2019 год стал настоящим прорывом по количеству запущенных проектов по сбору упаковки, тары и вторсырья для последующей переработки в торговых сетях. Сразу насколько крупных сетей, лидеров рынка российского рынка FMCG, объявили о создании таких программ в партнерстве с производителями пива, косметики и бытовой химии.

Сдай бутылку в обмен на скидку
В июне на ПМЭФ-2019 X5 Retail Group и Unilever подписали соглашение о запуске совместной программы по установке в магазинах Х5 фандоматов — устройств по приему использованной пластиковой тары для последующей переработки. «Пилотный проект с компанией Unilever стартует в июле-августе этого года в Москве. В его рамках мы намерены отработать схему приема пластиковой тары, что позволит активнее использовать эту технологию в будущем», — пояснили в пресс-службе X5 Retail Group. Компания хочет стимулировать потребителей к раздельному сбору отходов для их дальнейшей переработки. «Планируется, что покупатели, сдающие пластиковую тару в фандоматы, будут поощряться скидкой на покупку продукции компании Unilever. Мы надеемся, что эта технология сбора пластиковой тары будет активно использоваться», — уточнили в X5.

Похожую программу по установке автоматов для сбора алюминиевых банок и ПЭТ-бутылок от 0,25 до 2 литров запускает ретейлер «Магнит» вместе с пивоваренной компанией AB InBev Efes. В «Магните» сообщили, что протестируют сбор использованной тары в супермаркетах в Москве, Красногорске и Краснодаре с июня по сентябрь 2019 года, после чего примут решение о дальнейшем развитии проекта.

О смене руководства  в "Магните" читайте здесь 




В сети «Лента» уже стоят 11 аппаратов по приему ПЭТ и алюминиевых банок в Петербурге. Еще два устройства установлены в Ярославле и Видном (Московская область). С начала 2019 года в них было собрано около 90 тыс. единиц тары, сообщила MarketMedia Мария Филиппова, руководитель службы по связям с общественностью и государственными органами «Ленты».

Сеть «ВкусВилл» принимает использованную тару уже год в 12 своих торговых точках. По словам менеджера экологических проектов компании «ВкусВилл» Александра Цыганкова, с каждого аппарата, установленного в магазинах сети, собирают 1300 бутылок в месяц. Сейчас ретейлер пытается привлечь партнера, чтобы увеличить количество пандоматов и расширять географию их установки. «Это может быть производитель напитков или любых других товаров, которому нужно отчитываться перед государством за утилизацию упаковки. Или завод-переработчик, который заинтересован в сырье. Да на самом деле любой бренд, который вместе с нами разделяет идеи экологичности и готов вкладывать свои средства в такие проекты», — уверен Александр Цыганков.

«Во многих европейских странах государство создало правила игры, все производители обязаны собирать тару. В России нормативы утилизации не 100%, а значительно меньше — от 0 до 20%. У производителя есть выбор: собирать свою тару для утилизации или заплатить экологический сбор. Сумма экологического сбора не покрывает расходов на раздельный сбор и переработку, поэтому многие компании предпочитают заплатить эти деньги и не связываться с программами утилизации», — объясняет низкий интерес к этой теме председатель правления Ассоциации «РазДельный Сбор» Татьяна Нагорская.



Экологи настаивают, что приоритетом для торговых сетей должно стать предотвращение появления отходов. «Лидеры рынка, крупные торговые сети, продают больше миллиарда пластиковых пакетов в год. Затем тонны этого пластика оказываются на свалках. Безотходный товарооборот — вот то, к чему нужно стремиться торговым сетям. А не сначала продавать покупателям вместе с едой мусор, а потом пытаться его как-то собирать и частично перерабатывать», — категоричен эксперт проекта «Ноль отходов» Greenpeace Александр Иванников.

Все опрошенные MarketMedia ретейлеры заявили, что ничего не зарабатывают на сборе вторсырья для утилизации. В лучшем случае такие программы для них «экономически нейтральны», в худшем обходятся в миллионы рублей в год. Так, например, установка одного аппарата по сбору бутылок стоит около 400 тыс. рублей.

«Пока истории сбора упаковки для переработки — это истории для имиджа, бизнеса в этом нет. Потратиться на целых шесть пандоматов на крупную торговую сеть — это не создание системы по раздельному сбору мусора, это фигня. КПД от этих программ уже очевиден для многих», — уверена заместитель председателя комитета по природопользованию и экологии «Деловой России», руководитель юридической компании «Дельфи» Наталья Беляева.

По ее словам, из-за особенностей российского природоохранного законодательства сбор использованной тары — довольно рискованный шаг для продовольственных магазинов. «Аппараты для сбора бутылок стоят в торговой зоне рядом с продуктами питания, где запрещена деятельность по обращению с отходами. Тара, какой бы чистой или грязной она ни была, с точки зрения контролирующих органов относится к отходам. После накопления эти отходы нужно извлекать. Где это происходит — в торговом зале, где рядом продается детское питание, молоко, кефир, яйца? Это бомба замедленного действия, опасность которой пока никто не сознает. Любая проверка Роспотребнадзора может закончиться штрафами или даже закрытием торговой точки», — прогнозирует эксперт.

Утилизация техники
Для продавцов электроники таких рисков нет. В этом году группа «М.Видео-Эльдорадо» перешла от кратковременных акций по сбору и утилизации старой техники к сбору отработавшей техники на постоянной основе. «Акции популярны среди клиентов, так как, с одной стороны, они позволяют получить скидку на новое устройство, а с другой — ответственно подойти к защите окружающей среды», — объясняет представитель сети Валерия Андреева.

