Наталья, все регионы переживают пандемию по-разному. Есть ли особенности карантинного режима в Ленобласти?
- Главная особенность в том, что регион разделен на три зоны – красную, желтую и зеленую. Там разные ограничения: самые серьезные – в красной зоне, самые легкие – в зеленой. Наши ТЦ в Выборге и Гатчине попали в красную зону, в Кингисеппе – в желтую, а в Волхове – в зеленую. Так что у нас получился полный «светофор».
Справка
Наталья Черняева родилась в 1977 году в Архангельской области. Окончила юридический факультет СПбГУ. Долгие годы была практикующим юристом. В 2015 году с партнером занялась созданием сети ТРК Cubus в Ленобласти. Это первая и единственная сеть торговых комплексов в регионе. На данный момент она включает в себя 4 ТРК в городах с население 50-100 тыс. человек. Первый ТРК в Гатчине, площадью 35 тыс. м2, был открыт в ноябре 2015 года. Год спустя появился ТРК площадью 10,7 тыс. м2 в Волхове. В декабре 2018 года открылся ТРК в Выборге (площадь 26 тыс. м2), а в декабре 2019 года – в Кингисеппе (площадью 12 тыс. м2).
Информация по изменению ситуации до вас доходила оперативно?
- Да, в Ленобласти с этим нет проблем. Есть горячая линия Комитета по развитию предпринимательства правительства Ленобласти. Туда все и всегда дозваниваются. Есть уполномоченный по защите прав предпринимателей, чьи юристы круглосуточно на связи: и на вопросы ответят, и документами снабдят. Каждое новое постановление и даже просто письмо через минуту оказывалось во всех чатах предпринимателей. Знаю, что в Петербурге не так. Недавно я была на встрече у бизнес-омбудсмена Бориса Титова. Там коллеги из Петербурга жаловались, что никакой информации по ситуации у них нет. Ужас, конечно!
Ваши ТЦ уже две недели работают по решению региональных властей. Расскажите, как выходили из карантина?
- Вечером 11 мая было опубликовано региональное постановление об открытии торговых комплексов, и мои сотрудники радостно до 2 часов ночи обзванивали арендаторов и сообщали им, что можно выходить и работать. Первыми мобилизовались, конечно, ИП-шники и небольшие местные сети – те, у кого персонал под рукой и нет проблем с логистикой. Уже 12 мая примерно 40% арендаторов были на своих местах. А в полном составе ТЦ заработали 15 мая. Закрыты лишь несколько арендаторов, с которыми мы пока не можем найти общий язык по арендной плате. Они категорически не хотят платить даже «коммуналку», а про остальные расходы я вообще молчу. Но мы в переговорах. Кроме того, закрыты кинотеатры и детские развлекательные зоны. Их в «зеленой» и «желтой» зонах власти сначала открыли. Но буквально через неделю закрыли снова без объяснений. Правда, посетителей там почти не было.
И как народ возвращается в ТЦ? Есть ли трафик?
- В первый день покупателей почти не было. Не все знали, что ТЦ заработали, а мы боялись об этом кричать – не могли поверить своему неожиданному счастью. Но с каждым днем покупателей становится все больше. Во-первых, реализуется отложенный спрос. Во-вторых, по статистике 2 млн из 5 млн петербуржцев на время карантина перебрались на дачи. Они сейчас тоже наша аудитория. В-третьих, ТЦ в Петербурге закрыты. И многие горожане ездят за покупками в Ленобласть. Особенно это заметно по нашему ТЦ в Гатчине, который всего в получасе езды от города.
В каких магазинах больше всего покупателей?
- Народ побежал в «Спортмастер». Выручки за май мы еще не видели, но на камерах все время очередь у них перед входом. Толпа такая, что людей приходится расставлять так, чтобы они соблюдали социальную дистанцию. Много посетителей и в «Эльдорадо». А по другим операторам трафик ровный.
Говорят, у людей после карантина нет денег. Вы это заметили по спросу?
- По одежде – да. Операторы ИП особенно переживают. Говорят, очень чувствуется, что люди экономят.
Были ли проблемы при открытии ТЦ?
