Это было очень интересное время, все мы пережили то, чего раньше не переживали. Часто не было ответов на вопросы, потому что это были совершенно новые вопросы. Во многом компании повезло, мы оказались в числе тех отраслей, которые не затронули фатальные ограничения связанные с полным закрытием магазинов. На какое то время мы заменили центр развлечений, ведь «Азбука вкуса» не только про хороший сервис и вкусную полезную еду, а про некое отношение и эмоции, про культуру еды. Конечно, нас сильно подрезали локации в торговых центрах, офисные форматы. Наш малый формат АВ Daily, который до этого показывал двухзначный рост LFL все годы своего развития, сейчас находится в минусе. По трафику до сих пор минус больше 20%. Но тем не менее, за счет привлекательности других локаций компании удалось неплохо пережить этот период. Что касается e-commerce, конечно это был вызов. Мы онлайн доставку продуктов запускали одними из первых, первую доставку сделали в феврале 2008 года. Все это время чувствовалось, что процесс покупки продуктов через интернет это немножко не то, чем покупка книжки или ботинок. Вся эта ситуация подстегнула ретейл, наши собственные возможности по доставке были быстро исчерпаны и мы настроили интеграцию с другими игроками. Направление онлайн-торговли продуктами будет развиваться, но, к сожалению или к счастью, развитие это вынужденное. Пока была оттепель между волнами, тяга к онлайн-покупкам продуктов подупала. Сейчас она опять вернулась. И в будущем попробовав этот сервис люди с ним будут оставаться и будут использовать если не постоянно, то чаще и чаще. С точки зрения бизнеса это проблема, потому что доходность в этом канале продаж существенно ниже, потому что стоимость сборки и доставки весьма существенны. А покупатели пока не готовы в полном объеме оплачивать эти услуги. 

5 лайфхаков для выживания ретейлера



После того как сняли большинство ограничительных мер, мы видели как покупатели возвращались в нормальной жизни. Потребители начали пользоваться услугами общественного питания, посещать рестораны и кафе. В этом смысле, тенденции, которые наблюдались до пандемии, возвращаются. Гипермаркет это один из тех форматов, которому не достает трафика. Мы хотим найти ответ на вызовы, которые бросает перед нами рынок - понимаем, что покупатели уходят туда, где им удобно, то есть в магазины у дома. Но у нас есть все шансы сделать наши магазины более интересными и противостоять этому тренду. Если смотреть на бизнес гипермаркетов, мы один из самых успешных представителей этого формата на сегодняшний день и считаем, что у нас есть знания, люди и возможности. Пандемия подсказала нам какие-то вещи, которые важны для покупателей и мы будем в этом направлении двигаться. Поэтому наша компания планирует решать этот вопрос, работать над тем, как нам становится более привлекательными, и это часть новой стратегии, которую мы сейчас обсуждаем и которая нам должна помочь решить эту задачу.
Говоря про онлайн, пандемия в каком-то смысле послужила отправной точкой для самостоятельного развития этого направления в «Ленте». У нас были программы с партнерами, а сейчас у нас появилась «Ленточка», собственный сервис. Со своими онлайн-операциями мы присутствуем в 60 городах, до конца года мы планируем покрыть всю территорию присутствия наших магазинов. Мы запустили сервис Click & collect, он доступен в 13 городах нашего присутствия. Видим, что все онлайн услуги востребованы. По итогам III квартала по онлайн бизнесу год к году выросли почти на 600%. Люди хотят пользоваться онлайн-доставкой, пандемия усилила это желание. К концу года мы планируем запустить новую программу лояльности, по опросам покупателей наша программа лояльности №1 на рынке. Мы не хотим стоять на месте, хотим добавить в нее элементы геймификации, персонализации и так далее.


В III квартале у нас были достаточно серьезные темпы роста, самые лучшие результаты за последние 2 года, мы приросли более чем на 18%. Это было обусловлено ростом сопоставимых продаж более чем на 8%. Произошло это вопреки распространенному мнению, что магазины у дома стали бенефициарами ограничений во II квартале. Как видно по нашим результатам, отмена этих ограничений привела к еще большему росту «Пятерочки» в III квартале. В новом концепте у нас сейчас работает 1800 магазинов, к концу этого года их должно быть 2000. Результаты серьезные - показатель привлекательности магазинов вырос в магазинах нового концепта более чем в 1,5 раза, рост сопоставимых продаж более 10%. Если говорить про цифровизацию, во времена пандемии мы действительно получили серьезный результат касаемо возврата инвестиций, которые компания вкладывали в это направление последние 2-2,5 года. Цифровизация касается двух аспектов: внутренняя цифровизация - это улучшение внутренних процессов и внешняя, это то что видят наши клиенты. В феврале в «Пятерочке» было 300-400 заказов в день, в последнее время это 15 тыс. в день. На днях поставили рекорд 18 тыс. заказов. Сервисом воспользовались более 320 тыс. клиентов, мы выполнили более 1,5 млн заказов. В магазинах также работают пункты выдачи заказов. Недавно мы запустили магазин без продавцов, это хороший шаг на пути борьбы с пандемией.

Как крупнейшие фудретейлеры исправляют свои ошибки


Если говорить о потребителях, в начале пандемии они чувствовали себя менее уверенно и начали совершать больше покупок. Наш косметический бизнес продемонстрировал серьезный рост в начале года. Во вторую волну мы видим, что покупатели приходят в магазины реже, но размер потребительской корзины значительно вырос. Как известно, «Магнит» не только розничная компания, мы еще и производитель. Мы увидели, что в этом году эффективность производства значительно выросла, у этого направления нашего бизнеса есть экспортный потенциал и потенциал работы с другими сетями. В июне мы запустили сеть «Моя цена», это магазины-дискаунтеры. На сегодня у нас работает около 10 магазинов, мы видим, что формат пользуется спросом, за счет оптимального соотношения цены и качества. Какие у нас еще новости? Мы развиваем партнерские отношения с «Яндекс. Лавкой», с Delivery Club. «Магнит» действительно поздно пришел на рынок онлайн-торговли, мы всегда ориентировались на формат магазина шаговой доступности, но онлайн торговля это тот сегмент, в который мы хотим прийти и укрепить свои позиции.

По материалам пленарной сессии конференции «Неделя ритейла 2020»