По данным экспертов компании Knight Frank, в I полугодии 2020 года общий объем предложения рынка торговой недвижимости Москвы составил 13,55 млн м2 (GLA – 6,73 млн м2). С начала года предложение торговой недвижимости столицы увеличилось за счет открытия четырех объектов – торговых центров в тематическом парке развлечений «Остров Мечты» (GLA – 70 тыс. м2) и в МФК «Квартал West» (GLA – 58 тыс. м2), а также аутлет-центра The Outlet Moscow (GLA – 14,5 тыс. м2) и ТЦ «Столица» (GLA – 10 тыс. м2).

Объем ввода новых торговых площадей оказался на 18% выше, чем в 2019 году. Однако было перенесено открытие объектов арендной площадью 59 тыс. м2 (это 28% от заявленного ввода). В том числе, на следующие периоды перенесены открытия Vnukovo Premium Outlet и объектов редевелопмента ADG Group.

Уровень вакантных площадей в торговых центрах Москвы за I полугодие 2020 года составил 10%. В сравнении с аналогичным периодом прошлого года показатель увеличился на 2,9%. Это самый низкий показатель с прошлого кризиса 2014 года, когда вакансия была на рекордно высоком уровне – 13,1%, говорят эксперты Knight Frank. При этом, по их данным, объем пустых площадей в крупных торговых центрах, введенных в эксплуатацию более 2 лет назад, увеличился с начала года на 1,8% до 5,3%, а в новых объектах уровень вакансии – 14%.
Эксперты отмечают, что из-за эпидемии коронавируса в период 28 марта по 1 июня было закрыто более 75% арендаторов непродовольственного профиля в составе ТЦ столицы.

За первую неделю работы ТЦ после отмены ограничений в будни трафик находился на уровне 45-50% от прошлогоднего, а в выходные – 55-60%. Трафик в магазинах крупных сетевых арендаторов с начала июня составил в среднем 50-70% от показателей прошлого года.

Не смотря на все сложности пандемии, за первое полугодие 2020 года на российский рынок вышло 6 новых международных розничных операторов. Это в 2 раза меньше, чем за аналогичный период 2019 года (12 брендов). Это бренды ценового сегмента «выше среднего» и «премиум» из категории «одежда, обувь, белье».

Увеличился объем пустых площадей и в стрит-ретейле на центральных улицах столицы. По данным экспертов Colliers International, итогам I полугодия 2020 года средний уровень вакантности на центральных улицах Москвы составила 7,5%, что на 2,2% больше, чем в аналогичном периоде прошлого года. Рост доли свободных помещений был зафиксирован на Бульварном кольце (8,3% против 6,6% в I полугодии 2019 года) и на Патриарших прудах (6,3% против 6,1%). А на Садовом кольце и на пешеходных улицах уровень вакантности за год снизился на 0,9% и 0,8% соответственно.

На заведения общественного питания пришлось 42% от общего количества всех закрытий бизнеса во II квартале 2020 года. А 12% - на сферу банков и финансовых услуг, активно переводящих свои сервисы в онлайн.

Эта ситуация повлияла на арендные ставки. Во II квартале верхний диапазон ставок увеличился на Тверской улице (на 28%), Кузнецком Мосту (25%), Новом Арбате (9%), Арбате (2%) по сравнению с показателями в I квартале 2020 года. Зато нижний диапазон, ставок напротив, снизился в Столешниковом переулке (на 10%), на Тверской (9%), Петровке (24%), Мясницкой (28%), Новом Арбате (18%), Арбате (13%). Такое изменение диапазона ставок связано, в первую очередь, с появлением на рынке новых предложений, как дорогостоящих, так и наоборот, бюджетных.

Рост объема пустых площадей на торговых улицах Москвы в I полугодии 2020 года произошел из-за закрытия магазинов, которые были неэффективными и не смогли пережить возникшие форс-мажорные обстоятельства. Закрывались также точки общественного питания, которые в период самоизоляции могли работать только навынос. Отделения банков из-за перевода услуг в онлайн также продолжали сокращать свое присутствие в центральных локациях. А сувенирные лавки сворачивали бизнес из-за уменьшения туристического потока на фоне эпидемии.
Сектор стрит-ретейла более чувствителен к изменениям, чем другие сектора коммерческой недвижимости. Но он гораздо быстрее адаптируется к изменениям и быстрее восстанавливается. Активным игрокам сложившаяся ситуация дает новые возможности на центральных улицах Москвы – они смогут постепенно вернуться к планам развития. Освобождаемые площади будут занимать продуктовые сети и общепит. Количество новых международных брендов будет ограничено в стрит-ретейле, но рынок останется динамичным.