Банально, но прогнозы — дело мало полезное. Но точно ничего хорошего не будет! Мы видим резкий рост курса (евро и доллара — Ред.). У нас есть текущие валютные контракты, поэтому мы замерли с платежами в ожидании более благоприятных обстоятельств. Мы ожидаем ажиотажного спроса на товары народного потребления.

Обдумываем модель сдерживания неадекватного спроса и пополнения запасов.

Цены взлетят вслед за газом и нефтью. Ничего необычного. Но я хочу верить, что действия, направленные на исправление кривизны экономики мировых держав военными способами, закончатся быстрее, чем нам видится.

Мне бы сейчас с Кавказа выбраться, а все остальное потом.

Не готовились. Точно будет всем плохо. Степень плохости невозможно прогнозировать. Можно ожидать инфляцию, люди перестанут тратить деньги, а бизнес будет опасаться делать резкие движения.

Мы спокойно относимся к тому что происходит, так как это было очевидно. К сожалению, РФ ведёт войну с Америкой и площадкой стала Украина.

Сейчас никаких прогнозов не делаем, работаем по факту и следим за развитием событий. Все зависит от того, что будет дальше и какой будет реакция запада и Европы. Пока предугадать сложно.

Единственное что мы не делаем: пока не платим аренду по фактическому курсу.

Платим по курсу, который был неделю назад и планируем передоговариваться с ТЦ о его фиксации. Сейчас непонятно ограничится ли все действиями на Украине, или наши города, в том числе и Москва, будут тоже затронуты. Поэтому без истерик работаем, выполняя все текущие задачи. Специально мы никак не готовились, потому что пандемия прошлась по нам не хуже, чем военные действия.

После начала пандемии мы находимся в шатком состоянии и по сути привыкли работать вне рамок широких горизонтов планирования.

Единственное могу точно сказать, что мы не готовились, и я лично не верил, что это возможно.

Дорогие предприниматели, к сожалению, нам всем надо приготовиться к страшенному росту цен на сырье, материалы и логистику, в связи с этим и исчезновению большого количества продуктов и росту цен на все. Я уже пошла готовиться. И вам то же самое предлагаю сделать (Из Telegram-канала «Будни предпринимателя»).

Думаю, что экономика России была подготовлена к жестким последствиям в виде санкций, ограничений, военных и поствоенных издержек. То, что еще месяц назад казалось невозможным, случается и неожиданно экономика оказывается к этому готова. На фоне военных действий рубль слабеет, нефть дорожает. Я не думаю, что Россия перестанет экспортировать нефть, даже в условиях санкций, а это значит, что в бюджете будет больше денег оставаться, но зарплаты и расходы в рублях (услуги, товары) окажутся относительно более дешевыми. Для рынка жилой недвижимости думаю все останется на своих местах. Цена на неё будет дорожать в рублях, повторяя пики кризиза 2014 г. А вот для коммерческой недвижимости будет сложнее - усилится отток иностранного капитала, т.к. и так весьма скромные доходы станут еще более скромными в пересчёте на валюту. Мы уже предполагаем какие будут санкции и ударят они в основном по банковскому сектору — а это значит более дорогие кредиты и сложности в реализации девелоперских проектов.

Если говорить про торговые центры, то тут главный вопрос — что будет если западные бренды начнут уходить с рынка? 

Такой вариант обсуждался в профессиональной среде, но в него боялись верить. Сейчас, к сожалению, эта перспектива вполне вероятна. И как будут выглядеть наши ТЦ, если привычный нам «Макдоналдс» вытеснится «Теремком», Zenden займет место Ecco, MI Store появится вместо ReStore. Готовы ли владельцы торговых центров к новому миру, где будет больше фирменных магазинов от российских заводов, брендов из Китая и Ирана, отделов национальной торговли, или даже появятся аналоги советских «Березок»? Вариантов развития ситуации много — хочется верить в то, что изменения будут не такие стремительные. Невозможно было подготовиться к такому сценарию. До последнего момента все ждали, что ситуация будет развиваться в более мирном ключе. Сейчас понятно, что мы в точке бифуркации и любые даже самые невероятные варианты нельзя сбрасывать со счетов.

