KazanExpress переходит в 2023 с ростом в 220%, хорошими предложениями по инвестициям, а в январе мы откроем новый логистический центр. Мы сохранили условия для партнеров, уровень зарплат для сотрудников и сервис для клиентов. Было сложно, но это бизнес, здесь бывает всякое. Конечно, планы на 2022 строили большие, и к своей цели — стать лидером в сфере электронной торговли в России — мы продолжаем идти, только чуть аккуратнее.
Самое первое и эффективное решение — сокращение избыточных расходов, мы выходим на самоокупаемость, чтобы больше не зависеть от инвестиций. Например, отказались от идеи бесплатных обедов для сотрудников офиса — пока это что-то из области мечтаний. При этом не сокращали штат и запустили программу горизонтального роста в компании.
В 2021 году маркетплейс рос стремительно, мы открылись более чем в 90 городах. Пока расширение поставили на паузу, зато углубляемся в регионах, где пункты выдачи уже работают. Компания не останавливала строительство новых складских площадей, потому что на площадку сможет выйти еще больше продавцов, и выбор товаров для наших покупателей станет шире.
Мы давно работаем на собственном ПО — WMS, система управления складом, и в 2022 году продолжали внедрять новшества, которые оптимизируют работу логоцентра. Например, подсветка ячеек на сортировке, с ней сильно сокращается время на операцию и возможность ошибки работника. А это снова скорость, сервис и экономия. WMS и еще одну нашу разработку — K-Gravity, она измеряет вес и размеры товара, — монетизируем. Ими уже пользуются несколько крупных компаний.
Продолжали работать и в ESG-повестке. Сотрудники ездят в приюты для бездомных животных, передаем деньги на содержание собак и кошек, помогаем некоммерческим организациям зарабатывать на товарах собственного производства — продаем через площадку без комиссии для НКО, вместе с Приволжским регистром доноров костного мозга запустили донорский проект. Все это — с минимальными расходами. Люди ведь работают не только за деньги, но и хотят быть причастными к миссии компании, к добрым делам.
2022 год со всеми его событиями не шокировал нас, поэтому не научил, а скорее, напомнил: принимать решения и действовать надо быстро, опираться на собственные ресурсы, ценить людей — сотрудников, клиентов, партнеров. Мы убедились, что наша бизнес-модель — победная, а доставка за один день — востребована. Были, конечно, внезапные моменты: в конце февраля люди скупали электронику и бытовую технику в рекордных объемах, а осенью высокий сезон начался чуть позже обычного. Если ты ведешь бизнес, готовым нужно быть ко всему, и 2022 год подтвердил: KazanExpress быстро адаптировался к новым условиям и продолжает расти.
В первую очередь с кризисом нам помогла справиться грамотная структура холдинга «Протек», построенная ранее, и взаимопомощь производственного, дистрибьюторского и розничного сегментов фармацевтического направления Группы. Конечно же, основную роль сыграл обширный управленческий опыт менеджмента. Это не первый кризис в истории ГК «Протек» и в истории аптечной сети «Ригла» в частности, поэтому стратегия работы в целом и набор применяемых инструментов нам были понятны.
Больше всего в 2022 году меня поразило влияние потребительского настроения на бизнес – панические настроения в марте-апреле и в конце года, когда наступил период сезонных вирусных заболеваний и гриппа, сыграли существенную роль в возникновении дефицита ряда позиций ассортимента. Я был уверен, что покупатели более рационально подходят и к выбору покупки, и к своему здоровью в целом. Однако это оказалось не так – люди покупали лекарства впрок. Нужно понимать, что объем приобретенных пациентом лекарственных препаратов, превышающий его потребность, - чистой воды бесполезная трата денег. Лекарства имеют срок годности и принимаются по определенной схеме, т.е. употребить их больше, чем предполагает инструкция, нельзя. Медикаменты – не тот товар, который можно обратно сдать продавцу, в данном случае в аптеку.
Клиентский портфель PickPoint на начало года состоял, преимущественно, из крупных западных ретейлеров. После их ухода мы переориентировали бизнес на работу с классифайдами и селлерами, торгующими на маркетплейсах. Для этого PickPoint упростил точку входа и начало бизнеса с нами для малого и микробизнеса.
Мы сделали максимально простую регистрацию и оферту. Провели апгрейд нашей сети самовывоза, пересмотрели пакет услуг на точках выдачи и адаптировали его для новых клиентов. Закрыли нерентабельные точки выдачи и сделали релокацию постаматов из «опустевших торговых центров» в магазины «у дома» и другие популярные места на «народных тропах».
2022 год смогли пройти гибкие и хорошо адаптивные компании, чья основная ценность заключена в технологиях. Именно технологии позволяют нам быстро управлять сетью самовывоза и реализовывать новые решения для изменившегося спроса.
2022 год еще раз доказал нам, что устойчивость бизнесу обеспечивает баланс 50/50 собственной инфраструктуры и аутсорсинговых мощностей. Это утверждение подходит и логистам и ретейлерам. Торговые площадки, еще год назад развивавшие собственную доставку, теперь привлекают партнеров в свои агрегаторы и дают продавцам возможность простого подключения логистов под свои продажи. За счет этого селлеры легко оптимизируют свои затраты.
