Мы находимся в самом начале пути. E-commerce сейчас как в присказке – куда палку не воткни, везде прорастает. Поэтому нужно идти во все отрасли и сферы. Если в начале года толком нельзя было доставлять лекарства, уже сейчас все это делают. Недавно читал новость, что скоро может быть начнем пробовать доставлять алкоголь. Есть много историй, связанных с началом доставки безрецептурных лекарств. Мы все будем пробовать новые категории, у кого-то будет получатся лучше, у кого-то хуже. Каждый будет искать свой рецепт.

«Яндекс. Маркету» 20 лет. Мы начинали как платформа для сравнения цен, которая исторически была сильна в электронике. Мы скоро запустим категорию fashion, много всего делаем в доставке продуктов питания. В индустрию за пару лет пришло очень много денег, что позволяет ей расти очень быстро.

Но нужно понимать, когда ты едешь на большой скорости, ошибки бьют по тебе гораздо больнее.

С другой стороны, и рынок быстрее развивается. Мы получаем с вами услуги, которые формируются буквально за недели. В обычном ритме их появления пришлось бы ждать долгие годы. Потребителям можно только наслаждаться такой ситуацией. Путь, который в мире занимал десятилетия, мы пройдем за 2-4 года.

Касательно того, зачем e-commerce нужны финансовые сервисы, ответ довольно прост. Есть много услуг, без которых невозможно представить современный рынок. И у продавцов и у покупателей существует множество потребностей в финансовых сервисах. Например, в электронике есть ряд категорий, половина продаж которых происходит в рассрочку, в кредит и т.д. В офлайновых магазинах предлагаются такие услуги, а значит они должны работать и в онлайне. Еще и лучше. Мы запустили сервис «Сплит» – возможность оплатить товары равными частями в последующие 4 недели после покупки. Услуга нравится потребителям, ведь так им проще управлять своими финансами, они могут сделать покупку до прихода зарплаты и при этом не платить никаких процентов. Также мы недавно запустили кредиты совместно с «Тинькофф Банк».

Мы стараемся удовлетворять потребности, которые возникают с обеих сторон маркетплейса (и со стороны покупателей, и со стороны продавцов). Работая над удовлетворением этих потребностей, мы идем от самых важных и легко реализуемых к менее важным и сложно реализуемым. Потому что есть некоторые вещи, которые бесконечно нужны, но требуют 1,5-2 года разработки.

Если говорить про будущее ретейла, мы все будем учиться заигрывать с аудиторией в меру наших возможностей.

В онлайне они одни, в офлайне другие. Покупки – это эмоции и все мы будем нащупывать рецепт, как их генерировать.

Если говорить про рынок в целом, я бы сказал, что мы смотрим хороший сериал и сейчас находимся в районе второго сезона. Первый сезон обычно пилотный, второй интересный, третий еще интереснее, в районе пятого может стать скучновато. Шоу могут и закрыть раньше, например, акционеры. Я думаю, что сейчас не так много рынков будут расти так хорошо, мало где будут такие большие инвестиции и агрессивная конкуренция, как в e-commerce. С моей точки зрения, сегмент food является одной из самых интересных ниш на этом рынке. Связано это с тем, что продукты – это самая частотная покупка в ретейле.

Для мультивертикальных сервисов, крупных компаний и инвесторов food интересен с точки зрения постоянного контакта с клиентом. В свою очередь, мы концентрируемся именно на food, вокруг него строим систему сервисов, исходя из разных потребительских миссий. В food есть быстрая доставка, доставка более широкого ассортимента за 2 часа, и удаленная доставка в конкретный временной интервал. Наша компания ставит задачу быть во всех клиентских миссиях в food, X5 как лидер рынка ретейла не может не обратить внимание на эту историю.
Я бы не разделял онлайновые и офлайновые компании. Мне кажется, каждая компания ставит задачу быть максимально интересной для своего клиента, классические торговые сети становятся омниканальными и вполне себе digital бизнесами. Мы все играем на одном рынке и впереди нас ждут самые интересные сезоны нашего сериала про российский e-commerce. У всех сериалы разные, у нас не столь высокобюджетный проект и мы стараемся компенсировать актерской игрой.

