2022 год заставил рынок перевернуться с ног на голову, а компании – пересмотреть свои бизнес-процессы. Гостинично-ресторанный бизнес оказался одной из тех сфер, которые больше всего пострадали от кризиса, потеряв не только часть прибыли, но и ценных сотрудников.

Сегодня бытует мнение, что экономическая и социально-политическая ситуация спровоцировали формирование в России «рынка работодателя»: кандидатов стало значительно больше, чем вакансий. Однако это вовсе не так, и компаниям в HoReCa приходится месяцами искать подходящих кандидатов. На это есть ряд причин:

1. Работа в HoReCa не считается престижной. Работа на линейной позиции в гостинично-ресторанном бизнесе считается бесперспективной. В основном в отрасль приходят студенты для подработки и остаются в ней ненадолго. Именно поэтому в ресторанах и гостиницах такая большая текучка, а встретить официанта или бармена старше 35 лет крайне сложно.

2. Частичная мобилизация спровоцировала «утечку мозгов». За 2022 год из России эмигрировало большое количество хороших специалистов. Такая тенденция крайне негативно отразилась на работе отелей и ресторанов: они лишились не только барменов и официантов, но и топ-менеджеров, которые систематизировали все бизнес-процессы. Отток кадров в Центральную Азию и страны Ближнего Востока в то же время привел российские ресторанные холдинги к открытию собственных заведений в Казахстане, Дубае, Турции. Эмигрировавшим россиянам стало проще найти работу за рубежом, а значит и поводов возвращаться на отечественный рынок труда – меньше.

3. У бизнеса изменились требования к кандидатам. Еще один пункт, усложняющий подбор кандидатов – изменившиеся запросы работодателей. В условиях нестабильности компаниям нужны сотрудники, которые не только проактивны, но и готовы обучаться и конкурировать. Особенно эти требования касаются топ-менеджеров, от которых в долгосрочной перспективе зависят бизнес-показатели. Работодатели стараются «хантить» таких кандидатов с помощью нематериальной мотивации и собственного HR-бренда, нежели увеличенной зарплаты.

Что ждет HR-специалистов и работодателей в 2023

Кроме очевидного дефицита кадров, перед рекрутерами и работодателями появились и другие, не менее серьезные, вызовы:

1. С рынка ушли зарубежные управляющие компании. Крупные иностранные корпорации продали свой бизнес российским партнерам, однако забрали с собой все стандарты и технологии. В связи с этим перед HR-специалистами остро стоит вопрос о внедрении новых стандартов подбора и обучения сотрудников, разработки корпоративной культуры. Поэтому в 2023 году будут крайне востребованы сильные HR-директора и бизнес-партнеры, которые смогут буквально с нуля прописать новые нормы работы и собрать сплоченную команду.

2. Изменился профиль сотрудника. Частичная мобилизация, объявленная 21 сентября, настолько потрясла рынок, что работодатели больше не готовы рисковать собственными человеческими ресурсами. Компании изменили профиль идеального сотрудника, и сегодня они отдают предпочтение женщинам, мужчинам старше 55 лет и иностранным гражданам.

В HoReCa в связи с этим начнется новая эпоха, когда почти все места шеф-поваров займут девушки, чья квалификация ничуть не уступает знаниям и опыту поваров-мужчин.


Что касается кандидатов старше 55 лет – чаще всего их рассматривают на должности с поддерживающим функционалом, например, в отделы маркетинга или IT.

3. Возрастает спрос на аналитиков. Гостинично-ресторанный бизнес постоянно обращался за данными к компаниям «большой четверки». К сожалению, их зарубежные управляющие компании ушли, забрав с собой все утилиты и технологии для работы с массивами информации. Качество и скорость консалтинговых услуг из-за этого заметно снизились. Поэтому сегодня активно растет спрос на инхаус-специалистов. В HoReCa ищут аналитиков, которые будут на постоянной основе работать с внутренней информацией и на ее основе строить стратегии и формировать бюджеты.
4. Работа с командой и психоэмоциональной составляющей. Кризис отражается не только на компаниях, но и на сотрудниках. На фоне стресса ухудшается коммуникация внутри команды, а также между специалистами и руководителем. Чтобы поддержать сотрудников и удержать их на местах, бизнесу придется озаботиться их психическим здоровьем. Формируется все больший спрос на коучей и психологов, которые работают с командами. Некоторые крупные работодатели привлекают психологов еще на этапе подбора и найма. Эта тенденция точно не утихнет в ближайший год и распространится не только среди больших компаний, но и стартапов. Такая практика может показаться бесполезной или слишком затратной, однако она поможет вовлечь команду в работу и, как следствие, повысить продуктивность каждого из специалистов.

Кризис, заставший нас врасплох, заставит HR-специалистов в HoReCa пересмотреть привычные подходы к подбору и адаптации сотрудников в 2023 году. Инструменты и методы работы должны будут модернизироваться и пересматриваться в течение всего года, иначе бизнесу не только не удастся «схантить» новых кандидатов, но и удержать текущих сотрудников.