1. Слияния и поглощения
В этом году мы наблюдали разнообразные сделки в сфере ретейла. «Магнит» и «Дикси», «Лента» и «Билла». Консолидация на рынке продолжается, сильные игроки покупают привлекательные для них активы, аккумулируя в своих руках максимально возможные в каждом из регионов доли рынка.

2. Смена форматов
Эпоха стремительного развития гипермаркетов и больших форматов подходит к концу? Ковидные ограничения вкупе со смещением внимания покупателей в сторону онлайн-покупок диктуют свои законы, заставляя даже мировых гигантов тестировать новые решения. Один из таких примеров — IKEA, которая запустила минувшим летом на российском рынке гибридный формат небольших магазинов площадью 30-75 м2, совмещающих онлайн- и офлайн-возможности. Фуд- и нон-фуд-ретейлеры стараются ускорить процессы сбора онлайн-заказов и оптимизировать затраты на логистику, поэтому продолжают увеличивать площади дарксторов и распределительных центров.

3. Локдауны, санитайзеры, масочный режим и QR-коды
Второй год сосуществования с COVID-19 вынуждает бизнес максимально оперативно реагировать на стремительное изменение ситуации, чтобы обеспечить клиентам не только хороший сервис, но и необходимый уровень личной безопасности для совершения повседневных покупок. При этом контролирующие органы предъявляют к ретейлерам все больше требований, заставляя гибко подстраиваться под локальные нормативные акты в каждом из регионов присутствия.

4. Доставьте, да поскорее!
Еще одной заметной тенденцией в уходящем году стало расширение географии сотрудничества ретейлеров, сервисов доставки и маркетплейсов. При этом клиенты уже привыкли получать онлайн-заказы на дом или самовывозом из пунктов выдачи, и в 2021 году ретейлеры активно развивали услуги экспресс-доставки. Мы совместно с сервисами-партнерами во многих регионах предложили покупателям возможность получить заказ на дом в срок от 20 минут.

5. Фокус на персонал
Практически каждую компанию коснулась проблема дефицита линейных сотрудников, а количество претендентов на одну вакансию снизилось в среднем в 3 раза. При этом разборчивость и подозрительность при выборе работодателя и ожидание прозрачности и справедливости трудовых отношений обострились как никогда. Также самая актуальная тенденция — ярко выраженный запрос на скорость и простоту во всем: от организации собеседований до принятия решения о найме. У представителей совсем молодого поколения, 18-25 лет, есть также сформированный запрос на быстрый и понятный рост внутри компании. Речь и о карьерном, и о зарплатном, и о профессиональном развитии.

6. Дефицит не только в линейке
Перегрелся рынок IT, мы столкнулись с ростом зарплатных ожиданий со стороны специалистов и нехваткой кандидатов.

7. Повышение цен
Из-за резкого роста себестоимости сырья радикально увеличились затраты на обслуживание продаж, а также на производство и закупку товаров и оборудования. Мы попали в клещи снижения платежеспособного спроса и роста цен на все виды деятельности и товаров.

8. Коллаборации с другими игроками на рынке и развитие партнерств


Что год грядущий нам готовит?

Комфорт и удобство для покупателя
Основной акцент в новом году будет на создании комфорта и удобства для покупателя. Ретейлеры продолжат экспериментировать с форматами магазинов, увеличивать скорость доставки, предлагать лучшие условия для покупок.

Цифровой ретейл
Безусловно, будут активно развиваться онлайн-продажи одновременно с развитием технологий, позволяющих удаленно «протестировать» или «примерить» товар на себя. «Улыбка радуги» планирует занять свое значимое для рынка место в цифровом ретейле будущего, значительно улучшить, а где-то создать заново клиентский опыт — в магазинах, в мобильном приложении, на сайте, в социальных сетях или мессенджерах.

Сотрудники в приоритете
Борьба за сотрудников продолжится. И мы со своей стороны планируем быть привлекательным и экологичным работодателем для увлеченных талантливых молодых людей.

Технологические платформы
Чтобы бизнес оставался успешным, ретейлерам придется становиться технологической платформой и средой взаимодействия покупателя с продуктом.

Неопределенность и развитие
VUCA-мир (volatility, uncertainty, complexity, ambiguity — нестабильность, неопределенность, сложность и неоднозначность) ставит под сомнение возможность долгосрочного планирования. В текущей ситуации, когда «черные лебеди» летают стаями, сформировать достоверные прогнозы будет сложно. Тем не менее мы должны быть максимально адаптивным организмом как компания, смело экспериментировать с форматом и продуктом.