Когда вы слышите словосочетания «Магазин будущего», Store of the Future или Next Retail, то что вы представляете в своем воображении? Ультрасовременное торговое пространство, наполненное товарами, максимально подобранными с точки зрения ассортиментной матрицы под вкусы местных жителей города или даже района. Кроме того – полки никогда не бывают пустыми, т.к. умные камеры считывают наполненность полок, отправляют сообщения в систему автоматизированного товаропополнения и товародвижения, и искусственный интеллект, с учетом полученных видеоданных соотносит их со стандартными планограммами, колебаниями спроса, сезонностью, текущим спросом и стоками – и отправляет задачи на формирование следующей отгрузки и пополнение полок с собственного склада.

В такой магазин покупатели будут приходить без каких-либо платежных приспособлений, т.к. лицо, ладонь и особый тип походки уже являются цифровыми данными, привязанными к банковским счетам, рассрочкам и кредитам. И нечаянно столкнувшись с персоналом магазина, покупатель начинает чувствовать тревогу «А где робот?», но вдруг понимает, что это всего лишь робототехник, который пришел проверить робота-товароведа или робота-уборщика на предмет его ежегодного технического осмотра, и ему нет дела до пачки макарон в руках человеческого покупателя.

Представили? Индустрия розничной торговли в 2021 г переосмысливает каждый этап процесса шоппинга, переопределяя не только то, ЧТО мы покупаем, но и КАК и ГДЕ мы совершаем покупки и продаем.

Вернемся мысленно домой в наши дни. Ретейл России – это и есть лицо экономики страны. Есть московское лицо, в дорогом макияже, стильном дизайнерском платье и аксессуарах. Есть лицо Санкт-Петербурга, есть лицо городов-миллионников. А есть Смоленск, Сызрань или Суздаль —региональный ретейл, который превращается в то, чем не смогла стать «Почта России» для россиян (не без помощи маркетплейсов) – бесконечной сетью точек доставки и выдачи индивидуальных заказов из великого множества ассортимента единой цифровой коммерческой Вселенной.

Города-миллионники, особенно их центры, превратятся в города-развлечения. Чтобы продать мне, как потребителю условную «ручку» ретейлер должен будет привлечь меня новой кинопремьерой, возможностью сделать селфи в медиапримерочной, оформить подписку на новую юбку на 12 месяцев, примерить половину новой коллекции, и тут же получить фото с камер на свой телефон, а может и даже кастомизированный приватный сериал на Netflix. И в таких магазинах ретейлер уже будет продавать не товары, а стиль жизни. Задача - прикормить своего покупателя начинками такого lifestyle магазина, обладающего настоящей человеческой харизмой в его social media среде. Начинки lifestyle магазина — это эмоции, физическое и человеческое взаимодействие, удобные цифровые сервисы и великое «хочу прямо здесь и сейчас этим владеть». И вы, как ретейлер, думаете только об одном – как бы он остался с вами как можно дольше.

Магазин будущего, по-сути, это магазин, в котором с высокой степенью вероятности останутся покупатели. В физическом и экономическом смысле этого слова. То есть это магазин, имеющий будущее. А не фантастические и высокотехнологические пространства. Ретейл, нашедший свою индивидуальную формулу успеха. По-сути мы вернулись к первоисточнику – залогом успеха является розничный формат магазина, максимально настроенный на потребности ваших потребителей-современников. Даже единичный успешный локальный магазин выпечки, который смог создать устойчивый поток постоянных покупателей, половина из которых оплачивают покупки путем ежемесячной подписки – это ретейл будущего. Детский сад, который, окутав облаком своих сервисов и товаров, не выпускает мам-клиентов из своего «круга заботы» - это ретейл будущего. Застройщик недвижимости, который внедрил полный непрекращающийся цикл услуг ремонта и меблировки в своих квартирах для будущих жильцов – это ретейл будущего.

Но если ваш товар – не вкуснейшая булочка с марципаном, которую хочется съесть здесь и сейчас – и если ваш товар будет легче купить в онлайне – то с 99% вероятностью его будут покупать там — в виртуальных розничных дворцах, где во время цифрового процессе выбора, наслаждения и покупки, будут подключены все органы чувств. И задача таких ретейлеров сделать подключение максимально устойчивым, приятным и почти беспрерывным. Ключевое слово – именно беспрерывным.

Форматы магазинов будущего – это почти бесконечное множество возможных гибридных вариаций. Лексикон ретейлеров явно пополнится новыми определениями помимо традиционных «магазин у дома», «супермаркет», «гипермаркет» и «дискаунтер». Эндорфиносервис? Медиакондитерская? Лайкифэшн? Клин-энд-ресоулд?

А у вас уже есть формула будущего успеха? Вы уже нашли ее в своей розничной лаборатории?