В 2018 году «М.Видео-Эльдорадо» собрали 250 тыс. единиц устаревшей или пришедшей в негодность техники объемом около 20 тыс. м3, чаще всего на утилизацию сдают мобильные телефоны, чайники, стиральные машины, телевизоры и утюги. Наиболее востребованной акция оказалась у покупателей из Москвы, Петербурга, Казани, Новосибирска и Нижнего Новгорода. Собранную в магазинах или вывезенную у клиентов электронику сети передают партнерам-утилизаторам, которые ее разбирают и превращают во вторсырье.
Пилотный проект по постоянному сбору реализуют совместно с ассоциацией «СКО Электроника — Утилизация» в Санкт-Петербурге, до конца года его планируют расширить еще на шесть городов, включая Москву, а в течение 2 лет — развернуть на все города присутствия. «Все партнеры-утилизаторы проходят аккредитацию, а специальное ПО позволяет отслеживать весь путь техники — от приема в магазине до переработки. После полномасштабного запуска на все города присутствия постоянно действующей утилизации мы планируем выйти на собираемый объем техники до 20 тыс. тонн в год», — подчеркивает Валерия Андреева.

Тонны лампочек и батареек
Свою программу утилизации готовит diy-ретейлер Leroy Merlin. «У нас есть желание развивать ряд проектов, связанных с социальной ответственностью, экологические проекты, в частности раздельный сбор мусора. Мы будем тестировать в нескольких магазинах Москвы сбор мусора после ремонта», — заявлял в конце июня Венсан Жанти, генеральный директор «Леруа Мерлен Восток» (цитата по ТАСС). Leroy Merlin уже начал принимать в московских магазинах на переработку лампочки и батарейки, которые относятся к опасным отходам. Следующий шаг — сбор у покупателей остатков краски и прочего строительного мусора.

О том, как "Леруа Мерлен" работает с отзывами потребителей читайте здесь



Пионером по сбору перегоревших лампочек и использованных батареек, а также домашнего текстиля на российском рынке стал шведский мебельный гигант ИКЕА. Сервисы по сбору вторсырья для переработки работают во всех 14 городах, где есть ИКЕА.
«Интерес к сервисам обычно пропорционален размеру города. Конечно, самое большое количество мы собираем в Москве и Санкт-Петербурге. При запуске сервиса по приему домашнего текстиля (на тот момент мы принимали только постельное белье) был непропорционально высокий отклик в Санкт-Петербурге», — рассказала руководитель по устойчивому развитию ИКЕА в России Наталья Бенеславская. За 2018 год было собрано свыше 20 тонн ртутных ламп, почти 46 тонн батареек и около 42 тонн текстиля.

«По данным исследования, которое мы проводили среди жителей России в 2018 году, до 88% россиян хотели бы воспользоваться сервисами, помогающими развивать цикличную экономику (шеринг, сервисы по приему старых вещей, ремонт и т.д.). Наши сервисы по приему батареек, лампочек и домашнего текстиля являются подтверждением этих данных. Мы получаем очень положительные отклики и благодарности за открытые сервисы. Покупатели в России видят ИКЕА как компанию, которая заботится о людях и планете», — говорит Наталья Бенеславская.

О том, как ИКЕА работает с персоналом, читайте здесь




«Сейчас покупатели становятся более требовательными, их волнует экологический след от собственных покупок. Именно это становится драйвером в торговле — социальный запрос людей на более ответственное и устойчивое потребление. Тренд на экологические проекты у торговых сетей появился — у кого-то раньше, у кого-то позже», — констатирует Александр Иванников.

Новая жизнь туфель
Примеры запуска экологических проектов есть у продавцов одежды и обуви. Так, в апреле этого года сеть обувных магазинов Rendez-Vous начала принимать старую обувь в своих торговых точках сначала в Москве, а затем и в Подмосковье, Твери и Санкт-Петербурге. За каждую сданную пару выдают купон на скидку на следующую покупку в 500 рублей. С начала запуска акции было собрано более 17,2 тыс. пар туфель, кроссовок, ботинок и сандалий.  Собранную обувь передают на Дмитровский завод РТИ, который занимается утилизацией резиновых отходов и производит покрытия для стадионов, кортов и детских площадок. В июле ставшую ненужной обувь начнут принимать курьеры, которые занимаются доставкой заказов из интернет-магазина Rendez-Vous.

Одним из первых на российском рынке принимать на утилизацию вышедшие из моды вещи стал шведский ретейлер H&M, который запустил всемирную инициативу по сбору одежды в 2013 году. В 2016 году начали менять ненужные вещи на скидку на новую покупку сначала 10%, затем ее увеличили до 15 % в магазинах Monki (бренд принадлежит H&M).

Собранные вещи обещают сортировать: одежду в хорошем состоянии передавать в секонд-хенды, а то, что уже нельзя носить, идет на переработку в текстильные волокна для амортизирующих и изоляционных материалов. Сообщалось о цели H&M к 2020 году увеличить количество собираемой одежды до 25 тыс. тонн в год. Но пару лет назад большой резонанс получил материал The Guardian о том, что всего 1% собранной одежды идет в переработку, большую часть сжигают. Затем шведский телеканал SVT выяснил, что H&M тоннами сжигает не только вторсырье, но и нераспроданные вещи из своих новых коллекций.

Оказалось, что экологическая инициатива — не более чем удачный маркетинговый ход, призванный стимулировать продажи за счет предоставления скидки на новую покупку при сдаче ставшей ненужной одежды. В головном офисе H&M к моменту выхода статьи на запрос не ответили.

О зеленых технологиях в строительстве торговых центров читайте здесь