В 2022 году фокус внимания российского ретейла сместился на три направления. Первое из них — логистика: бизнес должен быть готов перестраивать цепочки поставок. На втором месте — технологии: чтобы продолжать расти и быть более гибкими, ретейлерам предстоит максимально локализовать ключевые модули, заменив западные варианты. Третий важный фактор — ассортимент, треть которого обеспечивали западные поставщики: сегодня матрица меняется, а конкуренция высока.

Тренды:
● И российские, и западные компании, которые остаются, понимают: сейчас, когда освобождается много ниш, они могут упрочить позиции и стать лидерами.

● Меняется подход к формированию команд в ретейле: централизованная модель, когда решения каскадируются сверху вниз, сегодня и в 2023 году — будет неэффективна. Управление трансформируется в более гибкий формат, для того, чтобы люди и команды на местах получали большие полномочия и могли быстро принимать решения, которые влияют на рост.

● Сегодня, когда компетенции меняются, для крупных игроков крайне важен системный подход к образованию — предстоит внедрять новые знания и культуру.

● Скорость изменений растет, и реагировать и подстраиваться под них нужно быстро. Поэтому от руководителей ещё больше, чем раньше, ждут способности мыслить предпринимательски, принимать решения, быть лидером, который умеет быстро работать с командой в этих условиях и ведет за собой.

Западный бизнес: кто уезжает
Первая и основная категория уехавших — топ-менеджеры-экспаты. Это означает отток ценных кадров с бизнес-образованием, степенью MBA, насмотренностью. Большинство иностранцев, которые приезжали в Россию, — топ-менеджеры высокого уровня, которые делились лучшими практиками. Часть таких людей все же остается в стране — это те, кто живёт здесь очень давно, развивает здесь бизнес или связан с российской семьей.

Несмотря на то, что принимать коллег из России готовы не все зарубежные офисы, многие компании, предлагали HiPO сотрудникам (high potential — сотрудники с высоким потенциалом – Ред.) места в глобальных командах (международные компании Amway и Adidas, британский производитель алкоголя Diageo и другие). Такие переходы были и в компаниях, которые не прекращали работу в России. Так, многих HiPO сотрудников перевела на глобальные роли в 2022 году PepsiCo. При этом большинство переходов не были неожиданными — руководители, вероятно, и так перешли бы в глобальный офис.

Тем не менее, российских руководителей, которые уехали в 2022 году, — меньше. Топ-менеджеры, как правило, не склонны к спонтанным решениям: даже в кризис они видят горизонт на 3-5 лет. Поэтому насовсем за рубеж перебрались единицы, а основной отток пришелся не на сентябрь, а на весну.

Уехавшие после объявления частичной мобилизации, делали это скорее с мыслью: «Переберемся до Нового года, а там посмотрим».


Многие продолжают работать удаленно, особенно если компания осталась на российском рынке.

Важно, что на место большинства уехавших экспатов приходят российские руководители. Для топ-менеджеров, которые решили остаться в стране, открылись новые возможности: те, кому до поста генерального директора предстояло работать 5-7 лет (трек (сценарии развития сотрудников – Ред.) был в основном у экспатов), понимают, что могут занять эту роль уже в следующем году. Такое же вертикальное движение — на уровне СЕО-1: люди претендуют на роль, до которой было 2-3 года, или получают предложение поработать над новым направлением.
Сегодня западные компании перепродают активы и меняют форму собственности: компания отделяется от глобальной сети, и то, что раньше спускалось сверху, становится локальным. У руководителей появляются новые задачи и возможность управлять процессами на местах. Это очень драйвит: та же команда, но другой уровень ответственности, нужны новые компетенции.

Например, мы видим, как меняется компетенция маркетинга. Компаниям, которые меняют форму собственности, предстоит создавать новые бренды с нуля, наполнять их смыслами, запускать маркетинговые кампании. Этот опыт есть не у всех СМО, которые работали в глобальных компаниях, и им интересны эти новые задачи. Направление по взаимодействию с государственными структурами или GR сегодня тоже особенно актуально. Будет спрос и на R&D директоров, ведь во многих компаниях никто не занимался этим направлением локально.

В целом, у рынка есть запрос на людей, которые готовы привносить в бизнес позитивные изменения: менять что-то в компаниях, несмотря на сопротивление внутри команд — особенно, когда компания большая устойчивая и успешная.

Рынок труда в ретейле живой и развивается в стандартном темпе: мобилизация отразилась на нем лишь в первые 2-3 недели и коснулась скорее производственного персонала, а не топ-менеджмента. Сегодня ретейл-игроки активно ищут тех, кто управляет бизнесом (СЕО, исполнительных или управляющих директоров) не только для работы в России, но и для работы на новых рынках — тех, кто будет развивать бизнес за рубежом.

Российский бизнес: перспективы
Лидерам западных компаний приходится работать в режиме неопределенности: гарантий того, что бизнес в России неожиданно не закроют, — нет. Основная задача — поддерживать процессы здесь и сейчас, оставаться на рынке и ничего не потерять. И если раньше люди из международных компаний не часто интересовались работой в российских, то сегодня российский ретейл — определенная точка защищенности. У него все те же амбициозные планы: развитие, выход в новые сегменты и бизнесы-форматы. Здесь можно заниматься долгосрочной трансформацией — проектами, которые всегда более интересны топ-менеджерам.

Запрос на топ-менеджеров из западных компаний был у российского бизнеса задолго до событий 2022 года. Ретейл заинтересован в том, чтобы ориентироваться на best practices, и хочет видеть в своих командах руководителей, способных культурно трансформировать компанию. Сейчас эта потребность еще более явная, и уровень российских команд продолжит расти. Более того, многие топ-менеджеры, приходя в российский бизнес, приводят свои команды, которые несут свою экспертизу. Примеры таких переходов есть, например, в X5 Retail Group, «Русагро», «Черкизово» и других российских компаниях.

Российский бизнес становится все более привлекательным: возможности роста, более амбициозные цели. Речь не только о крупных компаниях, но и о небольших, но очень быстро развивающихся игроках. Многим менеджерам западных компаний все это очень интересно. Они отмечают, что интереснее рынка, чем российский, в ретейле сейчас нет: все изменения, вызовы и трансформации сегодня — здесь. Можно получить уникальный опыт — от участия в продаже бизнеса до разработки и запуска масштабных изменений в процессах.

Так, в команду одного из российских производителей одежды на роль управляющего директора вышел человек из западного бизнеса.

Интересно, что у этого кандидата был также оффер от компании из Дубая, но он выбрал российского игрока — топ-менеджеру понравился бренд, задачи и то, как бизнес может масштабироваться в будущем.


Болезнь растущего бизнеса — процессы, которые не успевают адаптироваться к новым масштабам, и в целом не выстроены. Западные компании славятся системным подходом, поэтому руководители с таким опытом очень востребованы.

Шторм легче пережидать в знакомой обстановке, поэтому многие руководители в ретейле пока остаются на местах. Есть значительная часть руководителей, которые выросли в одной компании, более 20 лет работают в понятном им западном бизнесе. Для них переход в другую команду, даже на интересные задачи — сложное решение. Тем не менее, приходит понимание, что западному бизнесу в России будет совсем тяжело или он прекратит работу в России. Поэтому смотреть на крупных российских игроков начинают даже такие "оседлые" руководители.

Многие процессы завершаются в конце года или весной, будь то продажа или схлопывание западного бизнеса, выплата бонусов, как годовых, так и долгосрочных. Поэтому в начале 2023 года мы можем увидеть, что топ-менеджеры будут более активны на рынке труда и более открыты для предложений.