Рынок островной торговли за время пандемии отбросило на 10 лет назад. Нет ни новых брендов, ни новых ретейлеров. Почему это произошло? Давайте обо всем по порядку. Что случилось с островами за год пандемии и по каким причинам?

1. Часть компаний ушла с рынка ввиду полного отсутствия спроса на услуги: предприниматели с билетными кассами и туроператоры. Когда возвратятся и возвратятся ли вообще? Возвратятся, при условии возобновления спроса, постепенное возвращение начнется не раньше осени 2021 года.

2. Часть ретейлеров приостановила развитие ввиду сложившейся ситуации. И это очень заметная часть.

3. Для ретейлеров, специализирующихся на табачных изделиях и электронных сигаретах, поменялись правила работы в связи с вступлением в силу ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака». Все без исключения владельцы таких островов в соответствии с требованиями закона обязаны были поменять оборудование на более высокое, максимально закрытое.

4. И наконец, часть предпринимателей ушла с рынка ввиду того, что государство не оказывало поддержку во время пандемии. Для некоторых последствия оказались необратимыми. Предприниматели просто закрывали торговые точки и ИП. И до сих пор многие продолжают задумываться о закрытии бизнеса. В некоторых центрах съехали десятки островов.

Вообще, по моему мнению, в России очень несправедливый подход к «островникам» в плане налогообложения. Разложим все по полочкам.
— Организационно-правовая форма, в основном — ИП.
— Они арендуют места до 10 м2 в общих зонах торговых центров. Долгосрочная аренда именно по этой причине невозможна. Соответственно, для стартапа риски вложений колоссальны, ведь аренда всего на 11 месяцев. И нет никаких гарантий, что ее пролонгирует арендодатель.
— Инвестиции в запуск как магазина, так и острова порой практически одинаковы: к примеру, на открытие острова или магазина с косметикой необходимо в среднем 1,5 млн рублей. Но площадь острова — 10 м2, а магазина — от 20 до 50 м2. Где больше будет выручка и во сколько раз? Понятное дело, в магазине. Также магазин может заключить долгосрочный договор аренды, расторгнуть который не так просто. К тому же в нем прописана индексация.
— Арендная плата на острове тоже сравнима с арендой магазина до 50 м2. А это означает, что арендатор острова платит в 5 раз, а то и в 10, и в 20 раз больше на квадратный метр, чем в магазине.
Так зачем же острова и магазины грести под одну гребенку одними и теми же налогами? Малышей нужно поддерживать, а не «забивать». И это наше будущее: когда-то и «ВкусВилл» развивался на островах! Для арендаторов островов в общих зонах торговых центров в текущей ситуации необходима ставка УСН 3% на доходы и 0% на «доходы–расходы» до 2022 года включительно. Тогда этот бизнес начнет возрождаться.

Что случилось с арендой
В качественных торговых центрах, таких как «Авиапарк», «Колумбус», «Метрополис», «МЕГА» (ИКЕА), «Афимолл» и др., арендные ставки сильно не менялись и по-прежнему сохраняют достаточно высокий уровень. В среднем в зависимости от локации внутри торгового центра они варьируются в диапазоне от 150 тыс. до 350 тыс. рублей за торговую точку в месяц. Депозиты по-прежнему — 2 месяца арендной платы.

В торговых центрах премиальных локаций с повышенным трафиком, таких как «Европейский» и «Атриум», арендные ставки остались на прежнем уровне. Максимальные значения составляют 700 тыс. рублей и выше за место размещения в месяц.

При этом стоит отметить, что в качественные торговые центры на хорошие локации не так просто попасть: существуют листы ожидания.
Зато в некачественных и районных торговых центрах ситуация кардинально другая. Здесь можно арендовать место 10 м2 за 40 тыс. рублей в месяц. И, кстати, посещаемость и продажи в таких центрах восстановились до докризисных показателей.

Спрос есть!
По-прежнему есть ретейлеры, которые активно развиваются и постоянно ищут места размещения. К ним относятся:
— разливная парфюмерия;
— мини-кофейни формата «кофе-с-собой»;
— табачные изделия и электронные сигареты;
— мобильные аксессуары и гаджеты;
— продажа косметики;
— оптика (готовые очки);
— сезонные товары.

В то же время значительно сократились запросы от:
— продавцов ювелирных изделий;
— операторов сотовой связи.

Строгие требования
Качественные торговые центры по-прежнему выдвигают строгие требования к островам. Основное — это требование к высоте острова: она не должна превышать отметку 1,2 м.

В сетевых торговых центрах ретейлерам предложат концепцию торгового оборудования (концептуальное торговое оборудование), которое они хотят видеть. И кстати, при всех запросах потенциальных арендаторов интересует: предоставляется ли оборудование торговым центром? Торговым центрам нужно об этом задуматься и все-таки рассмотреть опыт девелоперов США, где у торговых центров есть собственное специализированное оборудование для малоформатной торговли.

Почему все так плохо
Нынешний упадок островной торговли обусловлен прежде всего отсутствием поддержки от государства и огромными расходами предпринимателей на налоги, патенты, содержание работников, кассы и кассовое обслуживание по сравнению с доходами, которые они могут сейчас получить.