Мы управляем 24 ТЦ в 13 городах России. Это и ключевые для регионов объекты, и небольшие торговые комплексы. Это и проекты на стадии реконцепции, и моллы, где мы только что ее завершили. Мы посчитали, что во время карантина там функционировали 10-30% от общей арендной площади, а в локальных проектах — до 45%. Причем в регионах люди относились к пандемии легче и проще, чем в Москве. Если в столице посещаемость торговых объектов в апреле составляла лишь 10-20% от уровня апреля прошлого года, то в регионах — 20-37%, хотя в некоторых магазинах работали только шесть магазинов. В мае ситуация стала меняться в лучшую сторону, хотя пул работающих арендаторов остался прежним. Посещаемость месяц к месяцу в регионах составила уже 35-45%. А после 12 мая — до 50%.
Мы хорошо знаем свою целевую аудиторию в регионах. И понимаем, что, как только ТЦ разрешат работать полноценно, мы получим 70-75% от трафика прошлого года без дополнительных усилий. То есть наша главная задача — договориться с арендаторами и открыть максимальное количество магазинов. А активность оставшихся 25% покупателей зависит от работы УК с операторами ТЦ, от того, что люди увидят в торговом центре при первом посещении после карантина (ассортимент, безопасность, комфорт и др.).
На данный момент полностью заработали наши ТЦ в Москве и Улан-Удэ. Причем в столице Бурятии мы в первую же неделю получили посещаемость на уровне 83% по сравнению с докарантинным уровнем. А 17% аудитории мы потеряли, поскольку в регионе нет туристического потока. Но, по моему ощущению, региональные проекты вернут посещаемость на уровень прошлого года не позднее сентября, в худшем случае — к концу года.
Но кроме трафика работу ТЦ характеризует еще и денежный поток. А он зависит от товарооборота. Мы считаем, что по рынку к концу года он восстановится на 85-87%. А на докризисный уровень товарооборот арендаторов вернется во II квартале следующего года.
Если абстрагироваться от всего грустного, что случилось за последние 3 месяца, то можно увидеть, что сейчас открывается возможность произвести рестарт рынка — перестроить устаревшие ТЦ и включить в их состав функции, которые будут актуальны десятки лет. От точности прогноза зависит качество продукта. Если все правильно сделаем, вернем и потоки покупателей, и товарооборот. И они будут расти. С таким позитивом мы смотрим на выход из карантина.
Во время карантина мы не видели горизонт планирования и могли только гадать, как будут развиваться события. Но к открытию ТРЦ мы готовились с момента его закрытия. И делали это, исходя из рекомендаций Роспотребнадзора и собственного здравого смысла. Например, еще в марте мы купили облучатели и санитайзеры. Во время карантина в ТРЦ работали гипермаркет и еще 20 операторов. Мы постоянно держали руку на пульсе. Тем не менее многих наших арендаторов информация об открытии ТЦ застала врасплох. Для них выходные перед открытием были адские — люди не спали сутками, готовили свои магазины. Даже некоторые якорные арендаторы открылись с опозданием на 3-4 дня. Но в целом опыт запуска ТРЦ после карантина я считаю успешным. Почти все магазины открылись, потому что нам удалось договориться по аренде с партнерами. Есть, увы, магазины, которые не дожили до открытия. Но они были на грани еще до карантина. И есть печальные прецеденты закрытия сетей. Решение об этом принимали на глобальном уровне. Есть и новые открытия. На первой неделе у нас появилось три новых магазина.
Трафик в ТРЦ в течение первой недели вырос на 30% по сравнению с предыдущей, и его корреляция в продажи была высокая. Те посетители, которые раньше приходили просто погулять и поглазеть (таких до карантина было до 50%), теперь точно идут за покупками. Могу сказать, что аудитория соскучилась по шопингу и вернулась. Есть товары, например обувь, которые онлайн покупать неудобно. Поэтому обувные магазины сейчас делают огромные продажи: у некоторых операторов за первую неделю прирост оборота — 200%.
Радует, что прогнозы о том, что люди потеряют доходы и не смогут после карантина ничего покупать, пока не оправдываются. Возможно, это эффект отскока. Но очевидно, что многие граждане и на карантине продолжали работать и получать зарплату. То есть аудитория доход имела, а возможности тратить была лишена. И пока запрещены поездки в Европу, эти люди будут покупать товары в российских ТЦ. Мы связываем с этим большие надежды.
Теперь о проблемах, с которыми мы столкнулись после открытия. Главная из них — безответственные граждане, которые заходят в ТЦ в масках и перчатках и тут же их снимают. Это очень неприятно. Наши магазины таких покупателей не обслуживают. Вторая проблема — еда с фуд-корта. Там все операторы работают навынос. Но люди хотят съесть еду сразу. А мы не даем — просим выйти из ТЦ на улицу. Много недовольных. Но ничего не поделать — таковы правила. Третья проблема — очереди в магазины из-за ограниченного посещения. Но я уверен, что эта ситуация долго не продлится и мы скоро перейдем к нормальным моделям потребления.