- Все предприниматели очень ответственно отнеслись к запуску торговли – и федералы, и местные сетки, и ИП. Закупили химию, маски и перчатки, сделали разметку в кассовой зоне. Составили график дезинфекции. На каждый магазин повесили информационные листовки с телефонами быстрого реагирования.
Но большой проблемой оказались покупатели, которые категорически не желали одевать маски на входе в ТЦ. В первые дни их было очень много. Несколько раз даже доходило до скандала: вызывали полицию, чтобы унять буянов. К слову, маски уже везде продаются. Но мы не можем заставить людей их покупать, если они этого не хотят. А раздавать их бесплатно – никаких бюджетов не напасешься. Правда, нам повезло - по инициативе губернатора волонтеры несколько дней выдавали маски всем желающим перед нашими ТЦ. А сами мы накрутили рулончиков из одноразовых салфеток с инструкцией как из них сделать маски своими руками. Продуктовые магазины выделили нам маленькие пакетики. Мы туда эти инструкции с салфетками разложили. Несколько дней на это потратили. Но нам важно, чтобы в ТЦ не было людей без масок. Режим все-таки. А вдруг проверка?
И часто вас проверяют?
- Первые дни проверяли 3-6 раз в день. Утром мог зайти представитель районной администрация, через час - Роспортебнадзор (кстати, его сотрудники вполне доброжелательны, делают точечные замечания по улучшению работы), в обед – люди из комитета по развитию бизнеса, под вечер – опять администрация с полицией и местным телевидением... И все спонтанно, без предупреждения. Сейчас спокойнее стало. Каждый день приходит с проверкой только Роспортебнадзор. Он проверяет нас. А мы гоняем арендаторов. Все в тонусе.
Много ли денег за время карантина вы потратили на закупки химии и всего необходимого для работы?
- Каждый ТЦ потратил от 100 до 150 тыс. рублей. Правда, химию мы закупили еще в марте, когда только появились первые признаки апокалипсиса. Расходы были бы еще больше, если бы не маленькое чудо. Дело в том, что пару лет назад был серьезный всплеск простудных заболеваний в Гатчине, но без объявления карантина. Я тогда купила кучу масок, а потом забыла о них. Зато, когда началась ковидная суматоха, у меня на складе случайно оказались 3 тыс. штук! Мы по началу обходились этими запасами. Но сейчас приходится маски покупать.
Что думаете про открытие и закрытие двух ТРЦ МЕГА?
- Я с ужасом понимаю сколько денег потратил собственник этих моллов и их арендаторы на то, чтобы открыться. Чтобы ретейлеру-федералу запуститься, надо собрать персонал, наладить логистику, обеспечить товар…Это очень дорого. Жаль, что ТРЦ закрыли через два дня. Что тут скажешь? Но мы с ними не конкуренты. МЕГИ – скорее, городские торговые центры, чем областные. Они, безусловно, работают на питерском трафике. Хотя и люди из области туда иногда ездят за товарами покруче и подороже. Там есть бренды, которых нет на периферии. Тот же H&M в Гатчину и Выборг не зайдет. Мы это понимаем. Наши бренды это Familia, «Эльдорадо», «Спортмастер», Gloria Jeans, «РИВ Гош», «Лэтуаль», Ostin и Fanday. Мы поскромнее и помельче. Благодаря этому и работаем сейчас. Но у нас все-таки есть конкуренты. В Гатчине два крупных ТЦ, с которыми мы соперничаем, в Волхове и Кингисеппе – по одному (а в Выборге мы одни). Они открыты, и их также, как нас сейчас, серьезно проверяют.
Как по прогнозу вы войдете в осень? Насколько упадете по обороту?
- Поработав всего две недели, да еще на чужом трафике (сейчас мы очевидно отхватили городской поток), сложно делать прогнозы. Да и ситуация очень быстро меняется. В бизнес-чатах, где я присутствую, даже ходит шутка: «Один бизнесмен другому рассказывает новость. А тот спрашивает: "У тебя информация какой давности? 2 часа? Ну, так она уже устарела!» И это на самом деле так. Одно ясно точно: народ устал сидеть дома и хочет как-то из этой ситуации выбираться. Все рвутся на работу. И хочется верить, что к сентябрю, когда обычно у нас растет выручка, мы не сбавим обороты. Но боюсь, до нового года на прежние показатели нам не выйти.
