Зеленый тренд, появившийся на рынке 5 лет назад, быстро набирает силу. По данным Всемирной ассоциации экомаркировки, за последние 5 лет рост продаж экопродуктов в Европе вырос на 65%. В том числе во Франции — на 90%, в Германии и Италии — на 84%, в Испании — на 78%.

Россия пока отстает от лидеров, но тем не менее находится в тренде. Причем зеленая инициатива исходит от потребителя, а производители и ретейлеры вынуждены на нее реагировать.

Ответственное потребление
По данным «Ромир Мониторинг Стандарт», за последние 5 лет в России число покупателей полезных для здоровья продуктов с пометками Fitnes и BIO выросло на 11%. «Число россиян, которые считают, что продукты должны быть полезны, составляет 38%. А переплачивать за экологически чистые продукты готовы уже 35% покупателей», — говорит генеральный директор «Ромир Мониторинг Стандарт» Ольга Горелова. По статистике Nielsen, 12% покупателей в России уже выбирают продукцию по критерию экологичности.



Так же серьезно потребитель нового поколения относится к теме социальной ответственности. Эта тема, по данным «Ромир», важна для 26% молодых россиян и входит в пятерку важнейших ценностей наравне с семьей, безопасностью, достатком и оптимизмом. «Покупатель смотрит, что за бренд он покупает. Ему важно, чтобы при выпуске продукта ни одно живое существо не пострадало. Чтобы не был нанесен ущерб природе. Только по этой причине за последние 5 лет в нашей стране количество целлофановых пакетов в продаже уменьшилось на 11%», — говорит Ольга Горелова.

Для сравнения: в соседней Эстонии уже вся упаковка, включая полистирол, передается на переработку, а ретейлеры предлагают покупателям многоразовые альтернативы: сумки, мешочки для фруктов и овощей. «Мы тоже к этому придем», — уверена директор Экологического союза Юлия Грачева.

С заботой о природе
Современный потребитель смотрит и на то, как относятся к природе ретейлеры: есть ли у них экологические сертификаты и программы по оздоровлению окружающей среды. Те компании, которые уделяют этой теме внимание, могут рассчитывать на большую лояльность потребителей. «57% опрошенных россиян заявляют, что для них «чрезвычайно» или «очень важно», чтобы компании осуществляли программы по защите окружающей среды», — сообщили эксперты Nielsen.

Минувшим летом целая группа российских ретейлеров (две трети основных участников рынка продуктового ретейла и почти половина представителей сегмента техники и электроники) подписали Меморандум об устойчивом развитии и совершенствовании экологических практик при поддержке Всемирного фонда дикой природы (WWF). Среди них Х5 Retail Group, «Магнит», «Азбука вкуса», «Лента», «ВкусВилл», Wildberries, «М.видео-Эльдорадо», «Снежная королева», «Утконос» и др.

За счет каких продуктов обеспечивается экоассортимент(% от общего количества)

«Наша цель — снизить негативное воздействие на окружающую среду и не допустить гринвошинг (внедрение экологически неустойчивых практик производства и потребления)», — заявил директор по природоохранной политике WWF России Евгений Шварц. По его словам, участники меморандума будут следовать принципам устойчивого развития в своих бизнес-стратегиях, снижать нагрузку на окружающую среду, привлекать внимание потребителей к товарам, произведенным без ущерба экосистемам.

«Более 10 лет назад мы отказались от пластиковых пакетов в магазинах «М.видео», заменив их бумажными, регулярно проводим акции по сбору и правильной утилизации старой техники. Теперь сможем увеличить масштаб экологических практик», — заявлял президент группы «М.видео-Эльдорадо» Александр Тынкован. А представитель X5 Retail Group на ПМЭФ-2019 рассказал, что компания отправляет на переработку 100% пластика, картона, бумаги и других видов непищевых отходов, которые образуются в магазинах сетей в процессе торговли. «А еще развиваем предложение многоразовой упаковки», — отметил он.

«Петро» и «Зеленый кодекс»
Производители товаров тоже не отстают от ретейлеров. Например, в Петербурге c 2017 года действует так называемый «Зеленый кодекс» — программа, которая объединяет экологически ответственные компании. Ее инициатором выступила фабрика «Петро» компании JTI, которая вместе с пивоваренной компанией «Балтика» стала одним из первых подписантов кодекса.

