Рынок общественного питания изменился. Кто-то говорит о деградации общепита (РБК так озаглавил свое исследование), но, кажется, весь мир безвозратно меняется, и надо это учитывать. Динамичное изменение всех процессов и упрощение во всем. Мир становится более динамичным и несется на немыслимых скоростях в цифровизацию. Турбулентность проявляется и в нише общественного питания, меняется рынок и тренды.

По-прежнему работают трафик с локацией и сам продукт. Если ты про сервис, уникален, нашел свою отстройку и позиционирование, то можешь быть замечен аудиторией. Время «ресторанов для жены» (когда бизнесмены открывают для жен какой-то бизнес, салон красоты, ресторан и т.п.) и «сереньких брендов» закончилось.


Потребитель требователен, разборчив и выбирает уже не только по стандартным характеристикам — вкусно/не вкусно, чисто и т.д., — но ищет дополнительные смыслы, ценности и уникальность бренда.


Важно быть в медиапространстве: корпоративные соцмедиа с выстроенной тональностью коммуникации и четким позиционированием, налаженный диалог с аудиторией с элементами UGC-маркетинга (когда потребители сами генерят контент с упоминанием бренда). Как, например, у нас — гости с удовольствием фотографируются с шавермой и тем самым повышают узнаваемость бренда.

Прокачанный личный бренд основателя/ресторатора, отражающий общую философию, а в идеале и шеф-повара, как главных лиц заведения. Важно найти свое позиционирование и транслировать его, отстроившись от других конкурентов через все каналы коммуникации.

Сейчас уже все привыкли к ковидным ограничениям, нет такой повсеместной паники, как раньше. Кто смог принять, перестроиться и выжить — взлетели, вырвались вперед, кто-то не смог. Но дальше будет еще динамичнее. Живя в турбулентное время, ты не можешь быть уверен, какие новости принесет завтрашний день, повлиять на статистику заболеваемости и ограничения, и потому надо просто принимать это, уметь приспосабливаться и ловить тренды.

Один из них — продолжающая набирать популярность тема dark kitchen, взлетели агрегаторы доставки у дома. Это крутая ниша, активно захватившая рынок и продолжающая расти. 2021-й был годом доставки, и наступающий 2022-й 100% станет годом доставки и онлайна.


Даже американский Tik Tok диверсифицирует свой бизнес, запуская Tik Tok kitchen — службу доставки еды по рецептам блогеров.


Приложения, самовывоз, формат to go — это то, что будет расти и монетизировать любой проект, если все это интегрировано в один качественный продукт. Маркетинговые решения на высоком уровне с IT-решениями — залог успеха.

Говорят, шаверма вытесняет рестораны. Чему, конечно, я рад. Хоть и считаю, что одно другого не исключает. Ниша стритфуда и быстрой, но правильной еды (а не традиционный вредный фастфуд) сейчас на пике и продолжает расти. Меняя отношение к шаверме как к продукту с исторически сомнительной репутацией и внедряя ресторанные стандарты в подход и бизнес-модель, мы ставим цель на 2022 год открыть более 100 точек, а за 5 лет — около 1000. Мы не останавливаемся и готовы к новым испытаниям, адаптируясь и трансформируясь под текущий мир и реалии времени.

Зачем превращать ресторан в театр