Во время пандемии сильно вырос весь e-commerce, не только устоявшиеся игроки, но и стартапы, в том числе стартапы внутри больших компаний. За этот год у нас серьезно выросли продажи товаров российского производства, в штуках эта категория выросла в 3 раза, в деньгах — более чем в 2. Помимо Москвы и Петербурга подросли региональные поставщики. Недавно подводили итоги, третье место занимает Ивановская область, они выросли на 300%. Совместно с правительством Ивановской области мы проводили ряд мероприятий, направленных на стимуляцию появления новых поставщиков на нашей площадке, это дало результат. На сегодня у нас всего около 70 тыс. поставщиков, 50 тыс. из них — это представители малого и среднего бизнеса.

За счет чего у нас стали расти продажи? Еще до начала пандемии мы стали понимать, что излишняя бюрократизация регистрации на нашей площадке, большой compliance являются препятствием. Мы решили его упростить. Теперь процесс регистрации занимает вместо нескольких дней 5 минут. После этого мы существенно переработали весь документооборот, теперь он полностью на нашей стороне, порядка 90%. Мы хотим, чтобы производители сосредотачивались на том, что они умеют, на производстве товаров, а мы будем предоставлять им всю необходимую инфраструктуру. Совсем недавно мы начали тестировать систему продаж со складов, которые нам не принадлежат, и снизили свою комиссию до 5% при продажах с этих складов.

Как ведет бизнес хозяйка Wildberries



Если мы говорим про изменение потребительского спроса, изменилась возрастная категория. В интернет пошли покупатели 55+. Еще большой рост мы наблюдаем в малых населенных пунктах. У нас есть сейчас заказы из населенных пунктов, где проживает 500-700 человек. Летом и осенью эта тенденция усилилась, в том числе благодаря сотрудничеству с «Почтой России». Выросли продажи за счет тех потребителей, которые попадали в нашу возрастную категорию, но раньше не рассматривали для себя такой вариант шопинга, как онлайн-торговля. Они вынужденно его попробовали и теперь понимают, что это выгодно и удобно. Думаю, и после окончания пандемии люди будут использовать онлайн-канал. Для регионов он удобен тем, что дает доступ сразу к большому количеству товаров, которые были до этого недоступны, а жителям мегаполисов это позволяет экономить время.

Нам тоже было непросто, мы поменяли всю логику работы. Велись серьезные разработки. В прошлом году правительство говорило, что нужно ускорять цифровизацию, начались некоторые эксперименты, например, в трудовом законодательстве и в законодательстве, регулирующем вопрос транспортных накладных. У нас было ощущение, что все мы немного опоздали, это нужно было начинать раньше и внедрять быстрее. Во время пандемии мы столкнулись с необходимостью нанять около 3 тыс. курьеров одномоментно в условиях самоизоляции, когда нельзя провести собеседование, посмотреть документы. Если бы существовал уже на тот момент механизм цифрового трудоустройства, это бы нам сильно помогло. Но нам пришлось все разрабатывать с нуля, мы нашли такое решение и теперь предлагаем свое видение в рамках тех экспериментов, в которых участвуем.

Репортаж: как Wildberries делает 13 тысяч фото в день



Еще мы поняли, что нужно широко подходить к сотрудничеству с партнерами, с которыми мы все вместе выстраиваем инфраструктуру для совместной работы на рынке. Поэтому мы стали сотрудничать с постаматами, с логистическими компаниями, в том числе с ИП и самозанятыми, которые могут открыть свои ПВЗ и начать зарабатывать деньги.
Многие говорят, что онлайн-торговля — та отрасль, которая от пандемии не пострадала, а выиграла. Мы не совсем с этим согласны — на войне не бывает выигравших, мы все находимся в состоянии войны. Можно попробовать подумать, как использовать те силы, которые сейчас есть в e-commerce, чтобы помочь всей стране, чтобы МСП и экономике страны, чтобы выйти из кризиса. 

Из выступления в рамках конференции «Неделя ритейла 2020»