Логистика – важная часть любого процесса торговли. Пандемия рвет привычные связи ретейлеров с поставщиками, загоняет продавцов в интернет и заставляет придумывать способы антивирусной доставки товара покупателям. О том, как ажиотаж меняет цепочки поставок и форматы торговли говорили участники рынка на виртуальном круглом столе «Российский е-com в период пандемии» и за его пределами.

Стремительное изменение ситуации на рынке онлайн-ретейла, которое мы наблюдаем, показало, что даже крупнейшие его игроки не готовы к быстрому росту заказов и увеличению объемов товарооборота. Они не обладают достаточной складской и логистической инфраструктурой. Всплеск спроса приводит к глобальным срывам сроков доставки. Операторам не хватает как крупных фулфилмент-центров, так и складов «последней мили», чтобы обеспечивать устойчивый рост, не говоря уже о форс-мажорных ситуациях, как нынешняя.

В то же время опустевшие магазины столкнулись с необходимостью присутствовать в Интернете и конкурировать за растущую долю покупателей в Сети. Это увеличивает нагрузку на инфраструктуру. В том числе, логистическую.


Операторам торговли и логистики придется в ближайшее время расширять складские мощности, следуя растущим требованиям потребителя. Перемещение покупательского спроса в онлайн потребует от девелоперов складской недвижимости иного предложения — будут востребованы именно фулфилмент-фабрики, которые кардинально отличаются от традиционных складов по своим задачам. Здесь на первое место выходит не хранение товаров, а оперативный и четкий одновременный сбор и отгрузка большого количества заказов. И далее этот разрыв между традиционным складом и фулфилментом будет только увеличиваться.

Кроме того, стране потребуются новые специализированные склады, лицензированные под хранение фармацевтики. Их развитие подтолкнуло разрешение онлайн-продаж безрецептурных лекарств на фоне пандемии. Не исключаю, что в скором времени может появиться закон о полной легализации продажи таких лекарств через Интернет. А инфраструктуры для этого недостаточно.

Февраль этого года по интенсивности работы и заработка оказался у нас выше ожиданий. А по итогам марта рост будет на 10-15% по b2c-отправкам. Мы это особенно отчетливо видим по детским товарам. Если раньше за продукцией отправляли 20-тонную машину, то сейчас это большая фура с прицепом еще тонн на десять. Также видим рост по товарам общего потребления и по fashion-продукции. А по спорттоварам рост пока не заметили, но прогнозируем, что и до него дойдет, когда в стране начнется более серьезная изоляция.

Что касается b2b-сегмента, то тут мы отмечаем спад. Партнеры нас предупреждают, что пополнение стоков у них останавливается, поскольку в торговых центрах нет людей. Только по авто- и мототехнике спада пока нет. Но и его в ближайшие месяцы прогнозируют.

Из-за того, что продавцы активно перекидывают активность из офлайна в онлайн, нам приходится перестраивать свои процессы. Ведь даже работа окон для подачи машин и приема товара на складе заточена под определенные сферы бизнеса. И сейчас, когда онлайн растет, а b2b-сегмент падает, нам приходится эти окна двигать. Это позволяет обеспечить прием большего количества машин в вечерние часы, когда на склад приезжает товар для онлайна.

Разумеется, все наши партнеры встревожены текущей ситуацией. Мы получаем запросы о дезинфекции в пунктах выдачи товара и на складах, о снабжении курьеров масками, перчатками и санитайзерами.

Все что нужно мы закупили и раздали курьерам. А еще увеличили число моек на наших объектах. Несем из-за этого дополнительные затраты, что, разумеется, влияет на себестоимость услуг. Но о повышении тарифов речи не ведем. Не хотим спекулировать на теме эпидемии.