Избыточное качество доставки, к которому мы все привыкли за последние годы – это, конечно, хорошо. Но потребители не готовы за него переплачивать в текущих экономических условиях. Поэтому игроки e-commerce оптимизировали процессы, упростили или исключили часть сервисов.
В уходящим году удивил факт того, что потребители, согласно исследованию Data Insight, выбирают товар не по продавцу – их сейчас стало достаточно много, а по логисту. 29% онлайн-покупателей - приверженцы конкретного интернет-магазина, а 56% пользователей при покупке ориентируются на удобство расположения точки выдачи. И это несмотря на текущее отсутствие товарных матриц.
Удивляет подход маркетплейсов к требованиям по срокам. Ранее все торговые площадки боролись за доставку в 15-минутный временной слот – это был must have для всего рынка. В 2022 году остро встал вопрос о безубыточности, и срок доставки силами маркетплейсов по Москве за 2-3 дня стали нормой. При этом требования к логистическим операторам не изменились: стоимость и сроки хотят получать на прежнем уровне, а это уже двойные стандарты.
Уходящий год был крайне непростым для молочной отрасли. После нескольких лет пандемийных стрессов молочная отрасль только начала свое восстановление, однако ей вновь пришлось столкнуться с новыми рисками и вызовами. Это и дальнейшее снижение покупательской способности и сокращение спроса, и разрыв логистических связей, а значит поиск новых поставщиков упаковки, оборудования, ингредиентов, усложнение транспортировки необходимых компонентов, трудности с экспортными поставками.
Этот год научил нас многому, мы стали больше общаться, делиться опытом, помогать друг другу. Многие предприятия отмечают, что даже переговоры с торговыми сетями перестали быть разговорам двух противоборствующих сторон и стали больше походить на диалог. Предприятия с сильной командой прошли этот год с наименьшими потерями. Именно сплоченный коллектив, сотрудники с развитыми hard skills, способностью оперативно принимать решения и работать на результат 24/7 в этом году позволили предприятиям не остановиться в своем развитии, не закрыть линии, не опустить руки.
Я бы сказал, что мы вступаем в эпоху тонких настроек. Если раньше мы могли просто построить завод и начать выпуск продукции, не думая об эффективности производства, то сегодня жесткая конкуренция заставляет нас тщательно работать над всеми статьями себестоимости. Сегодня самые эффективные предприятия – это те, кто прорабатывает каждый этап производства, снижает потери, видит пути улучшения собственной продуктивности, вводит цифровые системы для того, чтобы понять, где ещё можно сделать свою работу более выгодной.
Именно те, кто многие годы шел по этому пути, кто работал вдолгую и развивал свой бренд, рассчитывая оставаться на рынке десятилетия, чувствуют себя наиболее стабильно. Маленькие компании, которые имеют своих лояльных покупателей на небольших рынках, также выглядит более стабильными, чем средние предприятия. Этот сегмент, особенно те предприятия, которые остаются советским технологическим наследием и не имели возможности модернизироваться, накопить подушку безопасности, вкладывать большие инвестиции в брендинг, находятся в зоне риска. Консолидация рынка будет усиливаться, и вызовы ближайших лет будут вымывать с рынка слабых игроков, позволяя расти сильным.
События 2022 года – антироссийские санкции – внесли коррективы в планы развития компании ZENDEN. Мы планировали открыть большее количество магазинов, однако, в итоге поставили на паузу запуск новых точек из-за событий в марте и в сентябре 2022 года.
Однако, мы успешно справились со всеми вызовами рынка и прошли год с положительной динамикой - рост составил 14%. Справиться с трудностями получилось благодаря слаженной работе команды и реализации запланированных изменений: качественного улучшения товародвижения, ассортимента продукции, торгового процесса, а также смены форматов магазинов. Мы поработали над изменением ассортимента на более премиальный, и успешно реализовали его. В 2023 году планируем открыть 50 новых магазинов.
2022 год показал, что в нашей стране есть российские ретейлеры и производители, которые достойны стать флагманами рынка. Доля продаж у отечественных компаний выросла, что положительно сказывается на экономической ситуации в России. Уход иностранных брендов положительно сказался на ситуации в отрасли. Да, потребители видят нехватку привычных им брендов, однако количество обуви на рынке сегодня огромное. Также отмечу, что большинство иностранных брендов имели в России льготные условия по аренде в торговых центрах, обладая при этом кредитным потенциалом западного капитала. Это создавало неравные условия конкуренции для западных и российских игроков, последние из которых платили за аренду значительно больше. Поэтому уход западных игроков создал новые возможности для развития бизнеса.
Сегодня отечественные компании могут стать лидерами рынка и полностью удовлетворить спрос потребителей, но для этого необходим пересмотр экономической политики, запуск госпрограммы по поддержке российского производства. Необходимы такие меры как снижение НДС, социальных взносов, кредитной ставки. Также мы видим проблему роста контрафакта и контрабанды в легкой промышленности – данные вопросы также необходимо решать на высшем уровне с целью защиты российских компаний.