Говорят, прогнозы — вещь неблагодарная. Но давайте поговорим, с чем ресторанная отрасль выходит из коронавируса и какое будущее нас ждёт.
16 июня открылись «летники» (летние веранды ресторанов в Москве – Ред.), и до 23 числа на них было не протолкнуться. Вроде как, повод для радости. Но не стоит забывать, что число посадочных мест на верандах — не больше 4% от всего числа посадок в ресторанах Москвы, и, запустившись, 1/20 ресторанного рынка столицы в любом случае должна была быть битком.
Летние веранды каждый год работают лучше основных залов, но этот год бьет все рекорды. Люди не хотят сидеть в помещении, боятся коронавируса. Плюс выстрелили тусовочные места, например, выручка ресторанов на Патриках стала сильно выше остальных. В противовес им — абсолютно пустые рестораны в бизнес-центрах, рассчитанные на офисный поток.
23 июня запустились уже сами рестораны, и какой-то поток гостей мы получили. Тут сработал «эффект отложенного спроса»: когда человек долго отказывает себе в чем-то, сидя дома, ему этого очень хочется. Но это лучше работает с магазинами. Оставшись на три месяца без покупок одежды, мы потом обязательно пойдём за обновками, а вот объедаться в ресторанах будем вряд ли, сходим пару раз, так как соскучились, и все. Вот так за быстрым всплеском в ресторане и наступит спад.
Есть и другие гости: те, кто пока ещё боятся идти в рестораны из-за коронавируса. К нормальной жизни они вернутся попозже, в ресторанах мы их дождёмся. Но насколько один всплеск активности сможет компенсировать другой — пока не знает никто. И, конечно, есть и те, кто лишился части доходов, кому урезали зарплату. Эти люди экономят, им не до ресторанов в принципе.
Что же касается самих ресторанов, часть из них вообще не открылась, другие могут не дотянуть до декабря. Запущенная во время пандемии доставка оправдала себя только в заточенном под неё демократичном формате: пиццериях, там, где делают суши или продают полуфабрикаты. Средние рестораны, связавшись с доставкой, сработали в итоге в минус. Но даже те, кто укрепил свои позиции на доставке, сейчас пытаются не потерять их и иметь с этого какой-то дополнительный доход.
Ещё один момент — аренда. Далеко не все арендодатели пошли с рестораторами на компромисс. Самыми несговорчивыми оказались бизнес-центры. В итоге у ресторанов там сейчас больше всего проблем, ведь гостей - офисных служащих у них тоже почти не стало. Например, большинство ресторанов в Москва-Сити стоят пустые, в жесточайшем минусе даже до выплаты аренды. Они просто за гранью выживания.
Что мы прогнозируем? Поток гостей в ресторанах значительно уменьшится, многие не смогут выйти даже на 50% от своего докризисного уровня. А для большинства падение выручки даже на 20% — уже минусовая история, они не выживают, а значит, через некоторое время вынуждены будут закрыться.
Что же нас ждёт? Несколько очень сложных месяцев, за которые ресторанный рынок, конечно, потеряет часть ресторанов. Потому, что сейчас они открылись с огромными долгами, с большими кассовыми разрывами, надеясь с помощью гостей и доходов погасить старые долги. Но очень многие не смогут сделать это и накопят новые долги, так как нынешнего оборота для нормальной работы им просто не хватит. Так, в течение нескольких месяцев мы получим серьёзную волну потерь. И, конечно, мы надеемся, что второй волны «короны» не будет. Иначе она просто станет контрольным выстрелом в голову всей российской ресторанной отрасли.


Из новостей северной столицы: с 6 июля в Петербурге открываются государственные музеи, бассейны, фитнес-центры и бани.
Параллельно городские власти продлили запрет на работу ТРЦ, гостиниц и ресторанов до 12 июля. Но и это может быть не последний срок. Понять логику Смольного становится все труднее. Особенно на контрасте с поведением мэрии Москвы, где открылось практически всё, что было закрыто на время пандемии.
При этом в пригородных электричках, идущих в сторону Комарово, Репино, Сестрорецка и по другим направлениям, по выходным не протолкнуться.
Речь в Питере идет уже не о помощи бизнесу и создании для него комфортных условий, а фактически о выживании целых отраслей городской экономики.
Повторяю, точных сроков открытия ТРК и ресторанов по-прежнему нет. Говорят, что в распространении вируса мы отстаём от Москвы на две недели, но по факту в столице торговые центры открылись еще 1 июня. Месяц прошел!
ТРЦ на замке в Петербурге с конца марта. Лично у меня не осталось приличных слов, чтобы передать эмоции. Думаю, те же чувства испытывает большинство питерских девелоперов, отельеров и рестораторов. Впору ругаться матом. Громко!


До конца года планируем открыть первую Dodo Pizza в Социалистической Республике Вьетнам.
Сегодня наши вьетнамские партнеры провели платеж за мастер-франшизу Dodo Pizza во Вьетнаме. Для нас это официальный старт проекта запуска сети в этой замечательной стране, которому предшествовало серьезное изучение рынка, возможностей и нашего бренда. Спасибо нашим вьетнамским партнерам за доверие - сделаем все возможное для нашего совместного успеха!
Вьетнам скоро станет еще одной страной, где можно будет отведать нашу пиццу. В нашем сообществе уже 13 стран, скоро присоединятся - Германия (осень 2020), Польша (конец 2020), Словакия и Чехия (весна-лето 2021), Финляндия (конец 2021). И, возможно, скоро будет еще один очень интересный рынок. 

Забавно, как быстро настроение «наша жизнь никогда не станет прежней» сменилось на обыкновенное. Первые глотки кофе от любимого бариста больше не вызывают слез радости на лице. Рестораны, шоппинг, улицы - на все снова можно жаловаться и воспринимать как данность. Удивительные мы существа, люди.