Многие спрашивают, как мы будем работать, если закроют города, как в Европе. Тут мы ориентируемся на опыт наших западных коллег, с которыми постоянно общаемся. Они по контексту опережают нас на пару недель — там уже закрыли ТЦ, рестораны и другие общественные заведения. Надеюсь, до этого не дойдет, но понятно, что и у нас будет спад в работе. Поэтому руководители нашей компании на глобальном уровне разрабатывают антикризисные сценарии. Надо сказать, что операционные сотрудники у нас на сделке, поэтому мы можем грамотно управлять их работой. А офис пока сокращать не планируем. В Москве и Петербурге мы перевели 80% персонала на удаленку. Инфраструктура для этого у нас есть. В этом режиме люди экономят на дороге, но работают даже больше прежнего, поскольку ситуация быстро меняется. В долгосрочной перспективе на удаленку готовы перейти и наши регионы. Они просто ждут указаний из центрального офиса. Все совещания мы уже проводим онлайн. И порой кажется, что сейчас мы даже ближе друг другу, чем раньше.

Что уже изменилось? Во-первых, растет доля эквайринга. Нас об этом просят магазины. Во-вторых, мы ищем инструменты для минимизации контактов с заказчиками. Сейчас, если товар предоплачен, курьер все равно должен получить подпись от покупателя в планшет. А это прямой контакт. Чтобы его избежать, мы изменили технологию — покупателю для подтверждения поставки теперь будет приходить на телефон 4-значный код. Пока доля таких операций мала. Но мы надеемся, что она будет расти вместе с осознанностью людей и в ближайшее время составит не менее 50% от общего объема наших поставок. В-третьих, мы начинаем возить безрецептурные лекарства. Это тоже актуально.

Что будет дальше? Когда эпидемия закончится, мы все с радостью пойдем в офисы и ТЦ. Но покупательная способность будет низкой. Падение оборотов торговли неизбежно. Тем не менее мы надеемся, что продукты и сервисы, выходящие онлайн, закроют эту брешь. Если не маркетплейсы, то площадки c2c, с которыми мы тоже работаем, обеспечат объем продаж и нагрузку для логистов.

Рынок меняется ежечасно. Многие компании, которые раньше недооценивали онлайн-каналы продаж, спешно пересматривают стратегии. Конкуренция в онлайне нарастает. Меняется и логистика. Мы, как китайский игрок (с Китая, как известно, эпидемия началась), первыми ощутили на себе последствия кризиса. Все наши глобальные пользователи, в том числе в России, за последние полтора месяца столкнулись с задержками или отменами заказов. Но сейчас китайское направление поставок восстановлено на 95%. Фабрики открылись, поставки идут. Все сбои у нас закончились 16 марта. Сейчас мы выплачиваем людям компенсации. Выделили на эти цели дополнительно 90 млн рублей. Более того, мы открыли новый логистический маршрут и запустили дополнительные чартерные рейсы в Петербург, Новосибирск и Москву. В зоне локального маркетплейса в феврале мы увидели даже рост продаж на 20% год к году. Почему? Потому что в сложившейся ситуации у локальных продавцов появились дополнительные возможности.

Есть ли у брендов товар и деньги на производство новой коллекции? От тех партнеров, с которыми работаем, мы тревожных сигналов не слышим. У нескольких из них действительно остались зимние стоки. Наверное, у кого-то возникнут и вопросы по лету. Посмотрим. Но пока о фатальных трудностях никто не говорит. 


Если наши партнеры будут заинтересованы в увеличении стоков, мы им поможем. И на тех складах, которые у нас в управлении, и у партнеров есть запас мощностей.

Что мы решили изменить в сложившейся ситуации? Планируем обнулить комиссию за продажи на нашей платформе для новых зарегистрировавшихся российских продавцов. Мы видим, что происходит в офлайне, и готовы таким образом поддержать малый и средний бизнес, который хочет идти в онлайн. Надеемся, что наша инициатива им поможет.

