Только за прошлый год в России образовалась мусорная куча весом 7,3 млн тонн, что почти на 17% больше, чем годом ранее. Утилизировать удалось чуть больше половины. А общий вес промышленных и бытовых отходов, накопленных в нашей стране к данному моменту, оценивается в 40 мдрд тонн (это вес стада взрослых слонов, в котором 6 млрд особей, или 860 тыс. «Титаников»).
Исправить ситуацию должна реализация национального проекта «Экология», частью которого является мусорная реформа, стартовавшая в стране 5 лет назад. Задача максимум — к 2024 году увеличить долю перерабатываемого мусора с 7 до 36%. Для этого потребуется 200-300 млрд рублей инвестиций.
Кое-что уже удалось сделать: во многих регионах созданы операторы по обращению с отходами, запущены программы раздельного сбора мусора, создаются новые полигоны и мусороперерабатывающие заводы. Но проблем пока больше, чем достижений, а частных инициатив больше, чем государственных. О том, как в таких непростых условиях производители и ретейлеры решают мусорные проблемы, шла речь на конференции «Мусоропереработка и рециклинг в экосистеме «производство — ретейл — покупатель», организованной MarketMedia при поддержке Санкт-Петербургской бизнес-ассоциации и компании «JTI Россия».
Хайп пройдет — результат останется
Свою оценку ситуации с мусорной реформой дал Константин Рзаев, президент ГК «Экотехнологии», которая занимается мусорной темой уже 15 лет. «Прогресс налицо. Если 5 лет назад мы приходили к главам регионов и операторам мусорного рынка с разговором про «раздельный сбор», многие даже не желали с нами здороваться. Сейчас раздельный сбор стал модной, даже хайповой темой. И это хорошо. Потому что хайп пройдет, а результат останется», — говорит он.
Развитию мусорной реформы, по его мнению, мешает ситуация с региональными операторами. «Многие из них потерпели фиаско. Думали, что статус — это гарантия миллиардных прибылей на долгие годы, а на деле оказалось, что это миллиардные убытки (накопленные на данный момент долги операторов оцениваются в 14-23 млрд рублей). Проблема в том, что принятые в стране тарифы слишком малы для того, чтобы мы жили в чистоте. Они в 20-40 раз меньше, чем в Европе. И изменить их крайне сложно. У операторов не хватает денег даже на операционную деятельность, не говоря уже о строительстве инфраструктуры, которая создана лишь на 50% от плана», — пояснил Константин Рзаев.
Ситуация оказалась настолько серьезной, что в мае Минприроды РФ предложило снова использовать закрытые мусорные полигоны. «Это была сенсация, особенно для тех бизнесменов, которые вкладывали деньги в строительство новых площадок и рассчитывали на этом зарабатывать», — говорит Константин Рзаев.
Как торговые сети превращают отходы в доходы читайте здесь.
Еще одна проблема заключается в том, что министерства долго не могли решить, кто из них в мусорной реформе будет главным. «Темой занимались Минпромторг, Минприроды, Минстрой и ЖКХ. В итоге они создали Российского экологического оператора (ППК РЭО). Но недавно главу этой структуры уволили. И кто встанет у руля — пока не ясно», — говорит он.
Серьезные баталии, по его словам, разворачиваются вокруг темы о расширенной экологической ответственности производителей. «Только отбились от экологического налога, который хочет контролировать Минфин через ФНС, как возникли дебаты о 100%-ном нормативе утилизации отходов, распределении денег и о том, кто будет главными плательщиками экосбора. Крайними хотят сделать производителей упаковки — с их помощью государство хочет добрать на реформу 130 млрд рублей, не учитывая, что таких компаний на рынке меньше, чем производителей товаров», — пояснил Константин Рзаев.
Все это, по его словам, происходит на фоне нарастающей истерики о вреде пластика. «Появляются даже предложения продавать, например, шампуни в розлив, чтобы люди приходили в магазины со своими банками. Мы не против. Но выгоднее все-таки правильно собирать и утилизировать пластиковую упаковку и пакеты (мы это делаем уже несколько лет) и соответствующим образом воспитывать людей, чтобы они занимались сортировкой мусора», — говорит он.
