В 2021 году ювелирный рынок России вступил в период самой бурной за все время своего существования трансформации. Много лет ювелирный ретейл был одной из самых консервативных сфер экономики, которую многие тренды современного мира обходили стороной. Чем дольше сектор держался привычных устоев, тем стремительней стала волна настигнувших его перемен, совпавших к тому же с пандемией. Так, до 17% по итогам этого года выросла доля ювелирного e-commerce.
Связанные с covid-19 ограничения не оставили ретейлерам иного выбора, кроме омниканальности – бесшовного клиентского пути между онлайн и офлайн-каналами продаж и коммуникаций с клиентами. Также пандемия подстегнула рост консолидации рынка отчасти из-за ухода некоторых игроков, но в основном за счет роста доли федеральных ювелирных сетей до 50%. Так, например, только SOKOLOV увеличил свою розницу в этом году в 4 раза до 350 монобрендовых магазинов и вошел в топ-3 крупнейших ювелирных ретейлеров.
Рыночные тренды нашли свое отражение и в регуляторной политике. В этом году стартовал проект маркировки ювелирных изделий и внедрения государственной интегрированной информационной системы в сфере контроля за оборотом драгоценных металлов и драгоценных камней (ГИИС ДМДК). Маркировка позволит мгновенно онлайн получить информацию о ювелирном изделии и отчасти заменяет отмененное для серебряных украшений клеймение. Также между государством и профессиональным сообществом начался диалог о выравнивании налоговых режимов для производителей ювелирных изделий, снижении экспортных пошлин, упрощении таможенных процедур.
Только за 9 месяцев прошедшего года рынок ювелирной розницы вырос на 35% по сравнению с 2020 годом и на 26% относительно доковидного 2019 года.
По прогнозам нашего аналитического центра за этот год объем рынка вырастет до 270 млрд рублей и продолжит в ближайшие годы рост на уровне 5-7%, если не будет каких-то потрясений сродни коронавирусу.
В наступающем году развитие ювелирной отрасли будут определять три ключевые тенденции.
Во-первых, дальнейшее взрывное развитие технологий e-commerce. Ведущие игроки рынка за прошедшие два пандемийных года нарастили экспертизу, наладили внутренние процессы, пересмотрели свои стратегии и готовы делать существенные инвестиции в развитие технологий онлайн-коммуникаций и продаж.
Речь идет в первую очередь об AR-технологиях виртуальной примерки и создания виртуальных украшений наравне с ведущими игроками fashion-индустрии, где виртуальная одежда – один из самых актуальных трендов.
Так, например, Nike недавно провел M&A сделку с компанией, специализирующейся на виртуальной обуви. Виртуальные товары и магазины могут стать частью Мета-вселенной уже в ближайшем будущем.
Во-вторых, демократизация моды, люди хотят меняться каждый день, часто создавать новые образы. А это значит, что будут все больше и больше востребованы украшения из серебра, как из красивого и доступного металла, а также из фианитов. Современный дизайн и различные модели под разные образы на каждый день стали доступны, частотность покупок растет, обеспечивая стабильный спрос.
Третья тенденция – развитие сервисных составляющих ювелирного продукта. Я имею в виду расширение спектра форматов покупок и платежей, начиная с распространения трейд-ин, рассрочек, оплаты баллами и т.д., и заканчивая сервисами подписки и шеринга в перспективе. Также в ювелирную отрасль приходит сервис постпродажного обслуживания – мелкого ремонта, полировки, гравировки. На фоне формирования более высоких потребительских запросов к покупательскому опыту метрика NPS в современной действительности начинает играть ключевую роль в успехе бизнеса.