По логистике у нас модель гибкая — под разные желания заказчика. У нас много продавцов из регионов, которые используют свои склады, так как это проще. Не всем удобно работать с фулфилментом. Это зависит от оборота. Но такая возможность есть. Мы ее предоставляем в Москве. И дальше будем развиваться в регионах. Там у нас много логистов-партнеров, поэтому мы можем найти решения для бизнеса любого объема и с любой географией.

Вообще, прелесть маркетплейсов в том, что у них есть инфраструктура, которая умеет работать на больших пиках спроса, деньги здесь возвращаются быстро, и их можно выводить хоть несколько раз в день, также в онлайн можно выкладывать неограниченный ассортимент и рекламировать его удобно — есть масса инструментов.

В марте, 9-го числа, мы, как и все, ощутили на себе подъем спроса на товары, который спровоцировал вирус и скачок валютного курса. Особенно активно сейчас реализуется отложенный спрос на бытовую технику и товары для удаленной работы — ноутбуки и гарнитуры. Год к году спрос на эту продукцию вырос в 3 раза. Но товара хватит всем.

Тема товарных запасов стала актуальной еще 2 месяца назад, когда начали останавливаться заводы в Китае. Мы понимали, что будет вынужденная пауза в работе поставщиков, и создали запас на 3 месяца.



Что касается логистики, то сегодня у нас многие процессы автоматизированы. Но, какие бы сервисы мы ни придумывали, жизнь показывает, что человек больше всего чувствителен к цене. Тем более в кризисной ситуации. Мы стараемся, чтобы пустых товарных запросов у нас не было. Поэтому ассортимент, который пользуется популярностью, держим на складе поближе, а остальное подальше или вообще на партнерских площадях. Партнерские склады мы активно подключаем.

Пока ситуация стабильная. Что с рынком будет дальше — станет понятно в мае. Не хочу быть пессимистом, но есть объективные проблемы: за последние 2 недели россияне обеднели на 20%. Ситуация с обвалом рубля и эпидемией догонит потребителя через месяц, когда многие из них недополучат зарплату и увидят выросшие цены в магазинах. Причем курсовая разница для потребителя, на мой взгляд, намного страшнее эпидемии. Как быть? Просто работать и следить за ситуацией. Если изнасилование неизбежно, лучшая тактика — расслабиться и получить удовольствие. В конце концов всем сейчас тяжело.



Мы ежедневно следим за развитием пандемии коронавируса в мире и за новостями, которые могут повлиять на сферу e-commerce. Согласно нашим данным, онлайн-экспорт товаров не замедляется даже при сложившейся ситуации. Однако из-за ограничений в ряде стран, у продавцов могут возникнуть сложности при доставке заказов, поскольку нарушились привычные логистические цепочки. Из-за приостановки пассажирских перевозок посылки туда могут доходить с задержками. С другой стороны, китайские продавцы уже вышли из карантина и начали активно обрабатывать заказы.

Для ускорения сроков доставки на eBay большая часть исходящих отправлений из Китая будет проходить через инструмент SpeedPak, который является результатом интеграции маркетплейса и логистической компании Orange Connex. 

Во многих странах мира мы запустили ряд инициатив по поддержке малого и среднего бизнеса. В частности, наш маркетплейс не будет снижать рейтинг селлеров в период с 20 марта по 20 июля, чтобы поддержать их бизнес на площадке после выхода из кризиса. 

Если говорить о влиянии коронавируса на e-commerce, то весь логистический кризис последних дней показал плюсы и минусы текущих каналов доставки товаров. 

В наиболее выгодном положении оказались предприниматели с внешними складами в разных странах. Даже в условиях полной изоляции ряда государств они смогли продолжить работу на закрытых рынках и в меньшей степени ощутили на себе последствия эпидемии. 


Мы рекомендуем нашим продавцам внимательно следить за изменением ситуации в разных странах и, в случае изоляции этих рынков, убирать их из списка доставки. А  российским продавцам мы советуем после пандемии присмотреться к внешним складам для повышения качества бизнеса и уменьшения сроков доставки в будущем.