Любые военные действия неизбежно приводят к проблемам в экономике. Сегодняшняя ситуация не исключение. Я прогнозирую для рынка общественного питания очень непростые времена.

Резкий рост курса иностранной валюты вызовет рост цен на оборудование, необходимое для нормальной жизнедеятельности ресторанов – подорожает все, что экспортируется, причем неважно из какой страны – из государств ЕС или из Китая.

Думаю, что следом подорожает и оборудование, которое производится в России. Очевидно, что продолжится рост цен и на продукты. Как это повышение учесть сегодня в меню, пока непонятно. Боюсь, что добавится и психологический фактор – люди в такой нервозной обстановке задумываются совсем не о том, как отдохнуть в ресторане, отметить свадьбу, день рождения или просто поужинать. Все начнут экономить, и в первую очередь на развлечениях и отдыхе. Я предвижу падение спроса на услуги общественного питания в ближайшее время. К подобной ситуации подготовиться было невозможно. Хочется верить в то, что все закончится быстро и экономика России выстоит. Но очевидно ресторанный бизнес ждут сложные времена.

Если делать прогнозы с холодной головой, то ещё рано. Пока это все эмоции. К такому точно не готовился. Ну а бизнес с экономикой… Все видят биржевые индексы, особенно наши -70% за рубежом. Открывать рестораны, конечно, не перестанут, но с продуктами и оборудованием будут очевидные проблемы, как всегда. Как максимум, так как я работаю от фактически элитного монопродукта, возможно придётся покинуть РФ. Я из говна конфеты делать не умею.

Все плохо, конечно. С оценками надо немного подождать, оценив все ситуацию. Я думаю, что на всякий случай люди перестанут тратить деньги. Вдруг все необходимое опять подорожает. Ну а те, у кого есть рубли, будут срочно искать возможности вложения. Золото, недвижимость и т.д.

К этому нельзя подготовится. Будет плохо, высокая инфляция, долгосрочно - спад спроса.

Все будет парализовано, потому что никто не понимает, что делать. Мы максимально снизим всю активность и затраты, соответственно. Я думаю, что конкретно сегодня никто про спрос прогнозов не даст. Все в шоке. Думаю, потребитель, как и все остальные, в шоке. Сейчас гречку начнут сметать. К такому — нет, не готовились.

Бизнесу будет очень тяжело. Но учитывая опыт последних лет — экономический кризис, коронакризис, уверен, что все быстро сориентируются. Сейчас время затянуть пояса и работать над сокращением расходной части. Относительно «великов» — здесь у нас волнения минимальны. Они всегда хорошо продаются в кризис. Да, мы готовились. У нас полные склады «великов» для всех возрастов.

Сейчас можно прокомментировать лишь одно — лучше не будет точно и как долго это продлится никто не предскажет. А реальные потери нашего бизнеса могут быть непоправимыми и даже летальными.

С утра некоторые поставщики закрыли поставки в связи с неопределённой ситуацией с валютами.

Некоторые прислали обновлённые прайсы с увеличенными ценами. Понятно, что рынок среагировал негативно на утренние новости повышением цен на сырьё и в какой прогрессии нам следовать этим ценам неясно. На сегодняшний день, сравнивая рентабельность общепита с тем, что было еще двумя годами ранее, мы видим снижение в два раза. Сейчас же многие не справятся с ценовой политикой. Понятно, что наши многие рестораторы не выживут. Не продавать же нам пиццу Маргарита по 5000 рублей! Конечно мы не готовы были к такому. Общепит очень болезненно пережил пандемию, а теперь ещё и это!