Сегодня в программу вступили уже 14 предприятий, в числе которых Mars, Unilever, Ariston, Groupe SEB (производство посуды и бытовой техники), Smurfit Kappa (производитель упаковки на основе бумаги) и другие. Эти компании внедрили у себя программы по снижению выбросов углекислого газа, минимизации потребления электроэнергии и воды, а также сократили объемы промышленных отходов и развивают их сортировку.

Акция по защите окружающей среды и посадке аллеи дерьев.
Акция по защите окружающей среды и посадке аллеи дерьев.Архив «ММ»
Акция по защите окружающей среды и посадке аллеи дерьев.
Акция по защите окружающей среды и посадке аллеи дерьев.Архив «ММ»
Акция по защите окружающей среды и посадке аллеи дерьев.
Акция по защите окружающей среды и посадке аллеи дерьев.Архив «ММ»
Акция по защите окружающей среды и посадке аллеи дерьев.
Акция по защите окружающей среды и посадке аллеи дерьев.Архив «ММ»
Акция по защите окружающей среды и посадке аллеи дерьев.
Акция по защите окружающей среды и посадке аллеи дерьев.Архив «ММ»
Акция по защите окружающей среды и посадке аллеи дерьев.
Акция по защите окружающей среды и посадке аллеи дерьев.Архив «ММ»
Акция по защите окружающей среды и посадке аллеи дерьев.
Акция по защите окружающей среды и посадке аллеи дерьев.Архив «ММ»
Акция по защите окружающей среды и посадке аллеи дерьев.
Акция по защите окружающей среды и посадке аллеи дерьев.Архив «ММ»


Как рассказала директор по охране труда и окружающей среды JTI в России Юлия Андреева, за последние 5 лет фабрика «Петро» инвестировала более $15 млн в экологические проекты. В результате потребление энергии на фабрике снизилось на 15%, более 70% всех фабричных отходов подвергается переработке, а их образование сократилось на 28%.

«Мы всегда были компанией, для которой вопросы корпоративной социальной ответственности — в приоритете. У нас принята единая глобальная стратегия устойчивого развития для всех подразделений JTI по всему миру, где большое внимание уделено экологическим вопросам. В результате ее реализации к 2030 году мы планируем снизить на 35% выбросы парниковых газов, на 15% — потребление воды, на 20% — образование отходов. Это амбициозно, но, учитывая, что занимаемся мы этой темой много лет, вполне достижимо», — говорит она. Юлия Андреева добавила, что компания смотрит на проблему экологии комплексно и уже обсуждает с поставщиками инициативу по сокращению использования промышленной упаковки. «Мы ведем диалог с поставщиками. Отходов в итоге будет меньше. Но это не делается быстро. Для ощутимого результата должно пройти время», — уточнила она.

Юлия Андреева подтверждает, что новое поколение потребителей смотрит на то, как ведет себя компания, насколько она социально ответственна. «И люди в этом смысле становятся все образованнее. Да и законодательные инициативы направлены на повышение информированности населения и его ответственности в вопросах экологии», — отмечает она. По словам Юлии Андреевой, фабрика «Петро» сама проводит акции по раздельному сбору отходов среди сотрудников.

«Ежегодно мы расширяем перечень отходов, принимаемых от сотрудников, — на недавно прошедшей акции мы собирали и текстиль, и жестяные банки, и покрышки. Число участников акции растет. На территории фабрики мы установили стационарный контейнер для сбора пластика. Но в целом по российскому рынку эксперименты не всегда успешны. И тут проблема не в сознательности людей, а в отсутствии механизмов по сбору отходов», — отмечает она.

Кроме того, «Петро» регулярно проводит волонтерские акции: с 2011 года сотрудники фабрики участвуют в мероприятиях по уборке пляжей и парков Петербурга, по озеленению территорий. «Летом этого года в лесополосе у ЖК «Балтийская жемчужина» мы собрали, отсортировали и вывезли 43 тонны строительного мусора. Акцию проводили вместе с районной администрацией и местными жителями. А в начале октября вместе с волонтерами фонда «Добрый город Петербург» мы высадили 50 саженцев дубов и черемухи на набережной Матисова канала. К мероприятию также присоединились активные жители района», — рассказывает Юлия Андреева.

«Мы создаем благоприятную среду для себя и тех, кто рядом. Такова наша политика добрососедства и наша социальная ответственность», — заключила она.