2021-й должен был стать годом окончания эпохи коронавируса. Но эпидемия продолжается до сих пор, и теперь мы уже говорим о новой реальности, где маски, обязательная вакцинация, ПЦР-тесты и пр. стали неотъемлемой частью повседневной жизни. И нам необходимо продолжать развиваться в этих условиях. Уже сейчас мы видим, как меняются невидимые рабочие процессы в разных компаниях: все стремятся к автоматизации и повышению эффективности.
 


Также нужно отвечать на вызовы онлайн-торговли и давать клиентам поводы для посещения офлайн-магазинов.


В итоге требования к офлайну сильно выросли, и компании стали искать новые решения для управления ежедневными задачами. В рознице всегда всё динамично: это и регулярная ротация товара, и изменения в поведении покупателей, и возможные перебои в поставках. Поэтому много рутины связано с тем, чтобы своевременно заказать и доставить в магазины нужные товары. Сейчас эти действия ретейл переводит на системы прогнозирования и автозаказов, чтобы больше внимания уделять сервису и общению с клиентами.

Мы в PRISMA продолжаем разворачивать систему Relex для автозаказа всего, кроме весовой продукции из категории «Ультрафреш»: мяса, рыбы, овощей и фруктов, а в дальнейшем планируем доверить системе и работу с дополнительными объемами для промоакций. Кроме того, автоматизация заказов позволяет ретейлерам поддерживать принципы социальной ответственности: благодаря точным программным расчетам сокращаются списания, и в итоге утилизируется меньше продуктов.

Еще одна острая задача, которая стоит перед ретейлом, — это гибкое, оперативное и точное распределение трудовых ресурсов.


Если раньше покупатели могли простить какие-то огрехи, то сейчас они ждут отличного шопинга, который будет стоить потраченного времени.


А магазины должны быть готовы ко всему, чтобы нужные товары всегда были на полках и покупателям не приходилось стоять в очередях. То есть необходимо учесть все нюансы при планировании графиков работы: и пиковые нагрузки, и отпуска, и больничные, и замещения. Чтобы оптимизировать процесс, эту задачу тоже стали доверять роботам.

Мы в этом году начали работать с сервисом Verme. Эта система формирует потребности в рабочих часах на основании статистики продаж и прогнозирует требуемое количество сотрудников в конкретное время. Пока интегрированы не все должности, но в целом мы видим увеличение метрик эффективности и уже работаем над масштабированием на весь штат магазинов.

В пандемию мы все привыкли к удобству доставки и онлайн-шопингу — теперь покупателей нужно заинтересовать, поднять с дивана. Поэтому в 2021 году офлайн сконцентрировался на создании приятной атмосферы, ради которой покупатели захотят вернуться. Этот тренд мы уже давно наблюдаем в Европе, и сейчас он добрался и до Петербурга (здесь работают российские магазины PRISMA. — Ред.). Меняются и маленькие магазины у дома, и гипермаркеты: многослойное освещение в любое время суток, зонирование торгового зала, использование разных фактур — от черного металла до дерева. В магазинах стало меньше кричащей рекламы, а тональность коммуникации сменилась на дружелюбную.


Поход в супермаркет — это теперь не просто пакет с продуктами, но еще и чашка кофе с собой, сэндвич с семгой или апельсиновый сок.


Многие магазины в городе обновляют не только дизайн помещения — сети находят интересные крафтовые продукты у местных поставщиков или привозят их из других стран либо обустраивают лавки с фермерской продукцией. Мы в этом году полностью обновили несколько супермаркетов PRISMA, ориентируясь на новую финскую концепцию. Современное оборудование, скандинавский стиль и уютная европейская атмосфера — именно так в перспективе будут выглядеть все наши магазины.

Мы верим, что в эпоху интернет-торговли и быстрой доставки еды на дом магазин должен вызывать у клиентов максимум положительных эмоций и уверенность в том, что поход в офлайн-точку будет приятным и полезным.

Как потушить кадровый пожар