В 2015 году было принято Парижское соглашение по климату, в котором установлен лимит на повышение глобальной средней температуры не более чем на 2°С. Но повышение идет более высокими темпами. В этом году к 1 августа мы уже выработали все ресурсы, которые были положены на весь год. В прошлом году — только в сентябре. Это означает, что ресурсы нашей планеты конечны. Человечество потребляет материальные блага безответственно. Несмотря на это, наша компания с оптимизмом смотрит в будущее. В прошлом году мы опросили 14 тыс. человек в 14 странах, и 90% из них сказали, что они готовы менять свои привычки, чтобы меньше вредить планете. Это вселяет в нас оптимизм. Но возникает вопрос: почему же они ничего не делают?

Мы задавали этот вопрос нашим респондентам. Кто-то просто не знает, что делать, кто-то не уверен, что его действия могут принести результат, кто-то считает, что это слишком сложно или слишком дорого. А в России многие респонденты указывают на отсутствие необходимой инфраструктуры. Многие люди, отвечая на вопросы нашей анкеты, говорили о том, что не хотят производить большое количество мусора. Они хотят быть социально и эмоционально причастны к каким-то масштабным полезным действиям, хотят быть частью этих изменений. Именно поэтому эта цифра — 90% людей, готовых меняться, — очень важна для нас. Это значит, что люди хотят поступать правильно. Нужно только подсказать им правильное направление.

Аренда мебели
Наша стратегия устойчивого развития в Ingka Centres основывается на трех понятиях. Первое из них — экологичный образ жизни. Второе — цикличное развитие и позитивное влияние на технологии. Несколько лет назад мы приняли решение о покупке мощностей по ветровой генерации. Сейчас мы один из крупнейших производителей ветровой и солнечной генерации в нашем сегменте, наш энергобаланс равен нулю. Мы действительно хотим стать первой компанией в области использования цикличных технологий и уделяем большое значение их развитию. Речь о ремонте вещей, которые у вас есть, о повторном использовании, совместном владении, переработке того, что людям больше не нужно. Например, мы решили сдавать мебель в аренду. Если для вечеринки или для разового мероприятия нужно 200 стульев, почему бы нам не помочь вам и не предоставить эти 200 стульев. Почему бы нам не организовать такую услугу? (Пилотный проект по лизингу мебели стартовал в феврале 2019 года в Швейцарии, затем в Нидерландах, Швеции и Польше. На первом этапе столы и стулья сдают в аренду только корпоративным клиентам. Сервис аренды мебели планируют запустить в 30 странах в 2020 году, в том числе в России. — Ред.)

Третье — справедливость и равенство. Мы должны стать ближе к обществу и работать вместе с ним над решением проблем. Несколько лет назад IKEA начала сотрудничать с Фондом дикой природы ООН. И мы задумались, каким образом можем сократить потребление воды и использование пестицидов в сельском хозяйстве. Посмотрели на объем хлопковой продукции, которую мы продаем: полотенца, постельное белье. И нам удалось достичь этой цели. Мы стали первой компанией, которая в 2 раза снизила потребление воды, пестицидов и удобрений при производстве хлопка. Мы не только сократили влияние на окружающую среду, но и помогли фермерам стать более прибыльными.
Этим технологиям есть место на каждой цепочке создания стоимости продукта, и я говорю не только о продуктах, но и о бизнес-моделях.

Какие торговые сети в России запустили программы по утилизации, читайте здесь



IKEA не только производит и продает продукцию. Мы транспортируем ее на палетах — деревянных поддонах, которые весят примерно 25 кг и имеют высоту 15 см. Один из наших основателей спросил, можем ли мы делать их из бумаги. Тогда все его высмеяли, сказав, что это невозможно. Но он настоял на своем. Теперь мы делаем картонные палеты, и весят они не 25 кг, а 5 кг. Это означает, что 20 кг на каждом поддоне нам доступно для транспортировки продукции. Мы экономим большое количество транспортных рейсов, потому раньше палеты нужно было возвращать, но теперь в этом нет необходимости, потому что палеты из бумаги перерабатываются.

Фрикадельки для вегетарианцев
По статистике, треть производимой в мире еды уходит в отходы. Но при этом 25% выбросов парникового газа приходится на сельское хозяйство и производство еды. И именно наше с вами потребление стоит за этими цифрами. Сейчас есть тренд на осознанное потребление, например дни без мяса. В IKEA мясные фрикадельки — один самых популярных продуктов. Но, когда мы ввели два новых типа мясных шариков: из куриного мяса и из овощей, эти продукты тоже стали нашими бестселлерами. В прошлом году кроме обычных хот-догов мы стали продавать вегетарианские, они разлетались как горячие пирожки. Они очень нравятся нашим клиентам. Задумавшись об экологичности, мы открыли для себя совершенно новую область бизнеса. В Швеции в нашем магазине в Мальмё мне сказали, что треть хот-догов, которые они продают, — вегетарианские. Мы сейчас работаем над расширением этой линейки, постепенно уходя от продуктов животного происхождения. И мы ищем новые рецепты и новые блюда, которые бы могли предложить нашим посетителям.

IKEA запустила проект «городская ферма» — мы сами выращиваем салат-латук в контейнерах на своих площадках на компосте из наших отходов. Начинали с двух магазинов в Швеции. Таким фермам нужна в 2 раза меньшая площадь, они тратят на 90% меньше воды по сравнению с обычным сельским хозяйством. Нет необходимости в транспортировке, потому что это все растет в Ingka Centres или магазинах IKEA. По цене этот салат сопоставим со стоимостью экологически чистого салата, который можно купить в супермаркете, или чуть дороже. Но для нас вопрос цены не имеет первостепенного значения. Мы ищем инновационные способы экологического производства. Мы запустим пилотный проект «городской фермы» в России на площадке «МЕГА» в Новосибирске. Решили, что если в таких сложных климатических условиях, как в Сибири, что-то вырастет, то вырастет везде.

О том, как ИКЕА работает с персоналом, читайте здесь



Я работаю в IKEA с 2007 года. Основатель IKEA Ингвар Кампрад создал компанию, чтобы сделать жизнь людей лучше. Мне нравится эта цель, и именно вокруг нее сосредоточена наша работа. В этом контексте мы рассматриваем наших покупателей и так относимся к нашим сотрудникам. Сейчас у Ingka Group в России 14 ТЦ «МЕГА» и 15 магазинов IKEA, 367 магазинов в 30 странах мира, к нам приходит 830 млн посетителей в год. На сайте 2,5 млрд посетителей в год. Мы стараемся использовать наше влияние на всех этих людей, чтобы заставить их изменить свои привычки.

По мотивам выступления в Институте «Стрелка» с лекцией «От эго к эко: меняя мышление»