Пандемийный 2020 год придал всей отрасли электронной торговли стремительное ускорение, которое трудно было представить в начале года. Изменилось если не все, то практически все. Темп роста отрасли в разных сегментах составил до 2,5 раза. Развивать онлайн-каналы продаж стали те компании, которые раньше туда особо не стремились, — металлургические холдинги и компании промышленного сектора, b2b-сектор также стал уходить в онлайн. Это говорит о том, что развитие онлайн-торговли начинает превалировать над офлайном. Для меня главными в 2020 году стали следующие события.

1. Успешное IPO Ozon
Первое публичное размещение акций Ozon на американских биржах, результат которого превзошел ожидания даже в самой компании, показатель того, что российский рынок электронной коммерции становится значимым и инвестиционно привлекательным на мировой арене.
Российский e-commerce развивается бурнейшими темпами, к 2023 году мы надеемся получить 20% от всей розничной торговли.

2. Выход Wildberries на европейский рынок
Экспансия Wildberries на рынок Польши, о которой публично стало известно в начале этого года, — еще одно подтверждение инвестиционной привлекательности франшизы и российского e-commercе в целом.

Wildberries и Ozon — два огромных игрока отрасли, которые ломают и переделывают электронную торговлю. Они меняют одно из устоявшихся правил исключительно российского рынка дистанционной торговли — cash on delivery, то есть (оплата покупки после ее получения). Нигде в мире такая система больше не работает. Клиенты этих игроков готовы вносить предоплату, потому что понимают, что даже если что-то пойдет не так, то свои деньги они вернут. Российский потребитель стал доверять e-commerce. Это самое главное изменение за последний год.

3. Закрытие розничных магазинов на месяц
Губительные для розничной торговли ограничения дали неимоверный толчок диджитализации бизнеса. Все, от мала до велика, от ларьков до крупных промышленных холдингов, стали оперативно налаживать онлайн-канал продаж. После частичного снятия ограничений покупатель оценил удобство и простоту онлайн-шопинга и по инерции продолжает совершать покупки дистанционно.

4. Доставка за 15 минут
Несколько лет назад никто не предполагал, что доставка чего-либо может осуществляться не только в тот же день, не только в определенный временной интервал, а за 15 минут. Компании, которые в период самоизоляции нарастили мощности, автоматизировали процессы и расширили штат, сегодня выигрывают на рынке, используя логистику как основной элемент маркетинга.

5. Сделка Сбербанка и Mail.ru Group о покупке 75,6% «Самоката»
Оценив успех продажи «Самоката», на рынке активно начали появляться мелкие игроки. Тенденция их поглощения крупными игроками продолжится. А вот реальная возможность составить конкуренцию таким крупным российским компаниям, как «Деловые линии» или СДЭК, есть только у компаний с государственным ресурсом или неограниченным капиталом.

6. Онлайн-продажа лекарств
Разрешение на дистанционную торговлю лекарствами — это абсолютно правильное, необходимое решение в сегодняшних реалиях. Осталось довести его до ума и сделать реализацию фармацевтической продукции удобной для покупателя и продавца, а также позволить участвовать в этом процессе организациям малого и среднего предпринимательства.

7. Создание Реестра надежных франшиз Торгово-промышленной палаты РФ
В период пандемии спрос на некоторые виды франшизы, в основном приспособленные к работе в онлайн-сфере, увеличился в несколько раз. Увеличилось количество и так называемых «оберточных» франшиз с красивыми условиями на бумаге, но неработающей экономической моделью. Покупая такую франшизу, франчайзи теряет деньги и доверие к этой бизнес-модели. Банки тоже теряют доверие к начинающим предпринимателям, которые из-за потери денег перестают выплачивать кредит. В ТПП РФ эту проблему решили, создав Реестр надежных франшиз. Реестр фактически стал знаком качества франшизы, им гордятся и показывают потенциальным клиентам в качестве одного из главных преимуществ. Банки снова начали кредитовать франчайзи, аккредитованные в реестре, предприниматели перестали терять деньги.