Для фармацевтического ретейла 2021 год был ознаменован пристальным интересом к электронной коммерции. Активно начали себя проявлять в этой сфере и традиционные аптечные сети, и маркетплейсы. Между тем еще недавно они не рассматривали онлайн-сервисы как серьезных конкурентов. И на то были основания в виде жестких законодательных ограничений, не позволяющих полноценно оказывать услуги по доставке лекарств. Но пандемия повернула вектор развития в сторону digital.

В минувшем году игроки, которые уже присутствовали в e-commerce фармсегмента, продолжали наращивать обороты. Хотя лидеры делали это уже не так активно. К примеру, по данным DSM Group, динамика ресурса «Аптека.ру», занимающего первую строчку рейтинга, по итогам 2020 года составила 46% в денежном выражении, а за 9 месяцев 2021-го — лишь 16% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Прирост выручки идущей следом «СберЕаптеки» — 96 и 60,3% соответственно, а маркетплейса здоровья «Здравсити», также входящего в тройку лидеров электронной фармкоммерции, — 134% за 2020 год и 92,3% за 9 месяцев 2021-го.

Наращивание оборотов в первую очередь обусловлено ценовой политикой интернет-сервисов по заказу и доставке лекарств. Участники вынуждены снижать цену, чтобы «отвоевать» свою долю рынка. Именно поэтому маржинальность в онлайне минимальная — порядка 5%, тогда как в офлайне — около 15-20%. Потребители, ощутившие выгоду на своем кошельке, сделали выбор в пользу интернет-аптек. И таких с каждым годом будет все больше.

Цены на лекарства в онлайн- и офлайн-каналах постепенно начнут уравниваться. Единичные аптеки при минимальной рентабельности будут закрываться. Аптечные сети изменят формат — будут укрупняться или превращаться в дарксторы. Например, в США этот путь уже пройден: преобладающая доля игроков сейчас работает в формате фармацевтических хабов.

Любопытно наблюдать за пробными шагами крупных маркетплейсов в сфере продаж лекарств. Окажется ли фармкатегория рентабельной для них? Судя по всему, маркетплейсам вряд ли удастся предложить цену ниже, чем в традиционной аптеке. У них нет инфраструктуры в виде специализированных складов и аптек (напомню, рецептурные лекарства сегодня можно отпускать только через аптечные учреждения). Единственное их преимущество — отлаженная логистика. Однако, даже если регуляторы разрешат курьерскую доставку RX-препаратов (рецептурных), вопрос рентабельности не перестанет быть актуальным для маркетплейсов. Ведь в целом лекарства нельзя назвать высокомаржинальным товаром. Важно напомнить о категории ЖНВЛП (жизненно необходимые и важнейшие лекарственные препараты), которая постоянно расширяется и наценка на которую строго регулируется.

Впрочем, несмотря на очевидные преимущества онлайн-сервисов по заказу и доставке лекарств, таких цифр прироста, какие мы наблюдали в «ковидные» времена, вероятно, больше не увидим. В лучшем случае в следующем году удастся сохранить темпы 2021-го. И это при условии, что вопрос об электронных рецептах и доставке RX-препаратов будет окончательно урегулирован на законодательном уровне.

Я не вижу предпосылок к очередному буму роста e-pharma. В России еще только формируется глобальный пользовательский опыт покупок в онлайне. Дистанционный заказ лекарств и товаров для здоровья должен стать массовым явлением, только тогда можно рассчитывать на положительную динамику роста рынка. По покупательной способности, к сожалению, в ближайший год также не ожидается бурного роста.

Справка

«Здравсити» — сервис по заказу лекарств одной из крупнейших фармацевтических компаний России ГК «ПРОТЕК», которая также объединяет производителя лекарственных средств «ФармФирма «Сотекс», фармацевтического дистрибьютора ЦВ «ПРОТЕК» и аптечную сеть «Ригла» (фарммаркеты «Ригла», аптека у дома «Будь здоров!» и дискаунтеры «Живика»). По итогам 2020 года выручка группы компаний превысила 293 млрд рублей.