Как вам удалось удержать арендаторов?
- Нам удалось договориться об изменении аренды с 95% магазинов. Всем им максимально снизили фикс. Но перевели партнеров на процент от оборота. Логика такая: если они поторгуют хорошо, не жалко и аренду заплатить. Нам же тоже надо выкручиваться. Мы в кредитах. А у арендаторов разные ситуации. В карантин работали не только продуктовые магазины и аптеки, но также салоны связи, ремонтные мастерские, оптика. Многие магазины функционировали, как бесконтактные пункты выдачи товаров. А «Макдоналдс», который сидит в одном из наших ТЦ, через окно на вынос сделал почти такую же выручку, как обычно. Так что, у нас ко всем партнерам индивидуальный подход. Но среднее снижение аренды составило 50%. К слову, в Ленобласти недавно вышел закон о льготе по налогу на имущество. Там сказано, что если ТЦ снизил ставки арендаторам более чем на 50% и не менее чем на 3 месяца, на эту же сумму он может уменьшить налог на имущество. Пока закон составлен так, что применить его можно только с 2021 года. Надеюсь, этот момент доработают. Мы пишем письма, пытаемся объяснить, где ошибка. Надеюсь, последуют дополнительные разъяснения. А пока мы смотрим кому и как можем снизить аренду. И, похоже, все лето пройдет у нас под эгидой скидок.
Вы сказали, что закредитованы. Банки идут вам навстречу?
- Поведение банков – это просто беспредельный беспредел. Я на днях третий раз за время карантина сделала выплату по банковским процентам. Хотя уже с начала марта было просто сумасшедшее падение трафика в ТЦ. Мы недополучили 50% товарооборота. Но банков же это не касается.
Наш проект в Гатчине кредитовал Сбербанк. С менеджером на уровне писем и разговоров мы нашли общий язык. Банк вынес наш случай на комиссию и прислал после рассмотрения замечательный «допик» (дополнительное соглашение) на 5 листах мелкими буквами. Я начала его читать и испытала шок. Оказалось, что Сбербанк попытался в этих условиях подравнять кредитный договор в свою пользу. Под знаменами переноса выплаты процентов на октябрь, в договоре появились дополнительные штрафы для нас, появился список документов, который банк желает видеть, а если мы его не предоставим, то считает себя в праве потребовать досрочного погашения нашего кредита и может поднять процент по договору. Я сидела и читала эти 5 листов с линейкой, чтобы самой разобраться во всех пунктах. Хорошо, что я юрист по образованию и с большим опытом работы по специальности. Я все поняла и решила ЭТО не подписывать. У нас и так кредитные договоры не отличаются вольностью для заемщиков, а тут просто кабала. Отправила в банк протокол разногласий, на что последовал звонок менеджера. Мне вежливо сказали: «Не нравится - не подписывай. Но у нас единая форма «допика» на всю Россию, и мы в нем ни одной буквы менять не будем». Сижу теперь и думаю, насколько хватит у меня ресурсов, чтобы не подписывать эту чертову бумагу.
Похожие проблемы с банками сейчас у всех ТЦ, и у многих ретейлеров. Знаю случаи, когда банки без предупреждения списывали проценты по кредитам раньше времени на фоне карантина. Разве это порядочное отношение к партнерам?
Какую-то маркетинговую активность для увеличения трафика планируете?
- Мы ее, как могли, и на карантине поддерживали. Проводили в соцсетях разные конкурсы, напоминали людям о себе, общались с ними. Но мероприятия, думаю, еще долго нельзя будет проводить. Хотя мы на них специализировались. Дело в том, что у людей в регионах не так много развлечений. Для них ТЦ – это место не столько для покупок, сколько для досуга. Поэтому у нас до карантина регулярно проходили спортивные соревнования (даже международные) и праздники: то ветераны поют, то дети танцуют. Мы старались как-то разнообразить культурную жизнь своих городов. Теперь будем без активностей страдать. Думаю, до нового года эта часть нашей жизни вряд ли восстановится.