Константин Рзаев напомнил, что его компания за последние 4 года совместно с партнерами запустила проекты по раздельному сбору отходов в 50 городах (у нее в партнерах 110 из 250 российских региональных операторов), установила там более 6 тыс. контейнеров и провела 20 тыс. экоуроков в 60 российских школах и вузах. «Практика показывает, что можно установить сколько угодно контейнеров и фандоматов. Но, если нет культуры обращения с мусором в обществе, толку от этого не будет», — заключил он.
Михаил Василенко, советник губернатора Ленобласти, отметил, что проблема в том, что в больших и средних городах России проблематика разная. И нет возможности взять кальку реформы и наложить ее на все регионы одновременно. «Надо вести разъяснительную работу для населения по всем фронтам. Иначе мы все время будем на стороне проигравших. Из-за того, что в теме много непонимания, возникает мощный зеленый рэкет — люди уже начинают на этом зарабатывать, что недопустимо», — говорит он.
Что касается тарифов, то, по мнению Михаила Василенко, народ готов к повышению тарифа в 2-3 раза. «Но он должен понимать, за что платит», — уверен он.
Как шеринг вещей помогает заботиться об экологии читайте здесь.
С коллегой согласилась заместитель председателя комитета по экологии «Деловой России» Наталья Беляева: «Вопросов в мусорной реформе пока больше, чем ответов. За ответами люди идут в органы власти». Она напомнила, что Петербург пока в мусорную реформу не вошел. «С одной стороны, это плюс — у нас есть время посмотреть по сторонам и поучиться на чужих ошибках. С другой — у нас много фрустраций. Да и бизнес региона нуждается в четких правилах игры для планирования работы. А экология в современном мире — серьезный инструмент конкурентной борьбы», — добавила она.
«К сожалению, сейчас в Петербурге нет человека, с которым можно было бы решать мусорные вопросы. Все наши стоны бизнеса уходят в пустоту. ЗакСы Петербурга и Ленобласти здесь ничего сделать не могут», — заключил председатель Региональной общественной организации по защите окружающей среды «Экологическое сообщество» Сергей Санне.
С заботой о соседях
Не дожидаясь прорыва в мусорной теме на государственном уровне, многие производители и продавцы стали запускать локальные экологические программы по собственной инициативе. Например, директор по охране труда и окружающей среды фабрики «Петро» (JTI) Юлия Андреева рассказала, что за последние 5 лет фабрика «Петро» инвестировала более $15 млн в экологические проекты. В результате потребление энергии на фабрике снизилось на 15%, более 70% всех фабричных отходов подвергается переработке, а их образование сократилось на 29%.
Два года назад JTI подписала «Зеленый кодекс» и взяла на себя обязательства по снижению выбросов углекислого газа, минимизации потребления электроэнергии и воды, а также сокращению объемов промышленных отходов и развитию их сортировки.
Подробнее об экологических инициативах JTI читайте здесь.
«У нас принята глобальная стратегия устойчивого развития, где большое внимание уделено экологическим вопросам. В результате ее реализации к 2030 году JTI планирует снизить на 35% выбросы парниковых газов, на 15% — потребление воды, на 20% — образование отходов, что весьма амбициозно», — пояснила она.
По ее словам, компания смотрит на проблему экологии комплексно и уже обсуждает с поставщиками инициативу по сокращению использования промышленной упаковки. «Картонные короба не сдаем в макулатуру, а вторично используем. Также мы многократно используем поддоны», — сообщила Юлия Андреева и добавила, что, поскольку места на самом заводе «Петро» для сбора и сортировки отходов нет, партнер фабрики создал специальную площадку неподалеку.
Между тем по собственной инициативе компания инициировала раздельный сбор отходов среди сотрудников и проводит волонтерские экологические акции: с 2011 года сотрудники фабрики участвуют в мероприятиях по уборке пляжей и парков Петербурга, по озеленению территорий. «Мы создаем благоприятную среду для себя и тех, кто рядом. Такова наша политика добрососедства и наша социальная ответственность», — заключила Юлия Андреева.
Мир без пластиковых трубочек
Существенных экологических успехов добилась и компания Unilever. Как рассказала Елена Пулина, инженер по охране окружающей среды «Юнилевер Русь» (филиал в Петербурге), сейчас в переработку попадает только 10% упаковки компании, остальное приходится сжигать или захоранивать. «Мы хотим к 2025 году полностью перейти на упаковку, которая перерабатывается. И минимум 25% переработанной упаковки использовать вторично. Это позволит сократить объем используемого компанией пластика на 100 тыс. тонн в год и снизить применение первичного пластика в упаковке на 50%», — сообщила она.
