В этом году ретейл с точки зрения внедрения цифровых технологий показал существенный скачок. В августовском отчете международное консалтинговое агентство McKinsey сообщило, что за несколько месяцев рынок рванул на 10 лет вперед. В таких выводах можно было бы сомневаться, полагая, что это касается только США и Западной Европы, на которые было ориентировано исследование. Однако опыт Inventive Retail Group показывает, что процессы перехода офлайна в онлайн в этом году действительно ускорились. Доля интернет-продаж в наших сетях достигла от 23 до 30 % в зависимости от бренда.

Весной было опасение, что из-за роста потока товаров логистическая инфраструктура страны может захлебнуться заказами. Однако рынок оказался предельно гибким и способным к значительному расширению. И когда стало понятно, что онлайн-ретейл имеет дело не с ситуативным всплеском спроса, а с долгосрочным изменением потребительского поведения, то «подтянулись» и смежные рынки. Так, заметно вырос спрос на складскую недвижимость, особенно в регионах РФ, а многие курьерские службы расширили штат сотрудников.

Миновала российский рынок и угроза цунами банкротств. Еще в апреле из-за обсуждаемых в прессе конфликтов между владельцами крупной торговой недвижимости и сетевыми ретейлерами была вероятность возникновения цепной реакции неплатежей. Это могло привести к череде банкротств как среди владельцев недвижимости, так и ретейлеров; а затем и к негативным последствиям для банковской системы страны. К счастью, отрасль смогла сама себя отрегулировать. Участники рынка сумели договориться между собой и запустили антикризисные программы. Благодаря этому практически никто не пострадал, и все вышли из опасной ситуации с минимальными потерями.

Поддержало отечественный ретейл и закрытие границ. Те деньги, которые граждане страны планировали потратить за границей, были влиты в собственную экономику. Увеличился поток туристов на отечественные курорты, на сэкономленные средства приобретались вещи, покупка которых до этого года откладывалась.

Обобщая можно сказать, что минувший год подтолкнул процесс цифровой трансформации в ретейле, и в следующем 2021 году он продолжит набирать обороты. Так, производители, у которых не было опыта онлайн-продаж, в срочном порядке запускают собственные интернет-магазины или бренд-шопы на маркетплейсах, привлекая к этому партнеров. Модель D2C (direct-2-сonsumer), предполагающая прямой выход бренда на покупателя, следующие несколько лет будет только набирать популярность. Все более цифровой становится логистика. Конечно, в РФ пока еще нет полностью роботизированных логистических центров, как у Amazon, но цифровые технологии у нас с каждым днем внедряются все больше, и этот процесс уже не остановить.