Как "МЕГИ" выходят из карантина, читайте здесь.
Похоже, история с карантином заканчивается. Но сам экономический кризис только начинается. И это надо учитывать. И хотя курс доллара почти вернулся на докризисный уровень, а цена на нефть подросла, есть ощущение, что все это не надолго. На курс валюты ниже 80 рублей рассчитывать не стоит. А это влияет на себестоимость многих товаров.
Теперь по поводу ТЦ. Я согласен, что этот формат был, есть и будет. Но за время карантина потребитель прошел насильственное обучение покупкам в онлайне и понял, что это удобно и эффективно. Онлайн сделал гигантский шаг вперед и будет влиять на рынок сильнее, чем влиял до пандемии, — это факт. Многие компании получили опыт отгрузки большого объема товара, заказанного через Интернет. У нас до карантина онлайн составлял 1% в обороте, а сейчас — 7%. Но спрос онлайн падает. Люди возвращаются в ТЦ.
Правда, за время карантина розница потеряла большую часть капитала. И многие международные компании будут закрывать магазины, потому что им не на что делать следующие коллекции. Тем не менее всплеск продаж будет, особенно по тем группам товаров, которые неудобно было приобретать онлайн. Думаю, можно рассчитывать на возврат трафика и выручки на уровень 80-85% от докризисного уже в этом году. Но все будет зависеть от ТЦ и от региона. В Москве мы сейчас видим проседание торговли в центре города и в деловых районах. Зато на периферии заметно оживление. Но в целом люди пока опасаются общественных пространств.
Что еще? В рознице в ближайшее время будет мало новых открытий. А те магазины, что откроются, — это результат прошлогодних договоренностей ТЦ и ретейла. То есть старые рельсы, с которых не свернуть. Для новых же открытий у ретейла, потерявшего за карантин до 25% капитала, просто нет денег. А значит, ТЦ не стоит рассчитывать на очередь из арендаторов. Им придется договариваться с оставшимися. У нас сейчас есть твердые договоры с 80% ТЦ. Документы в процессе подписания. Но несколько магазинов мы, увы, закроем.
В мае мы открыли ряд магазинов одежды, в том числе H&M и Inditex, а также все детские магазины. И сейчас горизонт нашего планирования — до конца года. Уже во время карантина мы обсуждали с операторами не только платежи на время пандемии, но и условия работы после нее. Тут нам есть на что опереться, поскольку с 2005 года мы работаем на проценте с оборота и понимаем, какова доля каждого арендатора в бизнесе комплекса. С каждым ретейлером мы договаривались индивидуально. Иногда сталкивались с экстремизмом и хамскими письмами. Заявления типа «даем вам сутки на ответ» и другие жесткие формулировки не способствовали диалогу. Хорошо, что таких партнеров у нас меньшинство. С большинством мы все-таки нормально общались и договаривались. Сегодня мы готовы возобновить работу в полном объеме. Ни одно новое открытие у нас не сорвалось. Но теперь мы гораздо глубже анализируем бизнес арендаторов: не с точки зрения оборотов, а с позиции товарной матрицы, логистики, частоты поставок, закупок. У нас общее дело, и потому отношения должны быть прозрачными и честными.
Думаю, восстановление рынка начнется в сентябре, но при условии закрытия выезда за границу. Только в этом случае деньги, которые люди обычно тратили на отдых и путешествия, перетекут в потребительский сектор.
Что касается угроз для сектора ТЦ, то, на мой взгляд, главная из них — это трансграничная торговля. Нецивилизованное предложение интересных брендов через Интернет может сыграть печальную роль в судьбе российских моллов, особенно в регионах. В будущем ТЦ превратятся в культурные универмаги с соцкультбытом. А их девелоперы станут диспетчерами коммуникаций между операторами. Знание бизнеса и аудитории становится очень важным для жизни ТЦ. Советую коллегам погружаться в эти вопросы. Схоластика уже недопустима.
Как вышла из карантина сеть ТРК Cubus в Ленобласти, читайте здесь.
Люди возвращаются в ТЦ после карантина. Это главное. Но кризис только начинается. Да и коронавирус еще бродит по Европе. А значит, нам нельзя расслабляться. Кроме того, рынок торговой недвижимости сейчас находится на сломе тренда. Уходит в прошлое общество потребления. А на смену ему приходит общество управления временем, которое изменит роль ТЦ. Если сейчас ТЦ удовлетворяет 8% потребностей человека, то в новой парадигме он станет частью инфраструктуры, где человек живет, работает и отдыхает. И такие комплексы будут удовлетворять 96% потребностей людей. А девелоперы таких объектов получат значительно большую прибыль, поскольку будут получать процент и от развлечений, и от торговли, и от жилья, и от социальных объектов в составе МФК. Наши термы — такой проект с расширенным функционалом. И я советую коллегам обратить внимание на этот формат. Потому что за ним будущее.
Из выступлений на онлайн-конференции «Как вернуть былую славу: стратегии торговых центров», организованной Arendator.ru
Над материалом работала Наталья Ковтун