Компания, по ее словам, уже сократила вес пластиковой упаковки (только за счет дизайна — без уменьшения объема содержимого) и начала выпуск продукции в таре вторичной переработки. «А еще мы закупили и установили 14 фандоматов. Собираем с их помощью не только свою упаковку, но и упаковку других брендов. Люди, которые ее сдают, получают скидки на нашу продукцию. С августа по ноябрь в фандоматы сдано 13 тыс. бутылок и флаконов. С точки зрения экономики для нас невыгодно. Но это инвестиция в имидж компании», — добавила она.
Как ретейлеры зарабатывают на экологическом тренде читайте здесь.
По данным менеджера по корпоративным отношениям в западном регионе Danone Анастасии Афониной, в России 20% упаковки сделано из пластика. «Наша доля — 0,2% от общего рыночного объема этого мусора. Процент, казалось бы, небольшой, но если в тоннах — очень внушительная цифра», — говорит она. По словам Анастасии Афониной, 45% упаковки Danone сделано из пластика. Из них 75% — это пластик, который можно перерабатывать. «Наша цель — уже в 2020 году использовать 30% вторсырья. Пока используем около 20%. К сожалению, пока нет технологии по 100%-ной переработке пищевого пластика. Но наука не стоит на месте, и мы на нее надеемся», — говорит она.
Анастасия Афонина напомнила, что в 2021 году в Европе запретят пластиковые трубочки. «Мы уже сейчас придумываем, чем их заменить. Возможно, сделаем их съедобными», — рассказала она. А еще Danone обратил внимание на тему органических отходов. «Мы инициировали проект со школой Сколково по изучению рынка пищевых отходов страны. Хотим создать дорожную карту для решения этой проблемы для всех участников рынка. А пока сотрудничаем с фондом продовольствия «Русь», куда безвозмездно передаем продукты для малоимущих (за год в этот фонд поступают продукты примерно на 1 млрд рублей). К сожалению, благотворители вынуждены платить за это налог в бюджет. Это сдерживает развитие инициативы», — пояснила она.
В свою очередь Анна Алексеева из компании UPM Raflatac, которая производит бумагу, целлюлозу, фанеру, а также самоклеющиеся материалы, в том числе этикетки, рассказала, что столкнулись тем, что в России никто не занимается переработкой подложек от этикеток. А этого сырья образуется огромное количество. «Мы начали его собирать и вывозить на переработку в Германию, где есть соответствующая технология превращения подложек в бумагу для журналов и новые подложки. Экономика этого процесса танцует вокруг нуля. Но он позволяет нам рубить меньше деревьев. Таков наш вклад в сохранение экологии», — говорит она. Масштабировать эту историю, по словам Анны Алексеевой, сложно, поскольку очень трудно собирать и хранить сырье. «Для этого нужны усилия и производителей, и ретейлеров», — говорит она.
Коллегу поддерживает инженер по экологии и охране труда ООО «КиилтоКлин» Олеся Лаврентьева. «У нас тоже проблемы с утилизацией подложки. Она составляет треть от наших отходов. Это примерно 5 тонн в год. Нам очень нужен партнер по накоплению и переработке этого мусора. Но, поскольку мы его генерируем не очень много, нам сложно заинтересовать крупных игроков», — объясняет она.
Интервью управляющего сервисом iGooods Григория Куниса читайте здесь.
А управляющий и сооснователь сервиса iGooods Григорий Кунис озвучил идею, которая может произвести революцию в раздельном сборе мусора. «Мы все знаем, что у потребителя образуется много отходов дома. А мы этому потребителю каждый день курьерами доставляем из магазинов продукты и товары. Сейчас делаем 90 тыс. доставок в месяц (60 тыс. из них — в Петербурге). Через год их будет в 3 раза больше. Так вот, идея в том, что наши курьеры могут одновременно забирать у людей мусор и доставлять его в пункты раздельного сбора в гипермаркетах. Они же могут разъяснять людям, как надо сортировать мусор», — сообщил Григорий Кунис. iGooods, по его словам, на этом сервисе зарабатывать не собирается. «Но курьеров придется в этой работе заинтересовать рублем, иначе они будут просто выкидывать мусор в ближайшую помойку. Поэтому мы ищем партнеров для запуска этой темы», — заключил он.