Что касается того, как долго категория food будет находится отдельно от маркетплейсов, есть подозрение, что рынок идет в сторону мультивертикальных сервисов. Но это не значит, что не будет нишевых сервисов. Многие коллеги приучают клиента к одному приложению с виджетами разных сервисов или просто к единому приложению. Тут вопрос в том, как будет удобно клиенту. Естественно, мультивертикальные сервисы имеют хорошую внутреннюю синергию и это один из хороших подходов. Если говорить о том, как долго food будет находится отдельно, думаю, очень долго. Так как food – это частотная покупка, я думаю, нас ждут отдельные приложения. Насколько это привлекательно с точки зрения роста и инвестиций в таком виде, будет зависеть от сценария развития рынка.

Если говорить про будущее ретейла, назову пять трендов. Во-первых, постпандемийная история с безопасностью. Она становится частью нашей жизни, мы поняли, насколько хрупок ландшафт вокруг нас. Во-вторых, гиперперсонализация, мы должны видеть каждого потребителя – кому-то нужны эмоции, кому-то ценообразование. В-третьих, quik commerce. Мы видим, что все ускоряется – маркетплейсы, сервисы доставки продуктов. В-четвертых, гиперлокальность. Супербыстрая доставка, минидарксторы и локальность районного потребления. И последнее – мультивертикальные сервисы. Компании, которые хотят быть представлены в каждой точке клиентского пути.

Ozon начинался с ретейл-бизнеса, позднее мы решили сделать платформу, чтобы другие компании могли использовать нашу инфраструктуру и наши технологии. Тем самым более эффективно вести свои дела. Мы исповедуем принцип «открытой платформы» – любой участник платформы Ozon может конкурировать со всеми остальными на равных, в том числе с розничным бизнесом Ozon. Мы строим инфраструктуру и технологии, которые позволяют другим организациям быть максимально эффективными и в этом видим смысл того, что мы делаем. В части сервиса мы не ограничиваем продавцов – они могут использовать фулфилмент-центры и логистику Ozon, могут не использовать. Смысл в том, чтобы дать максимально возможный выбор и равные правила игры на платформе. Так мы видим развитие своей организации.

Если говорить про конкуренцию площадок за продавцов, на мой взгляд, мы как отрасль находимся еще в самом начале пути.

Мы пришли к выводу, что на горизонте 2025 года в России должно быть примерно 500 тыс. компаний, которые продают онлайн (самостоятельно или через маркетплейсы).

Сейчас на платформе Ozon по итогам II квартала было представлено 50 тыс. компаний. Потенциал роста огромный. На мой взгляд, компаниям, которые используют онлайн-торговлю, точно не стоит делать выбор и думать о том, на каком же маркетплейсе им торговать. Нужно использовать все каналы и находить для себя более эффективный. Потому что конкуренция порождает самый лучший продукт.

Что касается экосистем – это большие и сильные организации, прекрасно. Мы создаем открытую платформу, где даем полную свободу выбора для предпринимателей, чтобы они росли и эффективно развивались. Экосистемы дают какие-то преимущества. Это конкурентный рынок, кто будет делать лучший продукт, тот будет добиваться роста. В целом, для российского рынка электронной коммерции это все очень хорошая история, потому что наконец-то в рынок пошли очень большие инвестиции, которые позволяют покупателям и продавцам развиваться гораздо быстрее. Мы видим, насколько быстро меняется сейчас рынок.

Если говорить про наш интерес к финансовым сервисам и банковским лицензиям, рынок конкурентный, но в мире электронная коммерция и финансовые сервисы очень часто идут бок о бок. Просто потому что через предприятия электронной коммерции происходят транзакции между покупателями и продавцами. Мы можем предоставить более качественный сервис для компаний, которые используют маркетплейсы для продажи своих товаров в части, которая касается расчетов с покупателями и поставщиками. В том числе финансирование по партнерской модели с рядом банков. В этом вопросе мы также смотрим на себя как на платформу для соединения банков с пулом предпринимателей, для которых зачастую доступ к капиталу ограничен или дорог. А мы видим их транзакции, нередко их товары лежат на наших складах и можем снизить риск для банков. Для некоторых видов транзакций, которые мы хотим делать, требуется лицензия. Мы ее получили.

Если говорить про будущее ретейла, я думаю, будут расти требования к качеству и скорости со стороны покупателей. С точки зрения производителей будет происходить фрагментация брендов, персонализация и все больше брендов будут работать напрямую со своими покупателями.

Из выступления на сессии «Будущее e-commerce. Ключевые вызовы в отрасли» на Ecomference Rupost Retail Week