно как минимум 4 канала продаж, как ножек у крепко стоящего стола.

3. Рассчитывай только на свои силы и не жди помощи от государства, можешь не дождаться.

4. При заключении договора аренды обязательно включать пункты про снижение аренды или ее отсутствие в случаях введения каких-либо ограничений. Мы, конечно, договорились с 90% наших арендодателей и получили очень глубокие скидки по аренде, но далось это очень нелегко.

5. Береги свою команду. Как бы сильно ты не пострадал, имея команду, все можно восстановить.
Что касается возможностей, оказалось, что их на самом деле великое множество, главное не бояться проверять гипотезы и стучаться в закрытые двери – это главный инсайт 2020 года.